Найти тему
Исторический бивак

Без лести предан ”. Аракчеев – лицо эпохи. (IV) В эпоху Наполеоновских войн.

Генерал-от-Артиллерии А.А.Аракчеев.
Генерал-от-Артиллерии А.А.Аракчеев.

В ночь на 11 Марта 1801 г был убит император Павел I. На престол взошёл его старший сын Александр. Вскоре он вспомнил об Аракчееве, которого хорошо знал ещё по Гатчине и возвратил на службу, фактически восстановив на всех постах.

Император Александр I в 1803 г.
Император Александр I в 1803 г.

В этот период вся Европа содрогалась от поступи французских полков. Первый Консул (а затем император) Франции – Наполеон Бонапарт одерживал победу за победой. Немалый вклад в эти победы внесла французская артиллерия. Наполеон, будучи сам по образованию артиллеристом, большое внимание уделял её развитию. Оснащённая орудиями системы Грибоваля, разделённая на шестиорудийные (одна гаубица и пять пушек) батареи, постоянно маневрирующая на поле боя, французская артиллерия значительно превосходила австрийскую и прусскую, и лишь слегка уступала русской в манёвренности и мощи огня. Было ясно, что столкновение неизбежно и нужны срочные реформы, что бы добиться явного превосходства нашей артиллерии над вероятным противником.

Первый Консул Французской Республики Наполеон Бонапарт.
Первый Консул Французской Республики Наполеон Бонапарт.

В 1802 году была организована комиссия для преобразования артиллерии, в которую входили известные русские артиллеристы: И. Г. Гогель, А.И. Кутайсов, Х.Л. Эйлер.14 Мая 1803 г Аракчеев был возвращён из отставки и назначен председателем данной комиссии. Под его руководством к 1805 г на вооружение были приняты 12-ти фунтовые пушки большой, средней и малой пропорции, 6-ти фунтовые и 3-х фунтовые пушки, полупудовые, четвертьпудовые и 3-х фунтовые “единороги”. Для полевой артиллерии ввели передки, что позволяло орудиям открывать огонь, что называется “ с колёс “, не дожидаясь подвоза зарядных ящиков. Были приняты новые прицелы системы А.И. Маркевича, обеспечивающие точную стрельбу на 1200 м. Правда, для стрельбы на большие дистанции приходилось использовать квадрант, что снижало скорострельность. В 1806 г вместо артиллерийских батальонов были организованы бригады, состоявшие из двух батарейных, вооружённых 12-ти фунтовыми пушками и полупудовыми “ единорогами” и двух лёгких, с 6-ти и 12-ти фунтовыми пушками, рот. Кроме того в бригаду входили конная рота с 10-ти фунтовыми пушками и понтонная рота. Во всех этих преобразованиях Аракчеев принимал самое живое участие – не зря до революции русскую артиллерию периода наполеоновских войн называли “ аракчеевской”.

Полупудовый " единорог" образца 1805 г.
Полупудовый " единорог" образца 1805 г.

Деловые качества, честность, требовательность и дисциплинированность Аракчеева вызывали глубокое доверие к нему Александра I. К тому же его не шибко знатное происхождение и скверный характер отталкивали от него столичную аристократию, которой император, памятуя о судьбе отца и деда, не склонен был доверять. А вот “гатчинский капрал “действительно был “ без лести предан”. Александр ценил подобных людей и прощал Аракчееву даже трусость – страшный грех для военного человека. Под Аустерлицем Алексей Андреевич исчез с поля боя и “ нашёлся” только на другой день, в 1813 г находясь в свите императора и попав под артиллерийский обстрел, Аракчеев был по свидетельству очевидцев: “ близок к обмороку “. Однако всё это не повлияло на благосклонность к нему императора.

Так выглядел император Александр I в день битвы под Аустерлицем 2 Декабря 1805 г.
Так выглядел император Александр I в день битвы под Аустерлицем 2 Декабря 1805 г.

4 февраля 1806 г. Аракчеев женился на Наталье Федоровне Хомутовой (1783-1842), дочери генерал-майора Ф.Н. Хомутова, дослужившегося до этого чина из простых солдат; венчание состоялось в Сергиевском соборе, в Петербурге, в день свадьбы невеста получила фрейлинский шифр и орден св. Екатерины 2-й степени. Алексей Андреевич, видимо, поначалу испытывал к супруге искренние чувства. Вот, например, что он пишет П.И. Корсакову : “… любовь и дружба ее есть единое мое исканное в ней благополучие, чего я единственно прошу от Всевышнего, а без оного, по чувствительному моему характеру, я не могу быть здоров и счастлив”. Однако уже в следующем году супруги разъехались. Оставив мужа, Наталья Фёдоровна жила в своем поместье Липные Горки в Тихвинском уезде Новгородской губернии. Поводом к разлучению графа A.A. Аракчеева с женою, по словам его бывшего адъютанта графа П.А. Клейнмихеля послужил следующий случай: до сведения графа Аракчеева дошло, что обер-полицеймейстер города С.-Петербурга, получивший 100 000 р. экстраординарной суммы на секретные расходы, тратит ее совсем на другие надобности, с интересами службы ничего не имеющие, и он доложил об этом императору. Последовало повеление провести ревизию расходов экстраординарной суммы Аракчееву лично, и он потребовал к себе все книги и дела по тому предмету. Каково же было его изумление, когда он самолично убедился из записей по книге экстраординарных расходов, что его супруга два раза получила из этой суммы по 5000 руб. Вне себя он приказал камердинеру позвать к себе Наталью Федоровну, и когда та вошла в кабинет, встретил ее словами; «Вы, сударыня, изволите брать взятки с полиции?» — -Какие взятки? Что вы говорите? Я не понимаю«, — отвечала растерявшаяся графиня. «Я говорю, что вы получили от обер-полицеймейстера два раза по 5000 рублей». —“ Да, получила, но я взяла их по просьбе маменьки, ей были деньги очень нужны...” Но граф, в пылу негодования, не позволил ей продолжать более и гневно высказал: «Женщина, состоящая на содержании тайной полиции, не может более оставаться у меня в доме. Извольте убираться куда хотите! Час даю вам на сборы и чтобы духом вашим у меня не пахло!» И Наталья Федоровна прямо из кабинета отправилась к своей матери Дарье Алексеевне Хомутовой, у которой и жила всю оставшуюся жизнь. И ведь не скажешь, что Алексей Андреевич был уж совсем не прав… Однако без женской ласки Аракчеев не остался и вскоре утешился со своей крепостной Анастасией Минкиной. Но об этом позже…

генерал-адъютант граф П.А. Клейнмихель (1793-1869 гг)
генерал-адъютант граф П.А. Клейнмихель (1793-1869 гг)

В 1807 г Алексей Андреевич получил чин генерала от артиллерии. 13 Января 1808 года он был назначен военным министром; 17 Января назначен на должность генерал-инспектора всей пехоты и артиллерии с подчинением ему комиссариатского и провиантского департаментов. Во время управления министерством Аракчеевым были изданы новые правила и положения по разным частям военной администрации, упрощена и сокращена переписка, учреждены запасные рекрутские депо и учебные батальоны, приняты меры к повышению уровня специального образования офицеров, упорядочена и улучшена материальная часть. Положительные последствия этих улучшений не замедлили обнаружиться во время войн в 1812—1814 годах.

Здание Военного Министерства Российской Империи.
Здание Военного Министерства Российской Империи.

В 1809 г, во время войны со Швецией, Аракчеев был послан в Або ( ныне Турку ), в штаб Финляндской армии для активизации военных действий. Действуя, как всегда, энергично, он побуждал к этому и других. Русские войска, под началом Барклая-де-Толли пересекли по льду Ботнический залив и вышли к берегам Швеции. Вскоре был заключён Фридрихсгамский мир, по которому Финляндия отошла к России.В 1810 г Аракчеев передал пост министра всё тому же Барклаю, а сам стал председателем Военного комитета во вновь учреждённом Государственном Совете, “ с правом присутствия в Комитете Министров и Сенате”.

Переход армии Барклая-де-Толли через Ботнический залив в 1809 г.
Переход армии Барклая-де-Толли через Ботнический залив в 1809 г.

14 июня 1812 года ввиду приближающейся войны, Алексей Андреевич снова был призван к управлению военными делами; «с оного числа, — по словам Аракчеева, — вся французская война шла через мои руки, все тайные повеления, донесения и собственноручные повеления государя».

Заседание Государственного Совета в 1812 г.
Заседание Государственного Совета в 1812 г.

Во время Отечественной войны главным предметом забот Аракчеева было образование резервов и снабжение армии продовольствием и снаряжением. И, надо сказать, со своей задачей он справился, и свой весомый вклад в победу над Наполеоном внёс. Недаром в 1814 г Александр I хотел произвести Аракчеева в генерал-фельдмаршалы, но тот отказался считая, что нельзя стать фельдмаршалом не участвуя ни в одном сражении и что это вызовет ропот среди более заслуженных военных. Доверие императора к своему любимцу настолько возросло, что полностью погрузившись во внешнюю политику, заседая на всевозможных конгрессах, и подолгу не приезжая в Россию, он все внутренние дела предоставил Аракчееву, ставшим вторым человеком в государстве. Наступала эпоха получившая в истории название “аракчеевщины”…

Продолжение следует…