Зои Лионидас открывает для нас очередную страницу истории Жиля де Рэ, а вместе с ним и Жанны Д'Арк, и всей Франции. Но Жанна схвачена. Что же делать-то теперь?
- После захвата Жанны в плен - Фортуна на стороне англичан?
- Французы в свою очередь, также не собирались сдаваться, осенью все того же 1430 года предприняли наступление на север, пытаясь пробиться к Руану. Захвачены были Энтрепаньи, Вексен, замок Льевен и Омаль – но дальше этого дело не пошло. Наступление было плохо подготовлено, осуществлялось наспех, и результат, к сожалению, оказался закономерен. Армия завязла в боях под Омалем, и в следующем году большая часть скороспелых завоеваний оказалась потеряна.
- Никак не спасти Жанну?
- Оставался еще один, последний шанс, вырвать Жанну и рук англичан, именно в этой попытке принял участие наш герой Жиль де Рэ и его прежний противник – Жан де Бюэй. Незадолго до того вечный авантюрист и бродяга – Этьенн де Виньоль по прозвищу Ла Гир, вместе со своими присными неожиданным ударом сумел захватить Лувье – городок в семи лье (28 км), от Руана. В этот крошечный анклав среди английских владений стали один за другим прибывать друзья Жанны – Потон, Орлеанский бастард, и наконец, Жиль. Нам известно, что он появился в Лувье около времени Рождества 1430 г., т.к. до нашего времени сохранилась его собственноручная расписка на покупку коня у местного торговца, датированная 26 декабря.
- Хоть и знаю, чем дело закончится, а всё равно сопереживаю, "а вдруг на этот раз спасут". Как там Жанна, кстати? Ещё есть там кого спасать?
- Кошон вел процесс очень неспешно, да и сама юриспруденция той эпохи располагала к подобному. Посему у потенциальных спасителей было время осмотреться, и намерить себе план будущих действий. Проблема состояла в том, что Руан представлял собой неприступную крепость, вторую по мощности после Парижа, в прежние времена Генриху V и его армии потребовалось чуть ли не полгода, чтобы захватить столицу Нормандии. Посему, для Ла Гира и его скромного отряда вопрос об осаде и штурме даже не стоял, единственной надеждой было в какой-то момент застать англичан врасплох, ворваться в город, и выполнив свою миссию, как можно скорее умчаться прочь. К слову, подобная возможность в самом деле существовала. Год спустя после казни Жанны ее воплотит в жизнь некий капитан де Рикарвилль, которому удастся внезапным ударом захватить одну из крепостных башен. Впрочем, дальше этого дело не пошло, оправившись от первого шока, англичане блокировали отряд Рикарвилля со всех сторон, и голодом вынудили его к сдаче, вслед за чем отважный, но недальновидный капитан был казнен на той же площади Старого Рынка, где приняла смерть Дева Франции.
Однако, в данном конкретном случае ситуация осложнялась тем, что в городе заперся собственной персоной Джон Бедфорд, регент Франции для короля английского – человек исключительно опытный и умный, которому не представляло особого труда просчитать наперед действия противника. Надо сказать, что его неоднократные попытки выбить отряд Ла Гира вон из Лувье также ничего не давали, и потому ситуация становилась патовой. Французы изо дня в день рыскали вокруг города, во время одного из таких рейдов им удалось захватить знаменитый замок Шато-Гайяр, и освободить французских пленников, обретавшихся там в течение нескольких лет. Однако, ворваться в Руан не удавалось никоим образом, Бедфорд выставил у каждых ворот двойное охранение, состоявшее исключительно из англичан, и опытные вояки постоянно держались начеку.
- А как там Жанну содержат? Процесс идёт?
- Сам процесс изобилует знаками вопросов в таком количестве, что это поневоле заставляет задуматься. Судите сами. Во время заключения в Руанской башне, подсудимая, вплоть до того отличавшаяся недюжинным здоровьем, заболела настолько серьезно, что к ней в спешном порядке пришлось отправить личного врача герцогини Бедфордской – Гильома де ла Шамбра. Из его показаний на Оправдательном Процессе мы знаем, что на вопрос о причине своей болезни, Жанна без колебаний указала на вареного карпа, которого прислал ей в подарок (!!!) собственнолично епископ Кошон. По ее словам, ей стало плохо практически сразу, едва она съела часть этой рыбы. Что еще любопытней, что присутствовавший на этом разговоре прокурор процесса устроил форменную истерику, обвиняя подсудимую во лжи и поливая ее отборной бранью, так что сами англичане вынуждены были указать ему на дверь.
Данный эпизод остается совершенно непонятным, самые смелые из современных исследователей полагают, что Кошон – выдвиженец бургундского герцога, имел тайную директиву отравить подсудимую. Строго говоря, бургундцам это в самом деле было выгодно; в подобном случае, они оставались как бы «ни причем», а обе стороны – соответственно, с пустыми руками. Но – недоказуемо.
- Очень странная история. А какие ещё загадки кроются в том процессе?
- Столь же непонятной и ничем не объяснимой до сих пор остается т.н. «миссия Бастарда», сведения о которой всплыли в национальной библиотеке в последних годах ХХ века. Во избежание кривотолков назовем их номера хранения – это для начала, фонд Клерамбо, индекс 1122 № 56, который представляет собой краткий приказ короля, касающийся «двух тайных миссиях в окрестностях Руана, должных послужить к пользе короля и его владения». Одна из них расшифровывается достаточно просто — это рейд Ла Гира в английский тыл. К королевскому приказу прилагается дополнительная бумага, датированная 14 марта 1431 о выплате нашему Бастарду 3 тысяч полновесных ливров (годовой доход от богатой сеньории!). Треть этой суммы должна была уйти в оплату его людям, две третьих полагалось самому адресату за некое «путешествие предпринятое им в земли, располагающиеся на противоположном берегу Сены» — а попросту говоря, в Нижнюю Нормандию, в окрестности Руана либо сам город. Как видно, поручение было настолько тайным, что подробности не решились доверить бумаге. Второй документ (Национальная библиотека Франции, фонд Фонтаньер 115—116) без лишних объяснений приказывает королевскому казначею добавить к этой сумме еще 600 ливров.
- Вот это сенсация, прямо скажем. Что же за этим кроется?
- О чем идет речь – непонятно, горячие головы, в которых никогда не было недостатка, уже предполагают, будто речь шла о тайном освобождении пленницы. В качестве доказательства пытаются использовать материал одного из допросов, во время которого Жанна объявила, будто «голоса» обещали ей свободу – но все остается на уровне догадок, и позднейшем появлении «самозванки», самозванство которой с полной уверенностью доказать так и не удалось. Но об этом позднее.
Кто-то желает также предположить, что у французов на самом процессе были свои «глаза и уши», роль которых исполнял собственнолично викарий генерального инквизитора Франции –Жан Леметр. Нам известно, что его непосредственный начальник, приглашенный к участию в процессе, уклонился от подобного под первым же благовидным предлогом, понимая, что речь идет не о религиозном, но о политическом судилище. Сам Леметр также всеми силами пытался увернуться от подобной «чести», и был принужден к ней лишь под прямым нажимом Кошона, англичан и своего непосредственного начальства. Впрочем, усилия пропали даром, т.к. на процессе Леметр вел себя как немой, а после него и вовсе пропал «в никуда», так что разыскать его во время Оправдательного Процесса оказалось невозможным.
Кроме того, внимание исследователей привлекает весьма любопытный факт, что прокурор Эстиве, один из самых фанатичных обвинителей Жанны, буквально через несколько дней после казни Девы утонул в небольшом болотце буквально в двух шагах от городских ворот, причем охрана, конечно же, «ничего не заметила».
- Такое вот совпадение. Случайность.
- Но так или иначе, все эти разрозненные факты пока что никак не удается объединить в общую картину, и посему, временно оставим их без объяснений. В точности известно одно – миссия Ла Гира, к сожалению, провалилась, удерживать Лувье и далее после казни Девы Франции стало бессмысленным, и вместе с прочими, наш герой ушел из города, чтобы присоединиться к войскам Карла VII.
Продолжение следует...Все серии можете найти по этой ссылочке . Не пропустите выход новой серии. Подписывайтесь на "11 ЭКЮ", делитесь с друзьями в соцсетях. Ждем Вас и в нашем теплом уютном Телеграм-канале.