Найти тему
Исследование Писания

ПСАЛОМ 81: СУДЬЯ СУДЕЙ

ПСАЛОМ-МУДРОСТЬ

Мало кого из нас не возмущают лицемерные руководители народа. Мы видим, что в высоких государственных учреждениях полно недобросовестных чиновников, которые извращают или игнорируют законы в пользу нечестивых и обманывают бедных и слабых. То же злоупотребление властью происходило и в ветхозаветные времена. В псалме 81 псалмопевец, как и мы, взывает к Богу, истинному Судье, чтобы Он привел бессовестных чиновников на суд.

Этот псалом-мудрость взывает к справедливости. Бог, Высший Судья, ведет процесс над “судьями”, благосклонными к злодеям и притесняющими бедных.

Хотя псалом 81 назван псалмом Асафа, дата его сочинения и историческая ситуация неизвестны. Очевидно, целью его написания было сформулировать задачи и обязанности правителей и руководителей Божьего народа.

В псалме есть одна неясность - кто такие боги (элохим) в стихе 1. Может, ангелы или люди? Хотя этот вопрос широко дискутируется, контекст использования стиха 6 нашим Господом в Ин. 10:34 фактически не оставляет сомнения, что псалмопевец имел в виду земных царей и чиновников, виновных в использовании своего служебного положения в корыстных целях.

Преступления, которые не дают покоя псалмопевцу, связаны с социальной несправедливостью. К теме несправедливости часто обращались пророки в своих проповедях и писаниях, особенно Амос. Автор псалма 81 выражает настойчивое желание, чтобы нечестивые были судимы (ст. 1, 2, 3, 8). За то, что нечестивые искажают правосудие, Бог будет судить их.

Из этого псалма мы узнаем, как Бог будет судить человечество, и в первую очередь - правителей. Каким судьей будет Бог?

I. БОГ ОСУДИТ ЗЛО (ст. 1, 2)

Во-первых, псалмопевец ясно говорит, что Бог осудит все зло. Каждый нечестивый человек, великий или малый в глазах мира, должен ответить за свой грех.

«Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд. Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?» (ст. 1, 2).

Переведенный буквально, стих 1 звучит так: “Бог [Элохим] стоит в собрании Бога [Эл]; среди богов [элохим] произнесет Он суд”. Та же лексика используется и в стихе 6: “Я сказал: вы - боги [элохим]...” Следует отметить, что элохим, существительное множественного числа, обычно переводимое как “Бог” или “боги”, употребляется также по отношению к таким сверхсуществам, как ангелы, и по отношению к высокопоставленным людям и высшему начальству. Поэтому наилучшим толкованием стиха 1 будет следующее: “Бог, Верховный Судья, встанет среди израильских растленных правителей и судей, чтобы обличить и осудить их”.

Эти судьи призваны в Божий суд потому, что судили пристрастно. К нечестивым они были снисходительны, а к беззащитным жестоки и деспотичны. В Ветхом Завете мы часто видим жалобы на подобное притеснение (1 Цар. 8:3; Ис. 1:17; 3:13-15; Иер. 21:12; Ам. 5:12, 15; Мих. 7:3; Зах. 7:9, 10).

II. БОГ ЗАБОТИТСЯ О БЕДНЫХ (ст. 3, 4)

Далее псалмопевец изображает Бога защитником бедных, сирот, несчастных, угнетенных и нищих.

«Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость. Избавляете бедного и нищего, исторгайте его из руки нечестивых» (ст. 3, 4).

Особой обязанностью израильских судей было отстаивать дело неимущих, охраняя их от деспотизма нечестивых. Однако беззащитные не могли добиться справедливого слушания перед коррумпированными судьями, потому что эти чиновники не боялись Бога и не уважали человека (см. Лк. 18:1-5). У них не было ни сочувствия, ни сострадания.

Бесчестные старейшины оказывали предпочтение богатым и влиятельным, а слабых, сирот, угнетенных и бедных оставляли без надежды.

III. БОГ НЕ СТАНЕТ ОКАЗЫВАТЬ ЛИЦЕПРИЯТИЯ (ст. 5-7)

В-третьих, Бог никому не станет оказывать лицеприятия, даже правителям.

«Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются. Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы. Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (ст. 5-7).

В отличие от того, какими им следовало быть, эти развращенные руководители не знали и не понимали своего долга. Они закрыли глаза на должное понимание своих обязанностей. Они ходят во тьме добровольного невежества, пока от безнаказанности и порочности не начинают колебаться основания земли. Вся социальная структура поражена беззаконием и бесчестием.

Как и в псалме 8, в стихе 6 утверждается высокое положение человека: “...сыны Всевышнего - все вы”. Правители выше большинства людей, и поэтому с них больший спрос. Бог даровал правителям высокое положение и власть; они - Его дети в смысле власти и ответственности, которыми наделил их Всевышний.

Павел, говоря о земных судьях и имея в виду их работу, называл их хранителями спокойствия. Он писал, что “власти от Бога установлены” и “начальник есть Божий слуга” (Рим. 13:1-6). Поэтому противящийся власти противится Богу.

Эти извращенные чиновники возмутительно попрали оказанное им доверие, и поэтому им сказано: “Вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей” (ст. 7). Должность и положение не спасут их от рокового конца. Они согрешили и потому умрут, как простые люди.

IV. БОГ БУДЕТ СУДИТЬ ЗЕМЛЮ (ст. 8)

Псалмопевец также признает, что Бог - Судья всей земли. Наш Бог в конце концов призовет к Себе каждого человека от каждого народа. За словом “падет” в стихе 7 следует противоположное по значению слово “восстань” (стих 8): когда праведный небесный Судья восстанет, растленные земные судьи падут.

«Восстань, Боже, суди землю; ибо Ты наследуешь все народы» (ст. 8).

Стих 8 - это отчасти молитва и отчасти предсказание. Молитва состоит из двух просьб к Богу: “восстань” и “суди”. Предсказание отражает пророческую окраску всего произведения в том смысле, что Бог унаследует все народы. Так как слова “народы” и “язычники” являются переводом одного и того же еврейского слова, высказывание может смутно предвещать новозаветную эру, когда неиудеи тоже станут частью Божьего царства.

Поэтому Судья судей - также и Судья всей земли, заявляющий, что владеет всеми народами. Псалом завершается собственной просьбой автора: “Восстань, Боже, суди землю.”

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В псалме 81 мы видим, каким судьей является Бог. Он справедливо осудит зло и защитит бедных. Когда Он станет судить всю землю, то не будет оказывать лицеприятия даже высокому начальству. Хотя псалмопевец говорит о поставленных руководителях, в своем описании Божьего суда над ними он предвидит, что Бог будет Судьей земли.

Какое воздействие оказывает на нас этот псалом о Судье судей? Что он приносит нам: мир или душевную боль, утешение или страх? Ответы на эти вопросы зависят от наших взаимоотношений с Судьей. Если мы принадлежим Ему и ходим с Ним в истине, то псалом сулит нам мир. Если у нас лукавое сердце и если мы идем по жизни, обижая других, обманывая для достижения успеха, эти слова вызывают дискомфорт. Каждый предстанет пред Богом спасения или же пред Богом осуждения. Что мы выберем в жизни, то и определит ту сторону Божьей сущности, которую мы увидим во время Последнего суда.

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД