Когда говорят о самой протяженной улице исторической части Самары - Молодогвардейской, в дореволюционном прошлом Соборной – обычно имеют в виду кварталы, приближенные к бывшей Соборной площади.
Это понятно, поскольку наконец-то достроенный к 1894-му году храм Христа Спасителя стал мощной доминантой, и если бы не последовавшие спустя 20 лет события, тогдашняя Соборная со временем могла бы претендовать на звание главной городской улицы.
А «место рождения» улицы – на склоне реки Самары – сейчас как-то вниманием обделено. Хотя лет 100 – 120 назад все было иначе. Вода в Самарке тогда была более чистой и теплой, чем в Волге, а ее зеленый берег служил горожанам любимым местом отдыха. Причем городские власти озаботились его соответствующим благоустройством. Как сообщала в мае 1900-го «Самарская газета», «На реке Самарке, по Соборному спуску, открыта для публики общественная купальня с общими мужскими, женскими и номерными отделениями».
То есть в мае месяце Самарка уже настолько прогревалась, что начинался купальный сезон, и именно в начале улицы Молодогвардейской находился первый городской пляж, оборудованный по всем тогдашним правилам , купальными фургонами.
Ведь, согласно пляжному этикету рубежа веков, купальщик заходил в «купальную машину» на берегу, в ней переодевался, после чего машина спускалась на воду и разворачивалась так, чтобы купальщик не был виден. Только после этого можно было спуститься по ступенькам в воду и поплавать. По завершении «водной процедуры» следовало опять подняться в фургон и поднять над ним флажок - сигнал к доставке на берег.
Так что 120 лет назад здесь было оживленно и весело. Речной берег служил местом развлечений, прогулок и знакомств, а улица Соборная соединяла его с центром города в единый ансамбль.
Улица, естественно, начала обстраиваться, сначала – доходными домами эконом-варианта, из кирпича без штукатурки и лепнины, декорированные узорчатой кирпичной выкладкой.
Заказчиками таких домов обычно были выходцы из крестьян, не любившие лишних трат. Получалось и бюджетно, и каменщику было где проявить мастерство. Благодаря качеству тогдашнего кирпича и квалификации строителей дома эти до сих пор никуда не делись и используются под жилье.
Ну а выше начали появляться нарядные особняки. Один из красивейших в этой части улицы был построен для мещанина И.Я. Шишкина. Тут у заказчика были другие представления о прекрасном, так что дом служит отличным образцом раннего модерна.
В центральном выступе-ризалите изначально был раскрыт проем парадного входа в форме чаши, а за фигурной парапетной стенкой находился световой фонарь мезонина с мелкой квадратной расстекловкой.
Справа и слева вывешены граненые эркеры с узкими окнами в каждой грани, увенчанные криволинейными шестигранными куполами с широкой «юбочкой». Межоконные проемы первого этажа рустованы, окна второго этажа декорированы соединенными наличниками геометрических форм. Если бы не позднейшие «вмешательства», все было бы замечательно.
Но парадный спуск к реке здесь в итоге не сформировался. Причина в том, что, по мнению отцов города, зона отдыха – это хорошо, а необходимая городу приречная промышленная зона – это еще лучше и гораздо важнее. Наверное, так оно и было, поскольку и Волга, и Самарка обеспечивали городу огромный товарный грузооборот, бурный экономический рост и развитие. После строительства бухт Самарского затона по берегу была протянута грузовая железнодорожная ветка, вырос элеватор, позже сюда же подтянулся судоремонтный завод. Красивые особняки возле новой промзоны больше не строились - «гражданское» строительство сместилось выше.
Но, как известно, свято место пусто не бывает, и жизнь с зеленого берега не ушла, только обустраиваться стала в совсем другом формате. Домики старой постройки стоят и даже обрастают пристроями. Район сложился своеобразный, с особым, не вполне городским укладом, баньками и огородами со стороны улицы Затонной
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете