Найти тему
Шпионские страсти

Завербовать посла

1956-1963 годы

СССР, Москва

Французский дипломат Морис Эрнест Наполеон Дежан, личный друг президента Франции Шарля де Голля попался в 1956 году на разработку советской контрразведки.

С первого же дня пребывания посла в Москве за ним установили постоянное наблюдение, а в его апартаментах - подслушивающее устройство. Посол не знал, что его шофер и горничная были агентами КГБ.

Изучив вкусы посла, советские контрразведчики подсунули ему одну из «ласточек» (о них смотри публикацию «Полеты «ласточек») «балерину Лору».

Когда «балерина Лора» завлекла посла на заранее подготовленную квартиру, и любовники начали свои деяния, внезапно появился «муж» «балерины Лоры» (сотрудник КГБ) и в ярости избил «прелюбодея». Избитому послу «муж» пригрозил большими неприятностями, которые он ему устроит. Мол, это дело он так не оставит.

Дежан обратился за помощью к Олегу Михайловичу Горбунову, знакомому ему «ответственному работнику Совета Министров СССР». Горбунов помог замять скандал. «Муж» «балерины Лоры» не стал больше беспокоить посла и все улеглось. Никто ни о чем не узнал.

А так как «долг платежом красен», то посол начал делать для Олега Михайловича копии документов, которые он отсылал из Москвы в Париж. Кроме того, периодически отсылал в Париж документы, которые ему давал Олег Михайлович. На деле это была дезинформация, которую советские спецслужбы хотели продвинуть в НАТО.

Посол же не знал, что Олег Михайлович Горбунов никто иной, как Олег Михайлович Грибанов, один из руководителей советской контрразведки.

В сентябре 1963 года сын художника, секретного агента лично товарища Л.П. Берии, и также секретный сотрудник ВГУ КГБ, работавший в «творческой» среде московской интеллигенции, Юрий Кротков в составе туристической группы прибыл в Лондон.

Неожиданно для своего руководства, полностью доверявшего Кроткову, он попросил у англичан политического убежища*.

Ему предоставили убежище и Кроткова понесло. Он выложил сотрудникам МИ-5 все, что он знал. А знал он много. В том числе и о после Франции.

Англичане передали информацию о Дежане своим французским союзникам по НАТО.

Доложили де Голлю.

Де Голль отозвал Дежана из Москвы, пожурил, и отправил в отставку.

Если откровенно, Дежану повезло. Не будь он личным другом президента, сидеть бы ему в тюрьме.

* Сложно сказать, что подвигло Кроткова на такой поступок. Возможно идеализм, хотя в идеализм, учитывая специфику оперативной работы Кроткова как раз верится с трудом.**

(Источник: Абрамов В.)