Эти понятия охватывают широкий спектр явлений и трактовать их можно очень по-разному: одно дело – фокус-покус в цирке, совсем другое – фокус как хитрость, махинация или даже колдовство. Не случайно в истории живописи легко найти картины, героями которых являются, например, ведуньи, знахари, колдуны, в общем, специалисты по введению в заблуждение.
С древних времен увлекала художников и тема оптических иллюзий, своеобразных живописных миражей. Первыми создали картины-обманки античные творцы, немалое мастерство требовалось, чтобы произведение завораживало и вводило в заблуждение зрителя настолько, что он путал изображение с реальностью. Современные художники иногда тоже делают нечто подобное. Такова, например, работа Антона Батишева «Шарик и муха»: художник мастерски заигрывает с сознанием зрителя, создавая иллюзию объема с помощью сочетания черных и белых полос. Изюминка композиции – гиперреалистичная муха, которая кажется живой и в этом смысле напоминает легенду об античном мастере, который нарисовал виноград на картине так достоверно, что на него слетались птицы.
Мираж, или галлюцинацию совсем иного рода показал в картине «Солдатский сон» Василий Шульженко. Кажется, художник по-доброму улыбался, работая над образом юного солдатика, надолго оторванного от подруг и радостей общения с ними. Сны, мечты, фантазии о любви во всех ее проявлениях вполне естественно рождаются в юной голове, но пока желанный образ – это лишь мираж, игра воображения юноши.
Трогательное ностальгическое фото на металле выполнил Константин Марков, название его работы говорит само за себя - «Взгляд из прошлого». У каждого из нас есть дом и двор, где прошло детство и юность, где были верные друзья и первая любовь, кому не знакомо щемящее чувство ностальгии по тем беззаботным временам! Подернутые дымкой прошедшего времени, образы прошлого, как фата-моргана, приходят к нам во сне или наяву… И кажется, что сам лик дома смотрит на нас с фасада, надо только вглядеться...
Детскому фокусу посвятила свою работу Марина Худякова: каждый в детстве разглядывал в глазок игрушечного калейдоскопа подвижные стекла, следя за причудливой игрой граней, лучей и переливов света. То ли звезды, то ли фантастические цветы, то ли какое другое чудо – фантазия, видение, греза… Художница назвала свою абстрактную композицию, привлекающую гармонией, позитивом и прочувствованным сочетанием ярких цветов, просто: «Встреча». Может быть, это встреча с детством и его чудесами?
Заканчиваем рассказ о «фокусах и миражах» в экспозиции «Красные ворота\Против течения» абстракцией Давида Ру. Автор не дает нам подсказку - названия работы, но мы угадываем в композиции его личное представление об иллюзиях и фантасмагориях, а, может быть, и галлюцинациях, ведь все это – разновидности миражей…