На примере двух рассказов А.П. Чехова «Дама с собачкой» и И.А. Бунина «Солнечный удар» рассмотрим тему любви.
А.П. Чехов «Дама с собачкой»
Охарактеризуйте главных героев рассказа. Кто они, каково их семейное положение, как они относятся к своим семьям?
(«Три раза в повествовании подчеркивается, что Гуров – москвич, т.е. принадлежит к тому типу людей, которые тяжелы на подъем, нерешительны, у них сближение с женщиной сначала «приятно разнообразит жизнь и представляется милым и легким приключением», потом «неизбежно вырастает в целую задачу, сложную чрезвычайно». И.П. Карпов)
Как и когда Гуров услышал об Анне Сергеевне? Давайте перечитаем отрывок
«Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой. Дмитрий Дмитрич Гуров, проживший в Ялте уже две недели и привыкший тут, тоже стал интересоваться новыми лицами. Сидя в павильоне у Верне, он видел, как по набережной прошла молодая дама, невысокого роста блондинка, в берете: за нею бежал белый шпиц».
«Говорили» здесь играет важную роль. «Говорили» непосредственно Гурову или он просто где-то услышал о новом лице. Некоторая ирония автора четко слышна. Почему Гуров сразу заинтересовался этим «новым лицом»? От скуки и однообразия курортной жизни?
Чем АС привлекла героя при первой встрече? Внешностью? А может, способностью краснеть (кстати, как это ее характеризует?)
Как завязываются их отношения? Какой эпитет при описании обращает на себя внимание? «После обеда пошли рядом — и начался шутливый, легкий разговор людей свободных, довольных, которым всё равно, куда бы ни идти, о чем ни говорить». («Легкий» разговор - герои воспринимают встречу подобно легкой интрижке, курортному роману)
Когда Гуров осознал, что его чувства к АС искренние, вовсе не курортный роман? (В сцене в театре перед ним открывается правда: Гуров осознаёт, что Анна Сергеевна стала «его горем, радостью, единственным счастьем»)
Изменилось ли что-то при этом в их отношениях? (Нет, их отношения превращаются в «дурную бесконечность» с тайными свиданиями.)
"Писатель считает, что момент прозрения — в любви, и он не осуждает героев за нарушение их супружеских клятв. Он показывает преображение искренними чувствами. В начале произведения Дмитрий Гуров описан, как человек недалёкий, холодный и не уважающий людей. Но после встречи с Анной Сергеевной его размеренная жизнь обретает новый смысл".
Как Чехов описывает чувство героев? Перечитайте, сделайте вывод
«Анна Сергеевна и Гуров любили друг друга, как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья; им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга, и было непонятно, для чего он женат, а она замужем; и точно это были две перелетные птицы, самец и самка, которых поймали и заставили жить в отдельных клетках. Они простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали всё в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменила их обоих».
Гуров и Анна Сергеевна оказались способны на настоящую любовь, которая помогла им увидеть мир, окружающий их: «Ненужные дела и разговоры всё об одном охватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах!»
Почему же герои продолжают жить двойной жизнью? (Они не способны объясниться с супругами и бояться реакции общества поэтому довольствуются короткими встречами)
Чем заканчивается рассказ?
«И казалось, что ещё немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца ещё далеко-далеко и что самое сложное и трудное только ещё начинается»
Почему Чехов оставляет финал открытым? Будут ли герои счастливы? Ответ на этот вопрос, конечно, каждый может дать свой. Только всем повествованием Чехов убеждает нас в том, что герои слабы, они не смогут что-то изменить в своей жизни. Об этом свидетельствуют и детали. Например, лорнетка Анны Сергеевны.
("Набоков считает: «В любом описании деталь подобрана так, чтобы залить светом всё действие». В рассказе «Дама с собачкой» символом угнетающего мира, из которого старается убежать Анна Сергеевна, становится лорнетка. Перед встречей с Гуровым в Ялте она даже случайно теряет этот аксессуар. Но после возвращения к привычной жизни мы видим её в театре с «вульгарной лорнеткой».
«Герои «Дамы с собачкой» не столько любят друг друга, сколько страдают от возможных посягательств на их любовь окружающих. Гуров, полюбив Анну Сергеевну, понимает, что живет двойной жизнью: явной, открытой для всех, полной «условной правды и условного обмана» - и тайной, «настоящей». Гуров «предполагал, что у каждого человека под покровом тайны, как под покровом ночи, проходит его настоящая, самая интересна жизнь. Каждое личное существование держится на тайне и, быть может, отчасти поэтому культурный человек так нервно хлопочет о том, чтобы уважалась личная тайна» (И.П. Карпов)
И.А. Бунин «Солнечный удар»
Что мы узнаем о героях? (Он – поручик, она – замужняя женщина, у нее есть ребенок, возвращается из отпуска) Почему они оба безымянны?
Где происходят события? Важно ли место встречи? (Как будто все указывает на курортный роман)
С чего начинается повествование? Почему без долгих предисловий?
Какие чувства испытывают герои, сходя на берег? Как вы думаете, почему героиня свое решение словно возлагает на него («Ах, да делайте, как хотите»)
Перечитаем описание утра.
«В десять часов утра, солнечного, жаркого, счастливого, со звоном церквей, с базаром на площади перед гостиницей, с запахом сена, дегтя и опять всего того сложного и пахучего, чем пахнет русский уездный город, она, эта маленькая безымянная женщина, так и не сказавшая своего имени, шутя называвшая себя прекрасной незнакомкой, уехала».
Почему автор в одном предложении использует яркие эпитеты для утра (кстати, что имеется в виду: «солнечное, жаркое, счастливое» утро? Только ли погода за окном гостиницы?) и скупые сведения об отъезде героини?
Сравните поведение героев перед разлукой. Она – «по-прежнему была проста, весела и — уже рассудительна». Зачем здесь стоит тире? По всей вероятности, Бунин привлекает внимание читателя к именно к этой черте характера. Героиня словно «очнулась», «задумалась». Он – «легко согласился с нею. В легком и счастливом духе он довез ее до пристани». Мастер слова, которым был Бунин не мог просто так использовать однокоренные слова в двух предложениях. «Легкость», которую испытывает герой от того, что он ПОКА ни о чем не думает, не задумывается.
Все меняется, когда он возвращается в гостиницу без нее. Тогда и повествование замедляется, появляются ненужные на первый взгляд описания города, базара. Зачем? Может, так писатель показывает беспокойство героя, его неприкаянность.
Что остается в гостинице после героини («Номер был уже прибран, лишен последних следов ее, — только одна шпилька, забытая ею, лежала на ночном столике!») Объясните символ, который может быть вложен в шпильку (она острая, как воспоминание о любви, как осознание того, чего герой лишился)
Обратите внимание: на пристань к своему пароходу герой едет с тем же самым извозчиком. Что подчеркивает этим автор?
Как заканчивается рассказ? Что же произошло с героем?
«Странное приключение», «забавное знакомство» героев оборачивается большой любовью, перевернувшей сознание героев (по крайней мере – поручика), однако вместе герои быть не могут: она замужем, у нее есть ребенок. И поэтому герой чувствует себя «постаревшим на десять лет»: понимает, что встретил и тут же потерял единственного человека, с которым мог бы быть счастливым.
Перечитайте размышления поручика о том, что с ним произошло.
«Как дико, страшно все будничное, обычное, когда сердце поражено, — да, поражено, он теперь понимал это, — этим страшным «солнечным ударом», слишком большой любовью, слишком большим счастьем!»
Что же такое любовь, с точки зрения Бунина? Как надо относиться к этому чувству?
Прочитайте сочинение выпускницы на тему «Болезнь любви неизлечима» по рассказу «Солнечный удар». Как ученица раскрывает тему?
«Он – поручик, она – «маленькая, безымянная женщина»… Он… Она… Мужчина и Женщина. Может, в подчеркнутой безымянности героев содержится тайна, которой нет разгадки? В портрете героини, дорисованном воображением героя, соединяются черты яркого чувственного впечатления с предощущением чего-то совсем иного. У героя при взгляде на нее, «страшно замерло сердце»… Мне кажется, образ «замершего сердца» - знак будущего страдания, неотделимого от подлинного чувства любви, ведь, влюбившись однажды, вряд ли уже «излечишься» от этой «болезни».
Даже композиция рассказа словно подсказывает нам, что чувство надо беречь, что без любви, нет жизни. Недаром так подробно описан день героя, когда он остается один. И все обычное, прежде знакомее, видится уже иначе: вот но зачем-то походил по свежему навозу среди телег, среди возов с огурцами, среди новых мисок и горшков, и бабы, сидевшие на земле, наперебой зазывали его… Все это было так глупо, нелепо, что он бежал с базара. А зачем вообще отправился туда? Что двигало им?
Внутренние изменения героя выражены в его восприятии природы, неба, солнца, того самого «солнца», которое одарило его «солнечным ударом». Весь волжский простор , целый мир представляется теперь герою, когда сначала вспыхнуло, а затем погасло его счастье, «опустевшим». Меняется в конце концов и самосознание героя, который нарисован художником слова в зеркальном отражении: лицо его имело теперь «возбужденное, сумасшедшее выражение». В лице, прежде вполне обыкновенном, появляется нечто «сумасшедшее». Почему? Неужели любовь – это сумасшествие, болезнь, которая «неизлечима»?»
Какие темы из Открытого банка можно раскрыть на примере двух рассказов?
528. Что мешает счастливой любви? (февраль 2019)
Коротко ответ может прозвучать так: внешние обстоятельства (героиня несвободна) и внутренняя неготовность героев, запоздалое осознание, что встреча с единственным человеком уже произошла, но отнеслись к чувствам герои «легко», не задумываясь.
530. Верно ли, что сохранить любовь бывает труднее, чем её обрести? (февраль 2019)
Можно согласиться и доказать, анализируя поступки героев и «Солнечного удара», и «Дамы с собачкой». Они не сумели вовремя понять, что чувство, испытываемое ими, вовсе не легкий курортный роман, поэтому и не сумели удержать его, сохранить.