Законы Хаммурапи – выдающийся древнейший памятник правовой мысли, созданный при правлении вавилонского царя Хаммурапи в 1750-х гг. до н.э. Открытие законов Хаммурапи стало важнейшим научным событием, так как до того момента считалось, что первоисточником писаного права являются законы царей древнего Рима. Найденный артефакт дает возможность представить многие стороны жизни древней Месопотамии.
Впервые о царе Хаммурапи стало известно в 1853 г., когда английский археолог обнаружил клинописную таблицу с его именем. В конце 1901 года экспедиция французских археологов обнаружила вблизи города Шуштер, в развалинах эламской столицы Сузы на территории Персии крупный обломок черного камня с клинописным текстом. Позднее было найдено еще два таких обломка. Все три стелы были доставлены в Лувр, где их исследованием занялся ученый, профессор ассириологии Ж.-В. Шейль. Осенью 1902 года перевод текста был опубликован с заголовком «Кодекс законов Хаммурапи, царя Вавилона, около 2000 г. до Рождества Христова».
Законы Хаммурапи представляют из себя первый в истории человечества светский свод правил с четким отделением правовых моментов от религиозных. Клинописный текст высечен на камне высотой 2,25 м и весом в 4 тонны. В верхней части стелы изображены две выступающие над плоскостью фигуры, одна из которых стоит перед сидящем на троне. В качестве сидящей фигуры, по мнению исследователей, изображен бог солнца Шамаш, а в качестве стоящего – сам царь Хаммурапи. Изображение имело символическое значение для вавилонян, указывающее на божественную волю и неукоснительное соблюдение правил закона под страхом проклятия богов. Главной целью появления правил стало поддержание на территории своего государства мира и порядка путем установления одинаковых на всех законов.
Содержание Законов разделяются на три основные части. В первой части перечисляются все заслуги царя, он прославляется как божий избранник. В основной части регламентируются хозяйственные, экономические и семейные отношения. Она состоит из 282 статей, где в каждой описывается конкретное правонарушение и наказание. 35 статей из 282 были стерты эламитами, но ученым удалось обнаружить их на глиняных табличках в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Сузах. Ашшурбанипал хотел создать самую большую библиотеку в мире, и он документировал все письменные памятники Востока, которые, по его мнению, заслуживали внимания. Благодаря сохранившимся копиям удалось восстановить весь свод законов Хаммурапи. Законы царя были суровыми. Смертная казнь применялась часто, например: за кражу из храма или дворца, за мародерство во время войны и других бедствий, за недоказанное обвинение другого в преступлении, за супружескую измену и изнасилование, за похищение детей. Также применялся принцип Талиона, по-другому «око за око, зуб за зуб», широко применялся способ доказательства виновности, как испытание водой. Подозреваемого бросали в воду с сильным течением, если он не тонул, то признавался невиновным.
Заключительная часть состоит из предупреждений о том, что всякого, кто посмеет нарушить правила, настигнет суровая божья кара.
Основное значение Закона Хаммурапи состоит в том, что они усовершенствовали правовую систему. Если раньше за один и тот же вид правонарушения наказание в разных местах могло быть совершенно противоположным, то с принятием правил на всей территории государства правосудие стало единым. Плюсом законов было то, что хоть немного облегчалась участь рабов, семьи погибших воинов могли получить материальное обеспечение, создавался прообраз презумпции невиновности, т.е. человек не мог быть обвинен, если его вина не была доказана и за дачу ложных показаний тоже ждало суровое наказание. Большинство недостатков правил были продиктованы обычаями тех лет и духом того времени. На протяжении столетий свод законов Хаммурапи оставался основой древневосточного права.