Найти тему
Разговоры за хого

Что посеешь, то и пожнешь: какой урожай соберут Россия и Китай с идеологических полей

Опубликовала я тут на днях пост с подобным названием, и читателей он заинтересовал, набралось уже несколько комментариев - как вдруг кривой мобильный редактор его "съел". Тогда я решила опубликовать пост заново - мне не привыкать, полтора года уже имею дело с этим редактором, всякое случалось. Но пока вспоминала меткие фразы и глубокие мысли, которыми изобиловал тот пост (да-да, я сама скромность😆), вокруг меня что-то происходило, приходили люди, эмоционально рассказывали разные истории, в ужасе размахивая руками и употребляя такие слова, что в иной ситуации я подумала бы, что они сильно перебрали. Потом было бурное обсуждение, потом разные важные события, а еще потом - размышления, результаты которых уже не поместились в пост. Так что получилась статья. Примерно о том же, о чем был пост, но и много чего добавилось.

Вот такой получился калейдоскоп
Вот такой получился калейдоскоп

Так вот, заранее прошу прощения у тех, кого эта статья может задеть. И у тех, кто не хочет видеть на канале с развлекательным контентом рассуждения об идеологии. Однако мне кажется, что такой поворот темы вписывается в тематику канала. Более того, о развлечениях сейчас писать даже не хочется. Настала пора вспомнить, что культура, вообще-то, мощное оружие. У меня давно зрела мысль о том, что достоинства и недостатки культурной политики государства становятся видны в трудные для страны времена. И вот созрела.

Сейчас часто цитируют Данилу Багрова: "Русские на войне своих не бросают".
Сейчас часто цитируют Данилу Багрова: "Русские на войне своих не бросают".

Трудный период в жизни страны - это время сбора урожая. Семена убеждений и ценностей, посеянные в умах граждан, прорастают и дают плоды в виде реальных действий. И недавно на примере некоторых своих знакомых я убедилась, что наша культурная политика (вернее, её отсутствие) дала плоды, нежелательные для страны, которая хочет считать себя более или менее сильным и независимым государством. Многие граждане готовы хоть в эмиграцию, хоть в тюрьму, только не стране помогать.

И осуждать таких людей трудно. Ведь и страна в свое время давала им понять: живите как хотите, зарабатывайте как можете, государство вам ничего не должно, как и вы государству. Если работаете в бюджетной организации (то есть на государство) или на заводе, вы неудачник, который не может пробиться в бизнесе. Идеология - это пережиток родом из "империи зла", поэтому никакой идеологии у нас теперь нет. И да, у нас все плохо, а вот на Западе-то рай. Хотите - уезжайте, никто держит. Более того, чиновники сами первые покажут пример, отправив своих детей на благословенный Запад...

С чего все начиналось: группа "Комбинация", 1991 год. Этот коллектив воспевал заветное желание каждой постсоветской девушки найти себе американского жениха и уехать с ним...
С чего все начиналось: группа "Комбинация", 1991 год. Этот коллектив воспевал заветное желание каждой постсоветской девушки найти себе американского жениха и уехать с ним...

И сейчас на многих просто снежной лавиной обрушилась новость, что на самом деле все не так. Что граждане одной страны - не просто случайные попутчики в поезде. Что есть, оказывается, "русский мир" и его надо защищать. Но население, которому 30 лет транслировали иной посыл, за полгода не переубедишь. Надо было начинать раньше. Да, в начале двухтысячных жива была еще идея "единого европейского пространства", куда Россия надеялась вступить как равноправный партнер. Но в таком качестве она европейских "друзей" не устраивала. Постепенно многие начали понимать, что интересы России и Запада не совпадают. И вот тогда еще, в середине двухтысячных, стоило бы начать очень серьезно работать над национальной идеей.

Не сказать, что попыток не было. Они вроде и были, но довольно неуклюжие и неубедительные. Только ленивый не хихикал над "скрепами" - странными идейными химерами, плодами противоестественной связи бульдога с носорогом православных догм с коммунистическими идеалами. А среди грезящего о Западе народа расплывчатый комплекс патриотических идей получил презрительное наименование "вата". В 2014 году произошёл было всплеск диванного патриотизма, но вскоре затих, подавленный насущными проблемами. И даже все более торжественное с каждым годом празднование Дня Победы вызывало у многих недоумение, потому что не было частью тщательно разработанной и подкрепленной реальными достижениями идеологической программы.

Парад в честь Дня победы. Вещь правильная, но, к сожалению, его одного для воспитания патриотизма недостаточно
Парад в честь Дня победы. Вещь правильная, но, к сожалению, его одного для воспитания патриотизма недостаточно

А вот "западный" лагерь времени не терял. Пресловутый "Фонд Сороса", внесённый в "патриотический стоп-лист" в 2015 году, сделал-таки кое-что для страны. Но оказался идеологическим "троянским конём". А тут недавно прочитала я про скандал на журфаке МГУ, где травили студента, который открыто поддержал позицию России. Другие студенты травили, не остановленные преподавателями. Пишут, что этот факультет всегда культивировал прозападные взгляды - а ведь именно его выпускники, по сути, формируют общественное мнение всей страны! Ну и о какой патриотической идеологии может идти речь?

Журфак МГУ - здесь формируется идеологический мейнстрим
Журфак МГУ - здесь формируется идеологический мейнстрим

Что же касается кино и сериалов, внедрение в них идеологической составляющей - это очень тонкий момент. Советские режиссеры умели это делать ненавязчиво и убедительно, далеко не всегда используя прямую пропаганду, больше с помощью показа положительных образцов поведения - или критики отрицательных. Герои лучших советских фильмов были обычно людьми интересными и сложными, они не жили примитивными инстинктами (деньги, с€кс, власть). Но после распада СССР (и даже за несколько лет до него) тональность отечественных фильмов резко изменилась. Для положительных вроде бы героев стал нормой беспорядочный с€кс, повышенный интерес к деньгам, пофигизм, цинизм и прочее. Да, кино отражало перемены, произошедшие в обществе. Да, советская идеология уже никого не вдохновляла, поэтому искусство объявили как бы "свободным от идеологии". Но подвох-то в том, что искусство не бывает свободным от идеологии. "Свято место" просто было заполнено другой, либеральной системой взглядов. А теперь поколение, воспитанное этой системой, находится в шоке. Их мир перевернулся.

Штирлиц - один из культовых героев советского кино
Штирлиц - один из культовых героев советского кино

А вот в Китае, мне кажется, подход гораздо серьезнее и системнее. Хотя, как известно, одно время Китай и США были большими друзьями. Но чем сильнее становился Китай, тем яснее становилась позиция западных "партнеров": набравшийся сил дракон стал для них реальной угрозой. При этом, конечно, прозападные силы в самом Китае все еще достаточно активны, даже среди высших кругов, а в зажиточных слоях общества еще совсем недавно считалось высшим шиком отправить своих детей учиться "за границу" - в Америку. И тем не менее, активное внедрение национальной идеи идет в Китае уже давно. Так, в 2009 году, к 60-летию образования КНР вышел эпичный фильм "Основание республики", в котором приняли участие, наверное, все популярные на тот момент актеры. С тех пор кино и сериалы на тему истории XX века с ярко выраженным патриотическим содержанием выходят в Китае регулярно. Похоже, китайцы взяли на вооружение опыт советского кино, которое, кстати, было у них весьма популярно. И показывают теперь мужественных, предприимчивых, целомудренных, ответственных, патриотичных, самоотверженных героев, о существовании которых мы уже подзабыли.

Постер фильма "Основание республики"
Постер фильма "Основание республики"

И даже фильмы и сериалы о совсем недавнем прошлом или о современности китайские режиссеры тоже часто ухитряются сделать глубоко патриотичными. Взять хоть фильм "Чудо" (2022) с замечательным Джексоном И. Это рассказ о бедном парне, сумевшем в 90-е годы основать собственную технологическую компанию. Казалось бы, чисто западная тематика: история бизнес-успеха. Однако она подана совсем в ином ключе: успех каждого отдельного предпринимателя - это не просто его личный успех, это шаг к экономическому процветанию всей страны! Вклад каждого человека важен, даже маленький - это вклад в общее дело, работа на благо Родины. Совсем недавние события тоже могут быть включены в патриотический контекст, например, "Китайские врачи" (2021) - этот фильм посвящен работе врачей Ухани во время эпидемии 2020 года. Это, кстати, первый фильм масштабного цикла "Трилогия побед Китая". Второй же фильм из трилогии, "Битва при Чосинском водохранилище", стал самым кассовым фильмом прошлого года - это к вопросу, а смотрят ли на самом деле китайцы такое кино или предпочитают американских героев в трусах поверх колготок. Так вот, еще как смотрят! И гордятся...

Герой фильма "Чудо" со своей сестренкой
Герой фильма "Чудо" со своей сестренкой

Так что можно предположить, что к гипотетическому столкновению с Западом китайцы подготовлены, по крайней мере морально и идейно. Тем более что Китай возлагает на себя историческую миссию передела мира - кстати, очень важную роль России в этом процессе они тоже признают, но хотелось бы, чтобы они это делали как-то решительнее... Вчера, 1 октября, Китай праздновал очередную годовщину образования КНР - а накануне, 30 сентября у них отмечался День памяти павших героев. Символично, кстати, что для России позавчерашний день отмечен очень важным событием - принятием в состав нашей страны новых регионов - и, вполне вероятно, в будущем тоже станет национальным праздником патриотического характера.

Так вот, вчера в Китае состоялись премьеры трех фильмов, посвященных реальным героям, как современным, так и из недавнего прошлого. Это:

  • "Долгий путь домой" (Кэрри Ван, Чжан И) - военная драма на основе реальных событий в Северной Африке;
  • "Обыкновенный герой" (Фэн Шаофэн, Ли Бинбин, Хуан Сяомин, Ма Тяньюй) - тоже реальная история о спасении пострадавшего мальчика врачами и полицией;
  • "Стальная воля" (Лю Е, Хань Сюэ) - драма о становлении сталелитейной промышленности в Китае времен Корейской войны.
Постер фильма "Обыкновенный герой"
Постер фильма "Обыкновенный герой"

Четвертым в этом списке (и первым по предварительным кассовым сборам) должен был стать "Король неба" ("Рожденные летать"). Однако премьера фильма была перенесена на неопределенный срок - вроде бы, для доработки спецэффектов. Это официальная версия, а вот о настоящих причинах остается только догадываться. В Сети я видела несколько догадок по этому поводу:

  • Фильм отложили из-за Ху Цзюня, которому так и не простили скандал с банковским приложением. Но по-моему, это маловероятно, так как фильм выпустил уже множество трейлеров, и везде Ху Цзюнь присутствовал, до сих пор не было никаких намеков на то, что его хотят убрать, так с чего бы делать это в последний момент?
  • Фильм снят слишком правдоподобно, так что военное ведомство забеспокоилось, не раскроет ли он важные секреты. Не знаю, правда, ведь его режиссер раньше снимал рекламные ролики китайского вооружения и, думаю, прекрасно понимает, что можно показывать, а что нельзя.
  • 27 сентября Китай официально объявил свой истребитель J-20 истребителем 5-го поколения. Дело в том, что по американской классификации он считался истребителем 4-го поколения, а по российской - 5-го. И до этого Китай признавал американскую классификацию (хотя я лично уже давно читала о J-20 как об истребителе 5-го поколения). А 27-го числа перешел на российскую, официально отказавшись от западных стандартов! Как говорится, мелочь, а приятно. Так вот, в фильме его именуют 4-м поколением, что, конечно, понадобилось срочно исправить.
Ещё один кадр с Ван Ибо из "Короля неба"
Ещё один кадр с Ван Ибо из "Короля неба"

Мне последняя версия прямо нравится! Она и правдоподобна (по датам совпадает), и приятна для России, и никого из актеров не затрагивает, и оставляет надежду, что очень скоро мы все же этот фильм увидим. Потому что уж что-что, а фильм о новейшем истребителе (который, кстати, по некоторым параметрам превосходит американские) сейчас как никогда актуален! Вообще, хорошо бы нашим деятелям культуры обратить внимание на лучшие образцы китайского патриотического творчества, которое буквально вдохнуло новую жизнь в старые идеи. Может быть, и самим что-то в голову придет, кроме посредственного подражания марвеловской супергеройщине... Может быть, удастся создать картину с емкой и сильной национальной идеей, какой стала когда-то дилогия "Брат" - один из немногих патриотических проектов рубежа веков, который недавно пережил вторую волну популярности - ведь ничего сильнее новое российское кино пока не породило. Будем надеяться, что все впереди...

Ну вот, вроде высказалась😊. Много и сумбурно, но это те размышления, которыми хотелось поделиться. Теперь ваша очередь!