Найти тему
2,9K подписчиков

Мифы о реалистичной живописи в Древнем мире

797 прочитали
Из комментариев к посту о главной загадке искусства я неожиданно для себя узнал, что в древнем мире не было реалистичной живописи… Ну то есть узнал, что некоторые так считают.

Из комментариев к посту о главной загадке искусства я неожиданно для себя узнал, что в древнем мире не было реалистичной живописи… Ну то есть узнал, что некоторые так считают.

Понятия не имею, откуда взялась эта информация. Скажу только, что была в древности и живопись, и реализм, и перспектива, и даже темперные краски. Другое дело, что, например, античные греки ценили скульптуру на порядок выше плоского изображения. Просто потому, что в их понимании искусство должно было отображать мир «за окном» до уровня неразличения. А трёхмерная скульптура дерева «повторяет» реальное дерево гораздо убедительнее двухмерного живописного дерева. — Такая вот у греков была философия. Кстати, в платоновском «Государстве» Сократ говорил, что лучший на свете подражатель — это зеркало и тягаться с ним бессмысленно. Художник может нарисовать стол, но сделать настоящий он едва ли способен. А какая польза в нарисованном столе? — Отсюда печальный вывод Сократа, что художники — чуть ли не самые бесполезные представители общества.

Короче, гораздо красноречивее моих слов будут следующие фотографии)

Два фаюмских портрета, созданных в технике энкаустики. Фаюмские портреты, названные так в честь Фаюмского оазиса, где были обнаружены, представляют собой погребальные портреты периода античного Египта (I—III вв. н.э.)
Два фаюмских портрета, созданных в технике энкаустики. Фаюмские портреты, названные так в честь Фаюмского оазиса, где были обнаружены, представляют собой погребальные портреты периода античного Египта (I—III вв. н.э.)
Фрагмент одной из фресок на вилле Мистерий (Помпеи).
Фрагмент одной из фресок на вилле Мистерий (Помпеи).
Пейзаж с загородной виллой (Помпеи, Дом Марка Лукреция Фронтона). На мой взгляд, это фреска максимально убедительно показывает, что древние художники умели в перспективу задолго до Джотто.
Пейзаж с загородной виллой (Помпеи, Дом Марка Лукреция Фронтона). На мой взгляд, это фреска максимально убедительно показывает, что древние художники умели в перспективу задолго до Джотто.

В завершение скажу простую вещь. — Основой для живописи служит крайне недолговечный материал. И вполне вероятно, что все живописные шедевры древности были уничтожены огнём, климатом, руками человека и временем. Впрочем как и абсолютное большинство других памятников, образы которых мы можем лишь представить, читая описания условного Геродота и его современников.