Найти тему

Тема «Фокусы и миражи» на выставке «Красные Ворота\ Против течения»

Эти понятия охватывают широкий спектр явлений и трактовать их можно очень по-разному: одно дело – фокус-покус в цирке, совсем другое – фокус как хитрость, махинация или даже колдовство. Не случайно в истории живописи легко найти картины, героями которых являются, например, ведуньи, знахари, колдуны, в общем, специалисты по введению в заблуждение.

К. Савицкий. С нечистым знается.1879. Государственная Третьяковская галерея
К. Савицкий. С нечистым знается.1879. Государственная Третьяковская галерея

С древних времен увлекала художников и тема оптических иллюзий, своеобразных живописных миражей. Первыми создали картины-обманки античные творцы, немалое мастерство требовалось, чтобы произведение завораживало и вводило в заблуждение зрителя настолько, что он путал изображение с реальностью. Современные художники иногда тоже делают нечто подобное. Такова, например, работа Антона Батишева «Шарик и муха»: художник мастерски заигрывает с сознанием зрителя, создавая иллюзию объема с помощью сочетания черных и белых полос. Изюминка композиции – гиперреалистичная муха, которая кажется живой и в этом смысле напоминает легенду об античном мастере, который нарисовал виноград на картине так достоверно, что на него слетались птицы.

К.Батишев. Шарик и муха. Цифровая графика, печать. 2018
К.Батишев. Шарик и муха. Цифровая графика, печать. 2018

Мираж, или галлюцинацию совсем иного рода показал в картине «Солдатский сон» Василий Шульженко. Кажется, художник по-доброму улыбался, работая над образом юного солдатика, надолго оторванного от подруг и радостей общения с ними. Сны, мечты, фантазии о любви во всех ее проявлениях вполне естественно рождаются в юной голове, но пока желанный образ – это лишь мираж, игра воображения юноши.

В.Шульженко. Солдатский сон. Холст, масло. 1990
В.Шульженко. Солдатский сон. Холст, масло. 1990

Трогательное ностальгическое фото на металле выполнил Константин Марков, название его работы говорит само за себя - «Взгляд из прошлого». У каждого из нас есть дом и двор, где прошло детство и юность, где были верные друзья и первая любовь, кому не знакомо щемящее чувство ностальгии по тем беззаботным временам! Подернутые дымкой прошедшего времени, образы прошлого, как фата-моргана, приходят к нам во сне или наяву… И кажется, что сам лик дома смотрит на нас с фасада, надо только вглядеться...

К.Марков. Взгляд из прошлого. Фото на металле. 2021
К.Марков. Взгляд из прошлого. Фото на металле. 2021

Детскому фокусу посвятила свою работу Марина Худякова: каждый в детстве разглядывал в глазок игрушечного калейдоскопа подвижные стекла, следя за причудливой игрой граней, лучей и переливов света. То ли звезды, то ли фантастические цветы, то ли какое другое чудо – фантазия, видение, греза… Художница назвала свою абстрактную композицию, привлекающую гармонией, позитивом и прочувствованным сочетанием ярких цветов, просто: «Встреча». Может быть, это встреча с детством и его чудесами?

М.Худякова. Встреча. Холст, ультрахром, принт. 2022
М.Худякова. Встреча. Холст, ультрахром, принт. 2022

Заканчиваем рассказ о «фокусах и миражах» в экспозиции «Красные ворота\Против течения» абстракцией Давида Ру. Автор не дает нам подсказку - названия работы, но мы угадываем в композиции его личное представление об иллюзиях и фантасмагориях, а, может быть, и галлюцинациях, ведь все это – разновидности миражей…

Давид Ру. Без названия. Холст, акрил.2019
Давид Ру. Без названия. Холст, акрил.2019