Найти тему
Кепка

История компьютера и компьютерных игр

Оглавление

1. "Нам нужно больше трубок!!!"

С чего же всё началось? В этой статье мы не будем возвращаться к изобретению электричества, об этом вы все уже наверное и сами знаете. Мы поговорим о трубках...

Ещё в 1857 году немец Генрих Гейслер пропустил электрический разряд через стеклянные трубки, заполненные не воздухом, а газами: углеродом или парами натрия.

Опыт Генриха Гейслера стал настоящим чудом. В трубках горел окрашенный свет.

Стеклянная трубка Генриха Гейслера. Взято с сайта: https://crtsite.com/page6-2.html
Стеклянная трубка Генриха Гейслера. Взято с сайта: https://crtsite.com/page6-2.html

Трубки Гейслера массово производились с 1880-х годов в качестве новинок и развлекательных устройств, с различными сферическими камерами и декоративными змеевидными дорожками, сформированными в стеклянной трубке. Некоторые трубки были очень сложными и сложной формы и содержали камеры внутри внешнего кожуха. Новый эффект можно было получить, вращая светящуюся трубку с высокой скоростью с помощью двигателя; цветной диск был виден благодаря постоянству зрения. Когда к рабочей трубке прикасались рукой, форма светящегося разряда внутри часто менялась из-за емкости корпуса.

Трубки Гейслера были первыми газоразрядными лампами и оказали большое влияние на разработку многих приборов и устройств, которые зависят от электрического разряда через газы.

В 1878 году Уильям Крукс пропустил электрический разряд по вакуумной (насколько это было тогда возможно) трубке. Фосфоресцирующее вещество нанесённое на дальний конец трубки засветилось. Свечение вызывалось пучком электронов (катодом и анодом), идущим от положительно заряженной нити накала к отрицательно заряженной металлической пластине.

Трубка Уильяма Крукса. Фотография с сайта: https://new-science.ru/kak-my-uznali-chto-uglerod-imeet-6-protonov-a-ne-7/
Трубка Уильяма Крукса. Фотография с сайта: https://new-science.ru/kak-my-uznali-chto-uglerod-imeet-6-protonov-a-ne-7/

Кстати. Вильгельм Рентген открыл рентгеновские лучи с помощью трубки Крукса в 1895 году. Термин трубка Крукса также используется для первого поколения рентгеновских трубок с холодным катодом, которые произошли от экспериментальных трубок Крукса и использовались примерно до 1920 года.

Карл Фердинант Браун в 1897 году улучшил изобретение Гейслера и Крукса и создал Электронно Лучевую Трубку или ЭЛТ - это вакуумная трубка, содержащая одну или несколько электронных пушек, которые испускают электронные пучки, которые используются для отображения изображений на фосфоресцирующем экране.

ЭЛТ. Фотография с сайта: https://slide-share.ru/ehlektricheskij-tok-vakuume-426670
ЭЛТ. Фотография с сайта: https://slide-share.ru/ehlektricheskij-tok-vakuume-426670

Это изобретение использовало магнитные поля для отклонения пучка электронов и фокусировки света. Браун перемещал свет во все стороны, меняя его форму во время движения. Эксперименты Брауна продолжали совершенствоваться. А мы только приближаемся к моменту, когда свет станет послушным, что позволит создавать платформеры, шутеры, хорроры, выживание и т.д.

В 1939 году, толпы людей устремились к зданию американской радиовещательной корпорации RCA, чтобы посмотреть на новые технологии. "Чудеса инженерии" представляли собой чёрно-белые мониторы 8x9 дюймов, названные телевизорами. В них ЭЛТ использовались для создания не точек, а целых изображений.

Тем временем на Гранд-сентрал-паркуэй в Нью-Йорке прямо в павильоне Wesinghouse люди с нетерпение ждали очери к квадратному аппарату, сосотоящему из ламп и реле. Это был Nimatron - "Электронный мозг" (Данное устройство разработано американским физиком Эдвардом Кондоном зимой 1939/1940 года и впервые продeмонстрировано на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1940 году. Аппарат был собран Эдвардом Кондоном и его ассистентами Джеральдом Тоуни и Уиллардом Дерром. 26 апреля 1940 года была подана заявка, на которую 24 сентября того же года на устройство был выдан патент.), который игроки могли попытаться победить в старинной математический игре NIM. Обычно побеждал Nimatron, но если противнику удавалось разбить ИИ (Искуственный Интелект), то в награду ему выдавался жетон "Чемпион NIM".

Первая в мире компьютерная игра.
Первая в мире компьютерная игра.

Два главных компонента будущих видеоигр просто ждали, когда появится гений, способный объединить их в одно целое. Интересный факт - сам Альберт Эйнштейн был на этой выставке, но даже он не догадался.

-5

В это время по другую сторону Земли развивался конфликт, изменивший историю... ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Во время войны наука развивалась невероятными темпами, тем самым стимулируя и эволюцию видеоигр.

Помимо телевизоров, ЭЛТ пригодились для дисплеев портативных устройств - для РАДАРОВ. Этот дисплей назывался - осцилло́граф. Ему сужденно было стать первой настоящей (хоть и примитивной) игровой платформой.

Осциллограф. Фотография с сайта: https://forums.radiodetali-sfera.com/topic/27-foto-raboty-polzovateley/page/615/
Осциллограф. Фотография с сайта: https://forums.radiodetali-sfera.com/topic/27-foto-raboty-polzovateley/page/615/

А теперь знакомьтесь - Алан Тьюринг.

Алан Тьюринг
Алан Тьюринг

Английский математик, логик, криптограф, оказавший существенное влияние на развитие информатики. Предложенная им в 1936 году абстрактная вычислительная «Машина Тьюринга», которую можно считать моделью компьютера общего назначения, позволила формализовать понятие алгоритма и до сих пор используется во множестве теоретических и практических исследований.

Машина Тьюринга. Фотография с сайта: https://medium.com/eggheado-science/c2d8008ddf64
Машина Тьюринга. Фотография с сайта: https://medium.com/eggheado-science/c2d8008ddf64

Научные труды А. Тьюринга — общепризнанный вклад в основания информатики (и, в частности, — теории искусственного интеллекта). Этот человек ЛЕГЕНДА компьютерного мира. Ещё он известен как автор первой компьютерной программы. Он написал программу TUROCHAMP, для того чтобы побить человека в шахматы и доказать что мощный компьютер может развить ИИ. Кстати - эта программа была написана на бумаге, т.к он никогда не работал с компьютером, достаточно мощным для запуска TUROCHAMP.

Ещё один из первых компьютеров - аналоговый, электромеханический, дифференциальный анализатор - был создан выпускником MIT Вэниваром Бушем в 1931 году.

Дифференциальный анализатор
Дифференциальный анализатор

Ещё один компьютер образца 1945 года, занимавший целую комнату, - Эниак.

Эниак. Фотография с сайта: https://commons.wikimedia.org/wiki/
Эниак. Фотография с сайта: https://commons.wikimedia.org/wiki/

Он был оснащён 17 468 вакуумными трубками - прямыми потомками изобретений Гейслера, Крукса и Брауна. Эниак и Дифференциальный анализатор в своё время были новейшими достижениями. Но в начале войны вакуумные трубки были очень дорогими, редкими и ненадёжными.

Но всё очень быстро изменилось, когда такие изобретения оказались в руках американских производителей. Массовое производство волновых радарных систем, сделало элементы вроде ЭЛТ проще и дешевле. Благодаря этому телевидение - которое ещё недавно было доступно только для ограниченного круга лиц - было готово выйти в массы.

2. "Ранние видеоигры"

Знакомьтесь- Аллен Б. Дюмон.

Аллен Б. Дюмон
Аллен Б. Дюмон

Лаборатория Дюмона появилась в подземном гараже, но позже благодаря военным контрактам на производство осциллографов, появилась первая американская телевизионная сеть. Лампочка связи между телевидением и играми, которая так и не вспыхнула на всемирной выставке в 1940 году, наконец осветила Дюмона.

Примерно в 1947 году некоторые компании решили, что людям понравится играть на высококлассных экранах Дюмона. Экспериментируя, инженеры Томас Голдсмит - младший и Эстл Рэй Манн создали прототип и окрестили его... РАКЕТНЫЙ СИМУЛЯТОР.

Ракетный симулятор
Ракетный симулятор

(Внезапный факт - В 1981 году в США доход от видеоигр превысил кассовые сборы фильмов. В Великобритании это произошло только в 2009 году.)

Ракетный симулятор был самой первой домашней консолью и самой первой коммерчески успешной аркадой. Он не имел компьютерных чипов или микропроцессоров, а вместо них была "начинка" из электронных компонентов.

Первую в мире статью по информатике, которая описывала "архитектуру", лежащую в основе современных ПК, игровых приставок и мобильных устройств написал Джон Фон Нейман.

В 1947 году Уильям Шокли, Джон Бардин и Уолтер Браттейн создали первый в мире транзистор. В короткий срок транзисторы стали очень популярны и вакуумные трубки исчезли из производства компьютеров.

Ещё одной первой игрой были шашки DRAUGHTS выпущенные в 1951 году в Англии. На компьютере на котором запускали эту игру, стояли программы, написанные и загружаемые при помощи бумажной перфоленты.

В 1952 году мир увидел игру в крестики-нолики, написанную Александром (Сэнди) Шафто Дугласом, изучавшим взаимодействие человека и компьютера.

В 1958 году бывший специалист радиационной лаборатории и "проекта Манхэттен" физик Уильям Хигинботам создал игру Computer Tennis. Творение Хигинботама выводилось также на осциллографе Дюмона и похоже имело напряжённый геймплей и привлекательную графику. Для этой игры он создал прототип портативных игровых контроллеров. Он использовал проводные коробки с кнопками и регуляторами. Эта игра часто ошибочно зовётся Tennis For Two, но Хигинботам никогда её так не называл. (Интересный факт, вероятно первый ребёнок сыгравший в видеоигру был Боб Дворжак мл. т.к его отец был одним из создателей Computer Tennis.)

3."Первый ХИТ"

Вернёмся к транзисторам. Они очень сильно изменили правила игр и не остались незамеченными даже по ту сторону океана. В Японии два добродушных изобретателя, Масару Ибука и Акио Морита, объединили свои силы. Они создали свой бизнес в руинах разбомблённого Токийского универмага. Сначала они изготавливали рисоварки и вольтметры из старых запчастей, но позже они получили лицензию BELL LABS и начали производить транзисторы. Компания Ибуки и Мориты позже стала Sony и в 1994 году начала выпускать игровые приставки Playstation.

Благодаря транзисторам на свет стали появляться сборные и (сравнительно) компактные компьютеры. Например, экспериментыльный TX-0, который вступил в строй в 1956 году в лаборатории Линкольна.

TX-0. Фотография с сайта: https://ru.pinterest.com/pin/387802217894439392/
TX-0. Фотография с сайта: https://ru.pinterest.com/pin/387802217894439392/

TX-0 был разработан для персонального пользования, а ЭЛТ экран мог отображать рисунки, сделанные световым пером. Даг Росс из лаборатории Линкольна написал видеоигру Mouse In The Maze с учётом этой особенности. В этой игре нужно было создавать лабиринт световым пером, а компьютер пытался привести мышь к сыру.

Кстати. Первая компьютерная мышь появилась в 1986 году. Создал её Дуглас Энгельбарт, а первое поколение выросшее на компьютерах, была команда TMRC - они же были первыми в мире хакерами.

Следующий компьютер PDP-1 был размером всего в несколько холодильников. Это транзисторная машина с вычислительной мощностью 9КБ!

PDP-1. Фотография с сайта: https://nrkbeta.no/2018/07/01/hvordan-endte-datamaskinen-opp-med-a-bli-usynlig/
PDP-1. Фотография с сайта: https://nrkbeta.no/2018/07/01/hvordan-endte-datamaskinen-opp-med-a-bli-usynlig/

Знаменитую игру SPACEWAR на PDP-1 создал Стив Рассел со своей командой. Геймплей игры состоял из дуэли космических кораблей на смертоносных фотонных торпедах. Рассел и остальные справились с нехваткой памяти в PDP-1 при помощи "схематического компилятора", который позволял легче перерисовывать корабли в разных ракурсах. Эта игра была хитом среди тех, кто в неё играл. Несколько раз игра переносилась на другие платформы, обрастала модами и обретала клонов.

4."Микросхема"

Знаете кто такой Роберт Нойс? Это человек который в 1958 создал микросхему. Это был прорыв! Всего на одном кусочке кремния помещаются множество электронных компонентов. Благодаря этому улучшению транзистора, компьютеры стали ещё мощнее и меньше. Кстати, именно Нойс основал компанию Intel которая изобрела микропроцессор.

С этого момента компьютеры могли находится не только в институтах, а теперь и у простых людей.

В 1966 году Ральф Баер изобрёл первую в мире игровую консоль. Эта консоль могла выводить на экран две точки, которыми игроки могли управлять, а чуть позже Билл Раш добавил третью точку, которой управляла машина. Так и получилась первая версия настольного тенниса на двоих. Таким образом появились также другие схожие игры, например волейбол и гандбол. Эта приставка называлась SKILL-O-VISION, но позже была переименована в MAGNAVOX ODYSSEY.

Вернёмся к SPACEWAR. В ноябре 1971 года была создана первая аркадная игра - копия SPACEWAR, но называлась она GALAXY GAME.

Но уже спустя месяцы после GALAXY GAME, увидела свет игра для аркадных автоматов, называлась она COMPUTER SPACE. По геймплею игроку нужно было сражаться с двумя летающими тарелками, которыми управлял компьютер. Управлялась она всего четырьмя кнопками. Две для вращения, одна для стрельбы и одна для тяги.

В 1972 году, на свет появилась ещё одна видеоигра, PONG. Эта игра была создана фирмой ATARI.

PONG. Фотография с сайта: https://fishki.net/2696580-15-video-igr-izmenivshih-mir.html?utm_source=aab&sign=909438965080649%2C407510408532863
PONG. Фотография с сайта: https://fishki.net/2696580-15-video-igr-izmenivshih-mir.html?utm_source=aab&sign=909438965080649%2C407510408532863

Концепция игры и геймплей, очень привлекали игроков и как следствие разработчики много заработали на этой игре. В этой игре были и звуковые эффекты и учёт очков. Ну и конечно с огромной скоростью у этой игры стали появляться клоны. Они ставились в аэропортах, клиниках. барах и т.д

В 1973 году в Японии Томохиро Нисикадо разработал игру Elepong. Кстати Томохиро Нисикадо в 1978 удастся взорвать мир видеоигр.

Ещё одна игра у компании Atari лабиринт Gotcha, в которой могли участвовать сразу два игрока имела одну особенность... Первоначально игра выходила с джойстиками, заключенными в розовые купола, которые должны были изображать грудь, но вскоре после выпуска он был изменен на использование обычных джойстиков.

Позже Atari наконец выпустили гоночную игру, Gran Trak 10. Это была первая в мире видеоигра, в которой нужно было управлять рулём и педалями. Но к сожалению, из-за ошибки в бухгалтерском учёте, компания стала продавать игру с убытком в 100$. Компания ушла в минус. Tank выпущенная дочерней компанией Atari, Kee Games принесла дополнительное финансирование и предотвратило банкротство.

Инженер Atari, Гарольд Ли, смог уместить достижения Atari в один микрочип, создав устройство доступное и компактное для любого американского дома. Тогда Atari начала производство TELE-GAMES, хит продаж рождества 1975 года, а вскоре они выпустили ещё и собственную фирменную консоль.

TELE-GAMES. Фотография с сайта: https://stopgame.ru/blogs/topic/63832/evolyuciya_domashnih_igrovyh_konsoley_kratkaya_istoriya?
TELE-GAMES. Фотография с сайта: https://stopgame.ru/blogs/topic/63832/evolyuciya_domashnih_igrovyh_konsoley_kratkaya_istoriya?

Фурор компании Atari подтолкнул компанию Nintendo к производству видеоигр и они выпустили Color TV-game 6. И из-за этого у Atari сильно упала доля на рынке.

Color TV-game 6. Фотография с сайта: https://www.on-off-on.ru/catalog/vsye-dlya-kinoteatra/igrovye-pristavki/Nintendo+Color+TV+Game-6++%28CTG-6V%29/
Color TV-game 6. Фотография с сайта: https://www.on-off-on.ru/catalog/vsye-dlya-kinoteatra/igrovye-pristavki/Nintendo+Color+TV+Game-6++%28CTG-6V%29/

В 1976 году появилась первая консоль, со сменными играми. Называлась она Channel F, от компании Fairchild. Дизайн картриджей был смоделирован на основе 8-дорожечной аудиокассеты.

Channel F. Фотография с сайта: https://www.on-off-on.ru/information/istoriya-amerikanskoy-kompanii-fairchild-semiconductor/
Channel F. Фотография с сайта: https://www.on-off-on.ru/information/istoriya-amerikanskoy-kompanii-fairchild-semiconductor/

Но библиотека игр этой консоли была скудна на динамику и азарт. В целом компания выиграла гонку консолей в 1976, но к следующему году компания Atari, готовила смелый шаг.

В 1977 году на арене появляется ATARI VCS или ATARI 2600. Эта консоль имела на борту 8-битный процессор, оперативную память на 128 байт и частотой процессора 1,19 МГц. Носителями были картриджи объёмом 4Кб.

ATARI VCS или ATARI 2600
ATARI VCS или ATARI 2600

Интересный факт! Сам Стив Джобс работал в компании Atari, специально для него придумали ночную смену, т.к не могли терпеть его запах и предвзятое отношение. Но уже в 1976 Стив Джобс основал собственную компанию Apple Computer. Джобс не особо преуспел как инженер, но у него был хороший знакомый Стив Возняк, который позже спроектирует и соберёт компьютер Apple.

Следующим хитом Atari, стала игра BREAKOUT. Особенно популярна эта игра была в Японии. Но японская мафия начала выпускать нелегальные копии этой игры и здорово сократило прибыль Atari.

5. "Аркааааады"

Одна из самых успешных копий BREAKOUT игра SPACE INVADERS была создана в 1978 году, геймдизайнером Томохиро Нисикадо, про которого мы уже говорили ранее.

Эта игра захватила Японию, автоматы были полностью забиты монетами по 100 иен. Для перевозки денег нужны были четырёхтонные грузовики и даже они не справлялись и их подвески прогибались под весом денег.

И снова известные компании начали штамповать клоны этой игры...

SPACE INVADERS. Фотография с сайта: https://beltion-game.com/new-line-cinema-zajmyotsya-ekranizatsiej-space-invaders/
SPACE INVADERS. Фотография с сайта: https://beltion-game.com/new-line-cinema-zajmyotsya-ekranizatsiej-space-invaders/

Но лучшей игрой по версии отраслевых журналов 1978 года стала SPACE WARS, созданная Ларри Розенталем в 1977. У SPACE WARS был специальный векторный монитор с разрешением 1024x768 пикселей. На тот момент графика с высоким разрешением была последней модой.

SPACE WARS. Фотография с сайта: https://logodbsam.z21.web.core.windows.net/arcade-cabinet-vector.html
SPACE WARS. Фотография с сайта: https://logodbsam.z21.web.core.windows.net/arcade-cabinet-vector.html

После этого Atari объединив все лучшие качества SPACE WARS в 1979 создали игру ASTEROIDS. Эта игра стала лучшей у компании на тот момент.

ASTEROIDS. Фотография с сайта: https://www.neoteo.com/la-era-dorada-de-las-recreativas/
ASTEROIDS. Фотография с сайта: https://www.neoteo.com/la-era-dorada-de-las-recreativas/

В этот момент у многих игр уже существовала иллюзия трёхмерности, благодаря использованию перспективы. Каркасная графика на векторных дисплеях помогли видеоиграм широко распространить полигональную 3d-графику. Atari и Cinematronics даже получили контракты на разработку 3d-тренажёров для американской армии.

PAC-MAN. Может вы и не играли в эту игру, но точно о ней слышали. Создал её Тору Иватани в 1980 году. Кстати, заработал он на ней больше 10 миллиардов долларов. Не мало, да?

PAC-MAN
PAC-MAN

В основном игры становились всё лучше и лучше с каждым годом, но у них всех был один недостаток. Этот недостаток - геймеры со стажем. Они могли играть в эту игру достаточно долго, при этом не погибая, а это вело к сокращению прибыли. Но к счастью игровые автоматы всё равно окупались, а на рынке появлялись новые игры.

В 1981 году Сигэру Миямото из Nintendo разработал игру DONKEY KONG. Считается что в этой игре впервые появился настоящий сюжет. Также в этой игре впервые появился Марио.

DONKEY KONG. Фотография с сайта: https://blog.go2games.com/1981-our-first-glimpse-of-mario
DONKEY KONG. Фотография с сайта: https://blog.go2games.com/1981-our-first-glimpse-of-mario

Вернёмся к теме 3d. Дэвид Тойрер из компании Atari создал I,ROBOT в 1983 году. Эта игра не обрела успеха, (возможно из-за того что игровые автоматы в США хотели прикрыть) но этой был первый игровой автомат с шейдингом и 3d-графикой, которая масштабировалась и поворачивалась в реальном времени.

I,ROBOT. Фотография с сайта: https://listgames.org/games-history/kak-razvivalas-grafika-v-videoigrakh
I,ROBOT. Фотография с сайта: https://listgames.org/games-history/kak-razvivalas-grafika-v-videoigrakh

Здесь важно заметить, что отправной точкой для всех 3d игр, была игра 1973 года Maze War. В ней появились первые намёки на 3d, хотя в действительности она имела 2,5d графику. Также эту игру принято считать первым шутером от первого лица.

В 1984 году Японская компания Data East, подарила нам первую игру про боевые искусства - KARATE CHAMP.

KARATE CHAMP. Фотография с сайта: https://silverballmuseum.com/delray-beach/product/karate-champ/
KARATE CHAMP. Фотография с сайта: https://silverballmuseum.com/delray-beach/product/karate-champ/

7."В бездну консоли"

В США индустрия видеоигр в 1977 году заработала свыше 400 миллионов долларов, но к 1982 году эта цифра взлетела на 3900% до 15,6 млрд, сделав игры прибыльнее спорта, кино и музыки. Всё изменилось в 1983 году, когда игр стало настолько много, что магазины были переполнены невостребованными излишками, и торговцам пришлось снизить цену на них. Именно в 1983 году очень многие потеряли веру в видеоигры и очень многие игровые компании начали терять огромную часть прибыли, а многие и вовсе разоряться. Если игры и могли спастись от вымирания, то явно не через консоли и аркадные автоматы. Будущие принадлежало компьютерам, вот только компьютеры были у единиц, ведь их все боялись. Сейчас это звучит странно, но тогда всё было совсем иначе.

Бросить четвертак и вставить картридж может абсолютно каждый, за исключением некоторых индивидов, а вот командная строка на чёрном экране, отталкивала людей. Стоит заметить, что в то время интернета у обычных граждан ещё не было, а следовательно компьютер не мог предложить ничего интересного. Кроме конечно игр...

И так. Вашему вниманию Apple II. Он был выпущен в июне 1977 года и предназначался для игр.

Apple II. Фотография с сайта: https://ru.pinterest.com/pin/825847650389125605/
Apple II. Фотография с сайта: https://ru.pinterest.com/pin/825847650389125605/

В начале 1980-х на рынок ворвался ещё один компьютер. Commodore 64 - самая продаваемая модель ПК всех времён. Он был довольно дешёвый и его мог позволить себе почти каждый.

Commodore 64. Фотография с сайта: https://redir1.site/red/?source=tami.g-abaya.com
Commodore 64. Фотография с сайта: https://redir1.site/red/?source=tami.g-abaya.com

Несмотря на все недостатки у ПК было и множество плюсов. Игры на ПК не зависели от четвертаков, в отличие от аркадных автоматов, могли быть долгие, имели сюжет, концовку и антагониста.

Со временем на ПК в большом количестве стали появляться новые игры и жанры. Так Брюс Арвик создал A2FS1 Flight Simulator. Это был первый симулятор полёта на компьютер, да ещё и с 2.5d графикой.

Уилл Райт в 1984 году выпустил Raid On Bungeling Bay. Это был экшн-шутер, который очень понравился геймерам. Кстати, Уиллу Райту так понравилось миростроение, что в 1989 году он создал SimSity, которая стала первой игрой одной из самых продаваемых серий.

Akalabeth созданная Ричардом Гэрриотом стала первой RPG игрой, после неё в 1981 году он выпустил Ultima, которая позже перерастёт в серию RPG, а затем и в многопользовательскую ролевую онлайн-игру (MMORPG).

В 1993 году увидела свет игра DOOM. Изначально она распространялась условно-бесплатно, потом начала активно продаваться и сделала своих создателей богачами. Куча крови, дизайн уровень и потрясающая графика (для 1993 года), сделали эту игру супер популярной во всём мире. DOOM дала серьёзный толчок для игровой индустрии. Кстати игра была открыта для модов.

И вот казалось бы, что после вышедших на ПК шедевров игровой индустрии, консоли остались далеко позади, но в стране восходящего солнца так не считали.

8. "Всеми известные игры"

Основатель американского отдела Nintendo, обратил внимание на одну важную вещь - американские дети по прежнему играли в видеоигры, а значит при правильном подходе можно вернуть в строй консоли.

NES (Nintendo Entertainment System) - это консоль второго поколения, которая увидела свет в 1985 году. Носители для этой консоли назывались "Геймпаки". Одной из особенностей этой консоли был - запрет на частый выпуск игр. Даже авторитетные компании не могли выпускать на неё более 5 игр в год. Благодаря защищённому чипу, только официально одобренные Nintendo игры могли работать на NES. Именно благодаря этому, у Японии появился полный контроль над консолями на следующие 20 лет. Хотя здесь конечно не обошлось и без самих игр...

NES (Nintendo Entertainment System). Фотография с сайта: https://www.retrobitgame.com/product/nintendo-nes-system-super-mario-bros-duck-hunt-ntsc-us/?add-to-cart=5260
NES (Nintendo Entertainment System). Фотография с сайта: https://www.retrobitgame.com/product/nintendo-nes-system-super-mario-bros-duck-hunt-ntsc-us/?add-to-cart=5260

Все вы наверное знаете о легендарной игре Super Mario Brothers. Эта игра разошлась по Японии в 6,8 млн копий, а в США она часто шла в комплекте с консолью. Именно Super Mario Brothers сделала Nintendo успешным и привлекательным брендом. Уже к 1990 году NES стояла в каждом третьем Американском доме.

Конечно Super Mario Brothers была не единственной игрой, которая покоряла сердца геймеров. The Legend Of Zelda и Metroid вышедшие в 1987 году заставляли конкурентов Nintendo нервничать, даже статья журнала Forbes утверждала "Конкуренты Nintendo в ярости". И действительно, во многом благодаря этим шедеврам Nintendo была на высоте. Но знаете, с высоты падать больнее...

Наверное уже пора познакомить вас с компанией, с которой вы уже знакомы. Встречайте SEGA! В 1988 году этой компании удалось вытеснить с Японского рынка Nintendo, благодаря MEGA DRIVE. Это консоль следующего поколения с 16-битным процессором, всего за два года обогнала Super NES.

MEGA DRIVE
MEGA DRIVE

Почему же эта консоль стала так популярна? Хм... Здесь стоит понять, что чем больше бит у процессора, тем больше возможностей у программистов. К тому моменту лучшие консоли Atari и Nintendo имели на борту только 8-битные процессоры, соответственно 16-битный процессор MEGA DRIVE был козырем в рукаве у SEGA. Но и на этом SEGA не остановилась.

Вашему вниманию SEGA MEGA DRIVE/GENESIS 1989 года рождения.

SEGA MEGA DRIVE/GENESIS. Фотография с сайта: https://sonic.fandom.com/wiki/Sega_Mega_Drive_Flashback
SEGA MEGA DRIVE/GENESIS. Фотография с сайта: https://sonic.fandom.com/wiki/Sega_Mega_Drive_Flashback

Эта консоль достигла огромного успеха благодаря своим шедевральным играм. Вот одна из них: Sonic The Hedgehog 1991 года.

Sonic The Hedgehog
Sonic The Hedgehog

Наверняка многие из вас когда-то давно играли в эту игру, а возможно есть олдскулы которые играют и сейчас. Тем более что эти приставки и картриджи можно до сих пор найти в магазинах электроники.

Раз уж речь идёт о знакомых для всех играх, стоит упомянуть и Mortal Kombat, которая вышла в 1992 году на аркадные автоматы. Но позже эта игра появилась и на SEGA MEGA DRIVE и на Nintendo. Вот только различие в том, что на SEGA MEGA DRIVE она так и осталась кровавой игрой с оторванными головами и кишками наружу, а на Nintendo её довольно сильно смягчили, например вместо крови во все стороны летели серые брызги.

Mortal Kombat
Mortal Kombat

Интересный факт, со стороны СМИ и правительства Mortal Kombat подверглась сильной критики, мол игры учат наслаждаться пытками и жестокостью (хотя и сейчас такое не редкость). В ответ на это индустрия видеоигр создала "совет по оценке развлекательного ПО" (ESRB), чтобы держать некоторые материалы подальше от детей. Наверное всем вам знакомы эти значки:

ESRB
ESRB

В 1992 году вышла игра от Nintendo в которой всеми любимый Марио участвовал в гонках. Называлась она Super Mario Kart. 3d эффект достигался в ней благодаря масштабированию и повороту слоёв фона.

Super Mario Kart
Super Mario Kart

Это игра была довольно интересной, но у Nintendo было ещё много чего интересного в 90-х годах.

СССР. 1984 год. Московский компьютерщик Алексей Пажитнов создал простую видеоигру, которую назвал "Тетрис". Эта игра выскользнула из под железного занавеса и попала в руки Nintendo, а они в свою очередь в 1989 году добавили её в новенькую портативную систему Game Boy, где Тетрис стал вишенкой на торте другого грандиозного игрового хита.

Game Boy
Game Boy

Следующую игру вы знаете 100%. Хотя вероятно вы знаете её современную версию, а может аниме по ней, но это не важно. Pokemon Red и Pokemon Blue появилась на свет в 1998 году для портативной системы Game Boy. В этой игре нужно было коллекционировать и тренировать покемонов, а потом они сражались. Всего существ было 150 и игроки могли подключится друг к другу и обмениваться ими. С выходом этой игры, продажи Game Boy сильно выросли, ведь сама портативная система была проста, да и игры на неё были настоящим хитом.

Да... Жаль это всё ещё сложно было сказать про ПК, по крайней мере до 1995 года, когда появилась Windows 95.

Electronic Arts в 1990 году выпустила на Sega Mega Drive игру John Madden Footbal, эта франшиза перевернувшая индустрию. Это был лучший симулятор футбола на тот момент, более того, на протяжение многих лет франшиза постоянно обновлялась и принесла Electronic Arts доход в более 4 млрд долларов. Это не удивительно учитывая что это первая игра которая позволяла увидеть профессиональный спорт с другой стороны.

Обложка игры John Madden Footbal
Обложка игры John Madden Footbal

Вернёмся к теме картриджей. И у Sony и у Nintendo производство картриджей было весьма дорогим занятием. Альтернативу им нашли благодаря сотрудничеству голландской компании Philips и японкой SONY.

Встречайте новые носители - CD-ROM диски. Они тоже повлияли на игровую индустрию, т.к цена их была ниже, а ёмкость была выше.

Sony PlayStation. Эта консоль появилась в Японии в 1994 году, а в Америке оказалась только в 1995. Она была задумана как консоль для 3D графики, имела на борту 32-битный процессор и обладала превосходным качеством CD-звука.

Grand Theft Auto (GTA). Эта игра появилась в 1997 году в США и стала довольно популярна, но не смотря на это на неё обрушился шквал негативной критики, в основном из-за проходной графики. Но все мы знаем что ждёт GTA в будущем...

Sony PlayStation 2. Консоль шестого поколения 2000 года потрясла всех. В основном из-за 128-битного процессора и ОЗУ которое было в 16 раз больше чем у прошлом модели. По сей день она остаётся самой продаваемой консоль.

Grand Theft Auto 3. 2001 год. Либерти-Сити, "Город свободы" - стал любимым городом геймеров по всему миру. Игроки были просто в шоке, что могут творить там всё что угодно.

А что-же там с онлайн играми? Когда они появятся? Уже появились!

Система Dreamcast от Sega 1999 года сделала онлайн игры - обычным делом. Дело в том что эта модель была оснащена встроенным модемом. На ней кстати можно было запустить Windows SE и даже была предусмотрена клавиатура. Но к сожалению компания Sega имела малую долю на рынке и не могла производить новое оборудование, им оставалось только выпускать игры.

MMORPG Everquest от Sony, запущенная в 1999 году, бала самой популярной в своём жанре пока на рынок не ворвался знаменитый World of Warcraft, который в первый же год набрал 4 млн подписчиков.

А знаете какой ещё хит вышел в 1999? Counter-Strike (CS), хотя изначально она вышла как мод на игру от той-же студии, а именно Half-Life.

9. "Новое тысячелетие"

В 2000-х годах игровая индустрия очень сильно изменилась, хотя вы и сами являетесь свидетелями этого)

В 2001 году появилась консоль от Microsoft - XBOX. Так компания могла существовать одновременно на двух рынках, на рынке ПК и на рынке консолей. Эта консоль имела широкополосный локальный порт для игр по сети, также она взаимодействовала с сервисом Xbox Live с помощью которого можно было загружать контент. Эта консоль стала первой моделью в которой был установлен жёсткий диск с ёмкостью целых 8 ГБ.

Эксклюзивом от компании Microsoft стала HALO: Combat Evolved выпущенная также в 2001 году на Windows и Xbox. Эта игра показала что шутеры на консоли могут не просто существовать, но и имеют полное право на это.

Также в новом тысячелетии многим стал доступен новый высокоскоростной интернет, а с ним и новые возможности. Потоковое кино, музыка, ТВ и т.д, всё это стало доступно теперь и внутри консолей.

Nintendo WII - эта консоль появилась на свет в 2006 году. Отличалась она от конкурентов тем, что у неё были датчики движения и контроллеры с инфракрасным указателем. Игроки могли управлять геймплеем с помощью своего тела. Это было довольно интересное решение, но интерфейс был не идеален.

Конечно же и развитее телефонов не стояло на месте. С появлением первых сенсорных устройств, начало появляться очень много и мобильных игр, но это уже тема для другой статьи.

А сейчас, давайте подведём итоги...

10. "Итог"

Путь видеоигр был долгим и тернистым, но не смотря на это видеоигры обрели громадный успех. Сейчас с трудом можно представить себе человека который бы никогда не играл в видеоигры, а уж тем-более никогда не слышал про них.

Разнообразие видеоигр стало настолько велико, что каждый желающий может выбрать себе игру на любой вкус и цвет.

От аркад - до хардкора, от стратегий - до шутеров, от одиночный - до кооперативных и многопользовательских.

Не стоит забывать и про сами ПК и консоли. Привычные 8 ГБ памяти на жёстком диске, сменились терабайтами, количество оперативной памяти выросло в несколько раз, а про возможности современных видеокарт вы наверное и сами знаете.

И если раньше разработка видеоигр была очень сложной и требовала большого количества денег, то сейчас разработкой игры может заниматься даже школьник, для этого существует огромное количество материалов на различных площадках. Нужно лишь желание и терпение. Даже у вас может получится создать шедевр или хотя-бы непохожая на другие, интересная игра. Вы наверняка знаете про Phasmophobia, Papers, Please, Plague Inc: Evolved, Bright Memory и ещё много разных игр, которые изначально были созданы одним человеком. Кто знает, может получится и у вас?

В написании этой статьи мне очень помогла книга «Видеоигры. Невероятные хроники игровой революции в комиксах» Джонатана Хеннесси:

«Видеоигры. Невероятные хроники игровой революции в комиксах» Джонатана Хеннесси
«Видеоигры. Невероятные хроники игровой революции в комиксах» Джонатана Хеннесси

Всем большое спасибо за прочтение этой статьи! Постараюсь публиковать ещё больше статей, по этому подпишитесь что-бы не пропустить ещё много всего интересного)