Найти тему

Карьера в ИТ. Что нужно на старте?

Оглавление

Недавно я решила провести опрос среди коллег и друзей, преимущественно ИТ-шников, но не только. Спрашивала их что им помогало, поддерживало, что мешало и чего не хватало на разных этапах их карьеры. Ответы удачно дополнили этот материал и подтвердили мои гипотезы и опыт, полученные за 20+ лет в ИТ, где я занималась последние 10 лет обучением новичков, менторингом сотрудников "среднего" звена и потом уже лидов команд и менеджеров.

Этапов в опросе я выделила принципиальных три:

  • Начало карьеры, когда ты неопытен, знания твои в основном теоретические и мало практического опыта. Возраст, в котором тебя может застать переход в ИТ (или в любую другую новую область) может быть самым разным, поэтому "молодость" мы сюда не включаем как особенность. И тут, безусловно, может сильно помогать опыт прошлого направления и места работы, так как есть универсальные мягкие навыки (Soft Skills), которые так же востребованы, и на них можно опереться. Возраст переквалификации, с которым я встречалась на практике, учила таких людей варьировался от 21-22 до 48 лет.
  • Становление профессионала. Это период получения и накопления практического опыта решения разноплановых задач.
  • И вот тут развилка на либо углубление технической экспертизы, либо движение в управление и переход к руководящим позициям, когда отвечать нужно уже не просто за свою работу, а за работу других людей, своей команды или отдела.

Какие сложности на старте

Исчерпывающе эту тему никогда не раскрыть, но надо с чего-то начать и по крайней мере какие-то важные вещи подсветить.

Решиться на изменения

Первая и главная сложность на этом этапе - решиться на изменения. Я провела много бесед с новичками (больше 200 интервью) и точно знаю, что никому это решение легко не далось. Вставая на этот путь, люди сталкиваются с большой неопределенностью, так как сфера ИТ довольно обширная и вариативная, мало кто может рассказать о ней исчерпывающе вам, не потому что не знает или не хочет, а потому что не знает всего, что может встретится именно вам.

-2

Соответственно, существенная часть интервью всегда была посвещена разговору о том, как вы себе представляете будущую профессию, что нужно будет делать и в чем принимать участие, а так же развенчанию мифов и романтических представлений в голове у человека. Так что сходить на интервью по вашему выбору может быть неплохим вариантом разузнать все из первых рук максимально подробно, так как на интервью обычно дают возможность задать вопросы. Если боитесь пойти на интервью сразу на работу, сходите на "отборочные" на курсы повышения квалификации (их как правило достатно количество и можно сходить на несколько).

Я встречала два мифа и оба правдивые:

  • ИТ не для всех!
  • ИТ для всех!

Когда вам кто-то скажет "ИТ не для всех" - не верьте, с достаточно высокой вероятностью вы найдете там себе применение. Когда вам скажут "ИТ для всех", тоже не верьте, потому что это создает иллюзию легкодоступности, простоты, а это совсем не так. Любимый мем на эту тему ниже, над ним "рыдают" те, кто прошел этот путь.

Давайте все в ИТ! Тут не сложно!
Давайте все в ИТ! Тут не сложно!

ИТ совершенно точно сложная сфера и любит хорошо подготовленных, поэтому стоит очень хорошо исследовать этот вопрос, предварительно выбрав конкретную узкую область в ИТ, которая вас привлекает. Затем нужно провести свое исследование и тестирование того, подойдет ли это лично вам. Если узкую область не выбрать, то в детали с достаточной глубиной погрузиться будет не реально, и выбор будет из серии "это не точно", а ставки высоки!

Стоит реалистично оценить затраты вашего времени и усилий, которые скорее всего потребуются на переквалификацию. Это может занять от 6 до 24 месяцев (2 года!) в зависимости от направления. Сразу оцените, готовы ли вы потратить так много времени на это, потому что с наскока тему взять точно не получится. При этом от вас потребуется довольно весомый вклад личного времени на обучение от 10 часов в неделю. Если у вас меньше 10 часов времени в неделю - лучше даже и не начинать, потому что это растянется тогда еще дольше.

Примерно такие этапы вам будут нужны, при условии, что вы совсем новичок в теме.

1. Расспросить всех кого знаете и выбрать узкую область. Сделайте поправку на то, что если о направлении вам рассказывает непрофильный специалист, то он тоже может иметь крайне поверхностное представление, и невольно вас дезинформировать. Поэтому постарайтесь найти профильные источники. Интересуетесь разработкой - ищите разработчика именно того профиля, который вам интересен.

2. Начать предварительную подготовку по техническим темам для поступления на курсы по выбранному направлению (от 6 до 12 мес это может занять, в зависимости от области и вклада по времени).

Завершающим результатом этого этапа должно стать ваше твердое решение: Мне это надо! Я пройду через все сложности ради этого! Без него вы далеко не уедете.

3. Обучение на узко-специализированных курсах или в учебном центре ИТ компании (от 3 до 6 мес, а то и 9-12, в зависимости от того совмещаете это вы с основной работой или посвещаете этому 8 часов в день).

4. Хорошо бы еще найти место стажировки, где можно проверить полученные знания на практике.

Найти подходящие источники информации

Многие новички отмечают, что в мире интернета и реального переизбытка информации, найти в таком объеме имеено то, что поможет разобраться довольно сложно. Информации слишком много и слишком мало толковой, часто она противоречивая и новичок, не обладая опытом, не знает чему верить.

-4

У бизнес-аналитиков есть поговорка: "Документы без эксперта - деньги на ветер". То есть нужен кто-то, кто подскажет, что читать вообще стоит, что нужно прочитать в первую очередь, а что можно и вовсе пропустить.

Постарайтесь найти какие-то общие рекомендации по выбранному направлению. Обратите внимание на рекомендованную литературу для курсов подходящей вам тематики, на их входные требования. В каждой сфере есть своя "библия", вот с нее и начните. Это прекрасный тест на "а мне это точно надо?" и на силу намерния - если осилите "Библию", значит вы скорее всего преуспеете. Но лучше всего заручится наставником, кто поможет пройти этот путь быстрее. Или хотя бы через знакомых знакомых узнать такой список рекомендованных материалов под ваш запрос.

Многие прошли этот путь до вас и я всегда прошу своих студентов оставить мне список того, что ему особенно помогло разобраться, потом передаю его следующей группе. Это важно потому, что опытный человек уже и не помнит о том, как ему было трудно и что ему помогло справиться. А студент со свежим опытом - ой как хорошо это еще помнит и понимает.

Качественно учиться

К сожалению, мало кто умеет учиться в наше время и тема заслуживает отдельного внимания. Школа и вуз часто приучают в парадигме "сдал и забыл", но в жизни все иначе. Тут надо учиться так, чтобы не просто помнить, не просто знать, а суметь достать это знание в нужный момент из головы и применять на практике.

-5

До 2 месяцев, а это половина времени курса по бизнес-анализу, что я вела в корпоративном университете, у нас занимала перестройка мышления с режима "покажите шаблон и я все сделаю" на режим "придумай как решить задачу без шаблона, но по конкретной бизнес-постановке". Мозг отчаянно ищет образца, но реальность никогда на дает образцов и шаблонов, в ней нужно создавать решения самостоятельно.

Самый практичный инструмент, что у меня был для проверки понимания усвоения информации - это принципы, сформулированные педагогом Джоном Холтом.

Я понимаю что-то, если по крайней мере могу:
1) сформулировать мои знания собственными словами;
2) привести примеры;
3) опознать то, что я знаю, в другой форме и обстоятельствах;
4) увидеть связь между ним и другими фактами или понятиями;
5) использовать мои знания различными путями;
6) спрогнозировать некоторые следствия;
7) сформулировать противоположные или обратные утверждения.

Пользуясь этими принципами очень легко проверить свое понимание материала. А увидеть связи между фактами помогают майнд-карты, которые я всегда настоятельно рекомендую строитьв процессе изучения новой темы. Так же я рекомендую писать конспекты, желательно от руки или хотя бы в электронном виде. Вы просто не сможете удержать все эти объемы в голове! Освободите голову, выложите все на бумагу. Мои студенты часто сопротивляются ведению конспектов, и часто из-за этого отстают в группе и потом говорят: "Я сдался и начал вести конспект, после этого жизнь наладилась".

Итак, резюмируем, что нужно на старте карьеры:

  • Выберите направление как можно специфичнее, соберите максимум информации именно по нему.
  • Взвесьте все факторы, особенно сколько нужно времени на освоение нового направления с учетом наличия этого времени у вас.
  • Примите решение "Мне это точно надо!" (Это очень важно для дальнейшей мотивации потратить год-два на эту деятельность).
  • Найдите группу поддержки и/или наставника, к которому хоть иногда можно придти за помощью и ориентацией в пространстве информации.
  • Ответственно относитесь к обучению, применяйте эффективные техники обучения, вы же на этот раз учитесь для себя, никто вас не заставляет.

Здавайте вопросы и дополняйте в комментариях. Исчерпывающе эту тему никогда не раскрыть, но надо с чего-то начать.