Фигура министра народного просвещения графа Сергея Семеновича Уварова была крайне неоднозначна. С одной стороны именно он автор известной триады российского самодержавия:
«Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование, согласно с Высочайшим намерением Августейшего Монарха, совершалось в соединённом духе Православия, Самодержавия и народности»
С другой, по свидетельству философа Михаила Юзефовича:
«Он застал наши университеты с самыми ничтожными средствами, материальными и научными, а общую у нас сумму людей с научным образованием — гораздо ниже нынешней; гимназии же застал существующими только по названию. В несколько лет он успел поставить на ноги те и другие, после 15-тилетнего управления оставил нам университеты на степени вполне органических учреждений, в которых начинала возникать умственная самодеятельность, как доказывают лучшие наши мыслители, почти все относящиеся к его времени».
Одновременно Александр Пушкин писал о нем:
«Теперь мне честность — трын-трава!
Жену обсчитывать не буду,
И воровать уже забуду
Казенные дрова!»
Речь о неприглядном поведении Сергея Семеновича в отношении родственника жены, на чье наследство он претендовал и на закрытое по указанию Зимнего дворца дела о спекуляции государственным имуществом — казёнными дровами, которые выдавались для зимнего отопления помещений университета, Академии наук и казённых квартир служащих по вверенному ему ведомств.
Удивительно, но память о графе сохранилась не столько по его «подвигам» на ниве образования и авторству доктрины российского монархизма, сколько по открытым в 1832 году «уральским изумрудам», которым академик Гессе присвоил не общепринятые греческие названия, а выгодное по служебной линии – «уваровит».
Яркий цвет уваровита связан с присутствием хрома. Имеет стеклянный блеск. Геометрическая форма кристаллов уваровита обычно ромбододекаэдр. На гранях часто наблюдается штриховка. В отличие от родственных разновидностей гранатов, уваровит не плавится в пламени паяльной трубки. Не поддаётся действию кислот.
Парадокс - минерал считается покровителем семьи и честного заработка. С последним понятно, но и с первым пунктом есть проблемы. Тот же Пушкин выдал еще одну эпиграмму, косвенно в адрес Сергея Семеновича:
«В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Почему ж он заседает?
Потому что ж*па есть».
Речь о Михаиле Дондукове-Корсакове, которого министр Уваров сделал главой тогдашней РАН. Столица вовсю судачила, что малоизвестный чиновник получил эту должность благодаря гомосексуальной связи с влиятельным патроном. Впрочем, возможно, Александр Сергеевич просто отомстил:
«В публике очень бранят моего Пугачёва, а что хуже — не покупают. Уваров большой подлец. Он кричит о моей книге как о возмутительном сочинении. Его клеврет Дундуков преследует меня своим цензурным комитетом. Он не соглашается, чтоб я печатал свои сочинения с одного согласия государя. Царь любит, да псарь не любит».
Впрочем, на красоте ювелирного камня, природные экземпляры которого есть сегодня только в Горном музее Санкт- Петербурга все «сложности» личности человека, в честь которого он назван никак не отражаются.
Подписывайтесь на Дзен-канал "Каменные истории"!