Найти тему
ПоУшиВКино

“За пропастью во ржи” (2017): Элементы, из которых состоит фильм

Оглавление

“Представь себе книгу, которую хочешь прочесть. И напиши её” (с) Уит Бёрнетт

Постер фильма "За пропастью во ржи"
Постер фильма "За пропастью во ржи"

Премьера фильма “За пропастью во ржи” (Rebel in the Rye) режиссёра Дэнни Стронга состоялась на фестивале Sundance Film Festival 24 января 2017 года. В широкий прокат он поступил 8 сентября.

Сюжет фильма

Повествование построено на биографических фактах о писателе Джероме Дэвиде Сэлинджере – его поступление в университет, знакомство с Уитом Бёрнеттом, Вторая Мировая война и издание романа “Над пропастью во ржи”. И, собственно, красной нитью через весь хронометраж идёт гипотеза того, как именно создавался образ Холдена Колфилда.

Завязка сюжета держится на знакомстве молодого Джерома с Уитом Бёрнеттом. В 1939 году Сэлинджер поступил в Школу общих исследований Колумбийского университета (Columbia University School of General Studies) на Манхэттене, где он посещал уроки письма, которые вёл Уит Бёрнетт, редактор журнала Story.

Мои мысли по фильму

Этому фильму я поставила на КиноПоиске высоченную оценку 9, потому что истории о писателях и любых пишущих людях вызывают у меня отклик в душе. А тут вообще Сэлинджер. Его роман я читала, ещё учась в университете, и ничего не поняла. Меня это не смущает. Возможно, я прочитаю роман снова, и у меня появятся новые впечатления. С того момента я запомнила одну фразу: “Спокойной ночи. Спокойной ночи, Салли, миленькая! Солнышко моё, девочка моя милая! – говорю. Представляете себе, до чего я был пьян”. Мне казалось на тот момент очень искренним обращением, которое хотелось бы услышать и самой. В этом же эпизоде используется фраза “Я, моя персона и я сам” (Me, Myself and I), которая позже разойдётся по песням, книгам и человеческим разговорам.

На данный момент мне этого достаточно.

Историю величайшего американского писателя и автора самого значительного произведения американской литературы в фильме представили очень просто. Его арку от студента Колумбийского университета, бурно воспринимающего череду отказов до человека, которого “теперь все его хотят печатать” особо не усложняли, и сделали максимально предсказуемой. Было очевидно, что Уит Бёрнетт его испытывает, что Джером вопреки мнению отца будет продолжать писать, что с Уной ничего не будет, что у Джерома скверный характер.

Пожалуй, лучше, чем этот я могу назвать фильм My Salinger Year (2020). Там образ писателя передан через тех, кто не может к нему прорваться из-за его уединённого образа жизни. И это почему-то получилось полнее и достовернее.

Элементы Rebel in the Rye

Но для меня главным достоинством фильма Дэнни Стронга являются его декоративные части. Его максимально сделали богемным, писательским и атмосферным. Населили названиями журналов, цитатами из классики, клацаньем печатной машинки и скомканными белыми листами.

Он начинается с вечера в Stork Club и заканчивается публикацией портрета писателя на обложке журнала TIME.

Потому я решила в статье собрать все отсылки, которые заметила, и дать им расшифровку.

Stork Club

Stork Club, где молодой Джером Сэлинджер впервые увидел Уну О’Нил. Это был 1939 год, значит, адрес 3-я Восточная 53-я улица.

Stork Club – это ночной клуб в Нью-Йорке. Был открыт в 1929 году на Западной 58-й улице. В 1931 году на него напали агенты "Сухого закона" (Prohibition agents). После налёта он переместился на Восточную 51-ю улицу. С 1934 года до своего закрытия в 1965 году он располагался на 3-й Восточной 53-й улице, чуть восточнее Пятой авеню, когда стал всемирно известным благодаря своей знаменитой и роскошной клиентуре.

Начав историю в фильме с клуба, символизирующего café society, богатую элиту, включая кинозвёзд, знаменитостей, танцовщиц и аристократов, где для них специально была отведена VIP-комната, нам ненавязчиво показывают социальное положение главного героя. В деньгах он не нуждается. У него есть возможность гулять по клубам и дерзить преподавателям в колледже. Отец имеет виды на его будущее – он хочет сделать его частью своего бизнеса по производству мяса и сыра. А Джером может тянуть время и продолжать желать исполнения своей мечты. Стать писателем.

За годы существования клуба многие политические, общественные и знаменитые деятели побывали в его стенах. Семьи Кеннеди и Рузвельт, герцог и герцогиня Виндзорские. Новость о помолвке Грейс Келли с принцем Монако Ренье появилась после их визита в Stork Club. Эрнест Хемингуэй смог обналичить свой чек на 100 000 долларов за права на экранизацию "По ком звонит колокол" (For Whom the Bell Tolls) в Stork Club, чтобы оплатить свой счёт.

Печатная машинка

Remington – печатная машинка. Её показывают, когда Джером сидит за работой. Я изучила материалы в поисках модели печатной машинки, но именно Remington не нашла.

Печатная машинка Royal
Печатная машинка Royal

В 2019 году в New York Public Library были представлены некоторые вещи писателя, в том числе оригинальный машинописный текст "Над пропастью во ржи" и одна из двух печатных машинок. Эта модель Royal. Так что в этом почему-то допустили неточность.

A New York Public Library Show Offers a Rare Glimpse Into Reclusive Author JD's Salinger's Life—See Highlights Here

A Rose for Emily Уильяма Фолкнера и The Young Folks

Короткий рассказ “Роза для Эмили” (A Rose for Emily) писателя Уильяма Фолкнера. Фрагмент рассказа на занятии по литературе читает Уит Бёрнетт как образец захватывающего текста, который обязательно заинтересует, даже если его читать унылым тоном. A Rose for Emily был опубликован впервые в 1930 году в американском журнале The Forum. И это была первая работа Фолкнера, опубликованная в национальном журнале.

***

Надзиратель снял с неё петлю и привёл её в чувство. Затем избил её и отхлестал. [ …..] Она повесилась на собственном платье”.

***

Выполняя задание преподавателя, Джером Сэлинджер как раз пишет The Young Folks, свой первый короткий рассказ, который, по его мнению, цепляет своим ярким голосом. Бёрнетт отказывается публиковать его в своём журнале Story и отправляет Джерома в The New Yorker, якобы они его с радостью примут. Там Сэлинджер тоже получает отказ.

1 марта 1940 года всё же рассказ был опубликован в Story, и Джером получил от Бёрнетта гонорар в 25 долларов. Бёрнетт стал наставником Сэлинджера, и они переписывались в течение нескольких лет.

Выпуск Story с рассказом Сэлинджера
Выпуск Story с рассказом Сэлинджера

В этой зарисовке содержится два момента. Первый – важно быть настойчивым, уметь принимать отказы и не считать их приговором. Второе – интересно то, что Бёрнетт зачитывает именно первое произведение большого писателя в аудитории, где сидит другой будущий классик литературы. Мне всегда нравились такие отсылки в кино.

Журнал Story

Story – это литературный журнал, издававшийся в Колумбусе, штат Огайо. Публиковалась с 1931 года. Был учреждён в 1931 году журналистом-редактором Уитом Бёрнеттом и его первой женой Мартой Фоули в Вене, Австрия. На его страницы попадали рассказы новых авторов. Всего в Вене было опубликовано 67 экземпляров дебютного номера (апрель–май 1931 года). В 1933 году редакция Story переехала в Нью-Йорк, где Бёрнетт и Фоули в 1936 году основали Story Press. В начале 40х журнал публиковал ранние работы Трумэна Капоте.

“Лёгкий бунт на Мэдисон”

Рассказ написан в 1941 году. Джером Д. Сэлинджер с ним предпринял очередную попытку публикации в The New Yorker. Мне кажется, в этом фильме хорошо показано, как редакция журнала печётся об уровне материалов, которые они принимают на свои страницы. Для них важно, чтобы такого уровня рассказы можно было прочитать только у них.

К рассказу Сэлинджера они отнеслись положительно, попросив лишь внести два изменения. Они хотели, чтобы писатель объяснил, почему Холден пьёт и финал должен давать надежду на положительный исход. Но у Сэлинджера была принципиальная позиция, что рассказ не должен обманывать. В нём не может быть того, чего не произошло в жизни. У Сэлинджера была довольно пессимистичная установка на жизнь, и в своих литературных трудах он не хотел казаться другим человеком.

Slight rebellion off Madison в итоге был опубликован в The New Yorker 21 декабря 1946 года. Через пять лет после сочинения. Препятствием ещё стала и война. Журнал тогда отклонил публикацию, потому что настроение в обществе было мрачным, а рассказ казался слишком фривольным.

Cherry Lane Theatre

Уит Бёрнетт и Джером Сэлинджер идут по улице, а на втором плане виден вход в театр Cherry Lane Theatre. Это было уже после возвращения Джерома с войны. Уит спрашивал, на каком этапе у него работа над романом о Холдене Колфилде, а писатель ответил, что ему трудно сочинять именно эту историю, она мысленно отбрасывает его в окопы.

Ряд крупных американских пьес были поставлены в театре по произведениям Ф. Скотт Фицджеральда, Юджина О'Нила, Гертруды Стайн, Уильяма Сарояна, Сэмюэла Беккета и Теннесси Уильямса. На самом деле их намного больше, но и из этого списка для фильма имеют значение два имени.

Юджин О'Нил (Eugene O'Neill) – американский драматург и обладатель Нобелевской премии в области литературы. Он является отцом Уны О'Нил, первой любви Сэлинджера, с которой у него не сложилось, чей образ зашифрован в Салли из “Над пропастью во ржи”.

Уильям Сароян – армяно-американский романист, драматург и автор коротких рассказов. Лауреат Пулитцеровской премии в номинации “Драма” в 1940 году и обладатель премии Oscar (The Academy Award for Best Story*) 1943 года за фильм “Человеческая комедия” (The Human Comedy).

* Премия "Оскар" за лучший рассказ – это описание сюжета и персонажей, но, как правило, оно лишено большей части диалогов. Отдельный сценарист превратил бы эту историю в полноценный сценарий. Номинация существовала с 1929 по 1956 год.

Сэлинджер говорит Бёрнетту, что ему трудно работать над текстом
Сэлинджер говорит Бёрнетту, что ему трудно работать над текстом

Его имя упоминает Уит Бёрнетт в очередном разговоре с Джеромом, говоря, что открыл и Сарояна в том числе, потому что у него чутьё на настоящие таланты.

Прообразы Джона Хинкли, Марка Чепмана (это лишь догадка)

После того, как роман был опубликован, у него появилось множество почитателей. В образе Холдена Колфилда американцы непременно видели себя, его переживания отзывались в их душах как свои собственные. Несколько раз писателю на улице попадался молодой человек с экземпляром романа. Этот человек повторял, что он и есть Холден, как Сэлинджер узнал о его жизни, раз так точно всё смог описать.

Таинственный незнакомец с экземпляром романа
Таинственный незнакомец с экземпляром романа

Возможно, в этом таинственном поклоннике, одержимом романом и отдельно Колфилдом, зашифрованы те, кто совершил покушение на Рональда Рейгана в 1981 году, или убил Джона Леннона, или актрису Ребекку Шеффер.

TIME Magazine

На обложке TIME Magazine от 15 сентября 1961 года разместили крупный портрет писателя Джерома Сэлинджера, а на втором плане можно рассмотреть ржаное поле.

http://content.time.com/time/magazine/0,9263,7601610915,00.html

TIME с писателем на обложке
TIME с писателем на обложке