Найти в Дзене

ПСАЛОМ 8: КАК ВЕЛИЧЕСТВЕННО ИМЯ ТВОЕ!

Оглавление

ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ

Псалом 8 - это несомненно гимн восхваления. Этот псалом можно назвать одним из красивейших во всей Псалтири. Хотя здесь представлены разнообразные гимны, почти все они имеют одинаковую структуру. Начинаются они с призыва поклоняться Богу, продолжаются объяснением причин, почему следует восхвалять Бога, и часто завершаются еще одним призывом к поклонению. Псалом 8 написан по этому же образцу, с призывом поклоняться Богу в начале и в конце (ст. 2, 10). Между этими двумя призывами приводятся две причины, почему нужно поклоняться Богу (ст. 2-9).

Гимны легко выделить среди других псалмов, потому что они щедро наполнены хвалой Господу от начала и до конца. Основная мысль псалма 8 - восхваление Яхве. Эта тема звучит в первой же строке: “Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле!”

Псалом несомненно представляет собой размышления Давида ясной ночью, когда он всматривался в звездное небо, так как здесь нет ни одного упоминания о солнце. Давид видит прекрасные мерцающие бесчисленные звезды и загадочно светящуюся между ними луну. Так сидя и размышляя, Давид незаметно для себя оказывается на удивительном богослужении, где проповедник - вся прекрасная вселенная вокруг него. Его поражает та истина, что Богу надо поклоняться с обожанием. Хвала срывается с его уст:

«Господи, Боже наш! как величественно имя Твое на всей земле!» (ст. 2).

То, как Давид употребляет слово “имя”, типично для употребления этого слова в ветхозаветные времена. Для нас имя человека - это просто слово, которое обозначает человека, и ничего более. Однако для иудеев имя означало гораздо больше. Оно предполагало особую личность. Говоря, что имя Яхве величественно по всей земле, Давид имеет в виду, что мудрость Бога, Его сила и доброта видны во всем сотворенном Им мире. Имя Бога - это Его характерные черты, Его свойства. Давид, должно быть, думал: “О Яхве, наш Господь, как славно Ты являешь Себя в Своем творении!”

Углубляясь в это необычное богослужение, псалмопевец называет две причины, по которым следует поклоняться Богу. Вот эти причины, почему Бог должен быть объектом нашего восхваления.

I. ЕГО ТВОРЕНИЕ (ст. 2, 3)

«Слава Твоя простирается превыше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу...» (ст. 2, 3).

Первая причина восхвалять Бога, Его славное творение, может напомнить нам слова Иммануила Канта: “Две вещи наполняют мое сознание постоянным восхищением и благоговением... звездное небо надо мной и нравственный закон внутри меня”.

Давид обращается к великому и малому, могущественному и хрупкому. Первым он упоминает великолепие небес - главного видимого, природного, откровения. Слава, величие и великолепие Яхве, говорит он, сверкают на небесах, как яркая краска, покрывающая каждый сантиметр полотна великого шедевра.

Дополнительным свидетельством служат младенцы и грудные дети. Иисус цитирует это выражение в Мф. 21:16. О существовании и характере Бога свидетельствуют самые слабые и самые беспомощные человеческие существа, младенцы. Они восхваляют Бога. Своим существованием, инстинктами и возможностями развития, своими способностями учиться и любить, красотой и привлекательностью, своей готовностью к обучению и желанием верить, они восхваляют своего Создателя. Всякий противящийся Богу должен заметить Его величие, отраженное в младенце. Несомненно, такое размышление приведет к тому, что этот человек прекратит свое противление и присоединится к восхвалению Бога.

II. ЕГО ЗАБОТА О ЧЕЛОВЕКЕ (ст. 4-9)

Вторая причина восхвалять Бога, - это Его слава, сияющая в достоинстве, данном Богом человеку.

«Когда взираю я на небеса Твои, - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (ст. 4, 5).

Любуясь небесами, украшенными звездами, как алмазами, и луной, одетой в золотой свет, Давид вспоминает особую заботу Бога о человеке, и перед ним встает непростой вопрос: что есть человек, что Бог так заботится о нем? Необъятность и величие небес заставляют Давида увидеть ничтожность человека и громко удивиться тому, что Бог хотя бы замечает его, не говоря уже о заботе.

«Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его...» (ст. 6-7).

Давид продолжает размышлять и поражается еще больше: Бог не только заботится о человеке, но увенчал его властью и дал ему господство, сравнимое с тем, какое имеет Сам (ст. 7). Удивительно: Бог, безраздельно властвующий над человеком и всем сущим, сделал человека хозяином Своего творения. Слава и честь, которые Бог воздал человеку, поставив его царем Своего творения, не имеют себе равных. По всему видно, что Бог возложил царский венец на голову человека и предоставил ему честь управлять. Он дал человеку во владение землю и всех живых существ в качестве подданных.

Человек, всего лишь соринка во вселенной, должен быть хозяином земли. Бог велел ему “владычествовать” над всем домашним скотом и всеми дикими животными на земле, над птицами в небе, над рыбами и всеми другими обитателями морей (Быт. 1:26, 28). Перечисление всего того, что было дано человеку в управление, следует рассматривать не как научную классификацию, а как общее краткое описание величины его владений. Научное понимание расширило сферу правления человека, поставившего себе на службу законы природы, установленные Богом, но это расширение не превышает ту власть, которую Бог дал человеку вначале.

Автор Послания к евреям употребил фразу “не много Ты умалил его пред ангелами” по отношению к Иисусу. Этим он подчеркнул, что Иисус стал одним из нас, истинно человеком, “за претерпение смерти” (Евр. 2:7, 9).

Удивительная истина этого псалма, которая должна заставлять каждого человека возвысить свой голос в прославлении Бога, заключается в том, что человек для Бога важнее всего сущего, что люди для Него обладают большей ценностью, чем все земные и небесные просторы. Об истинном достоинстве человека сказано в этом псалме более ясно, чем в каком-либо другом месте Писаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Этот псалом - не о том, как важен человек; он - о славе Бога, видимой в Его творении и том венце, которым Он короновал человека. Поразмыслив над этими двумя истинами, мы можем только беззаветно восхвалять Бога, ибо в Его творении проявляется мудрость и сила Творца, а венец отражает мудрость и милость возложившего его.

«Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!» (ст. 10).

Давид заканчивает свой псалом теми же словами, с которых начал, - восклицанием благоговейного удивления. Лучше не скажешь. Никакие рассуждения о созданном Богом мире и о Его заботе о человеке не скажут ничего лучше этого псалма; автору (а вместе с ним и нам) остается только повторять его с еще большим пониманием и чувством.

Bible-help.ru изучение Библии: христианские статьи, программы, фильмы