К старшеклассникам Царевич обращался на «Вы». Мальчишки горделиво расправляли плечи: ну?... а то как!.. Девчонки переглядывались, хихикали…
Выполняли работу над ошибками. Иван Михайлович вызвал к доске Леру Агееву:
- Валерия! Вам известно, что имена существительные имеют категорию рода?
Лера подумала.
- Нуу… да. Мужской там… Женский. – Улыбнулась: – Я – женский, Вы – мужской.
- Прекрасно, – кивнул Царевич. – Теперь давайте выясним, что следует из того, что моё отчество – Михайлович – является именем существительным мужского рода.
Агеева кокетливо подняла глаза к потолку:
- Нууу… Мне нравятся существительные мужского рода.
Даша Неделина покрутила у виска пальцем.
- Хорошие существительные, – согласился Царевич. – Может, вспомните, к какому склонению относится хорошее существительное мужского рода Михайлович?
Нет, про склонения существительных Лера решительно ничего не помнила. Царевич предложил Лере:
- Запишите на доске слова.
Лера взяла мелок, писала под диктовку учителя: ночь, дочь, речь… Михайловичь.
Неделина не выдержала:
- Дура ты, Агеева. В мужском роде мягкий знак не пишется.
Царевич строго взглянул на Дашу.
- Это понятно, Валерия? Согласно орфограмме – в именах существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.
В Лериных глазах откровенно отразилось, что про мягкий знак после шипящих – это большая и странная новость… Между тем, у Царевича возник к ней новый вопрос… Не менее интересный, чем про мужской род:
- Валерия, Вы знаете какие-нибудь стихотворения о любви?
- Стихотворения?.. – озадаченно похлопала глазами Лера. – А зачем – стихотворения?.. Можно же просто сказать!
-И Пушкина не помните?.. Давайте вспомним. Запишите:
И сердце бьётся в упоенье… И для него воскресли вновь… И божество, и вдохновенье… и жизнь, и слёзы… и любовь.
- Ничё так, – растрогалась Лера. Окинула взглядом написанное: – Много слов только.
11-А покатывался со смеху. Вадик Дрёмов недоверчиво и напряжённо вчитывался в Лерину писанину. Всё же рассмотрел, заржал:
- Ну, Агеева! Ты даёшь!.. Любофь-маркофь.
- А как надо?.. Как Царе… Как Иван Михайлович диктовал, так я и писала.
- Слово «любовь», Валерия, надо писать с буквой «в» в конце. Запомнили? А сочинение по творчеству Бунина Вам надо написать к следующему уроку.
Лера вернулась на место, полистала свою тетрадь для сочинений. Разочарованно вскинула глаза на учителя:
- А Вы не ответили на мой вопрос!
Царевич сдержанно улыбнулся:
- Давайте сначала Вы ответите на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Разговор на литературе очень впечатлил Леру Агееву, – так, что после своей очередной двойки по алгебре она задумчиво упрекнула Александру Павловну:
- Так скучно!.. Эти Ваши формулы… а на литературе с Царе… С Иваном Михайловичем мы говорим о любви.
На перемене в учительской Александра Павловна сухо и холодно ткнула Соколову на ошибку в Лериной тетради по алгебре:
- Вместо разговоров о любви научите Агееву писать слово «вариант».
От Лериного «вореанта» у Ивана Михайловича потемнело в глазах…
-И что это за Царевич? Почему Вы позволяете, чтобы дети так называли Вас?
Иван Михайлович растерянно улыбнулся:
- Вам не нравится?
- Не нравится. Я не люблю сказок. – Александра Павловна заносчиво вскинула голову: – Меня называют только по имени-отчеству.
Соколов взъерошил светлые волосы, признался:
- Я бы… ну, если бы учился сейчас в одиннадцатом, наверное, тоже называл Вас только так – Александрой Павловной.
Математичка окинула Соколова уничтожающим взглядом:
- Спасибо, что не Царевной.
Иван Михайлович тайком вздохнул, про себя согласился:
- Что ж за царевна, – с такой стрижкой…
Александра Павловна не упускала случая поинтересоваться:
- Чему вас, будущих аспирантов, учат в пединституте?.. Сказки на уроках рассказывать? Про Ивана Царевича… И Василису Прекрасную? А потом, после ваших сказок, Доронин из 9-Б в слове «задача» две ошибки делает. Хотите совет? Перестаньте быть Царевичем.
А Соколова продолжали называть Царевичем. Даже Серафима Андреевна как-то задумчиво улыбнулась:
- Где же твоя Василиса, Иван Царевич? – Помечтала: – Нашёл бы… и привёз к нам в школу, – вдруг она, Василиса твоя, оказалась бы учительницей географии… С географией у нас беда: Инна Владимировна уходит в декретный отпуск.
Александра Павловна подняла глаза от тетрадей, усмехнулась:
- Зря надеетесь, Серафима Андреевна. Иван… Царевич-Михайлович и сам к нам ненадолго, – аспирантура ждёт!.. А Вы – про Василису… Не царское это дело, – учителем быть в нашей Верхневоскресенской школе.
Людмила Григорьевна примиряюще заметила:
-Сашенька! А мы ему здесь Василису найдём. В нашей школе никогда не было больше двоих учителей-мужчин, – физрук и физик… А теперь у нас есть… Иван Михайлович.
- Царевич, – Вы хотели сказать, Людмила Григорьевна, – поправила математичка. – Но у нас здесь не сказка.
Александра Павловна была классным руководителем в 5-м Б. На осенних каникулах пятиклассники уговорили Александру Павловну в поход пойти, – по берегу Северского Донца, аж до Холодного яра. Математичка чуть растерялась: в поход надёжнее идти с физруком… А Игорь Васильевич на курсы уехал.
- Пусть с Вами пойдёт Иван Михайлович, – предложила Серафима Андреевна. – Заодно покажете ему наши края.
- Я ему… Царевичу Вашему, что, – экскурсовод?.. Или нянька? Мне вполне моего 5-го Б хватит.
Серафима Андреевна задумалась:
- Нет. В поход, да ещё с Вашим 5-м Б, – они у Вас находят приключения там, где их просто невозможно найти, – надо идти вдвоём с мужчиной.
- Физрук на курсы уехал. А Вы советуете мне Царевича с собой взять!
- Иван Михайлович идёт с Вами, – вынесла окончательное решение Серафима Андреевна.
Над Северским Донцом красными и жёлтыми листьями-звёздами светились клёны. Александра Павловна собралась предупредить Соколова, что вот только стихов про осень не надо… Давайте оставим это для Ваших уроков литературы… И сама не заметила, как стала прислушиваться к тому, о чём рассказывал пятиклассникам Иван Михайлович. Вопреки её ожиданиям, Соколов не читал стихов про осень. Он рассказывал про первые казачьи поселения по Северскому Донцу… Про соседний посёлок Трёхизбенку, – здесь тоже было поселение донских казаков. Александра Павловна заслушалась: так просто и интересно говорил Иван Михайлович о красивом, самом русском слове – изба…
- Трёхизбенка, изба, – слышите? В названиях наших посёлков – русская речь. И наши русские корни.
Александра Павловна впервые пожалела, что обо всём этом не расскажешь формулами…
А когда пришли на поляну, оказалось, что Соколов ещё и костёр умеет разводить. Пятиклассники взяли с собой картошку, – что ж за поход без печёной в костре картошки!
И никак не находился повод, чтоб презрительно сказать этому… Царевичу:
- Не царское это дело… И вообще, – чему вас учили, будущих аспирантов!..
Александре Павловне пришлось согласиться со своими пятиклассниками: нет ничего вкуснее печёной картошки с крупной солью и с чёрным хлебом, – Иван Михайлович перед походом успел купить в поселковой пекарне круглую буханку. И классному руководителю даже брови не пришлось сводить: её мальчишки и девчонки были послушными, – как никогда…
А после каникул на доске в кабинете математики красивым девчоночьим почерком – без единой ошибки! – было написано:
Я люблю Царевича. И он меня полюбит. Увидите!
Продолжение следует…
Начало Часть 2 Часть 4 Часть 5 Часть 6
Навигация по каналу «Полевые цветы»