- Вижу 6 турецких фрегатов, 6 шебек и 13 галер - прокричал с марса дозорный.
- Строятся левым флангом к островку, правым у Чесмы - продолжил дозорный
Командующий Алексей Григорьевич Орлов приказал выслать к турецкой эскадре 3 разведывательных пинка. Для связи между кораблями держать пакетбот. Его беспокоило то, что турки еще не вытянули линейные корабли. Русская эскадра выстроилась в линейный строй с авангардом и арьергардом.
Цикл рассказов о русско-турецкой войне 1768-1774 годов
Орлов надеялся на мудрость и опытность адмирала Григория Андреевича Спиридова, который находился в авангарде на 66-пушечном парусном линейном корабле "Святой Евстафий". Линейным кораблем командовал жестокий к матросам, но дисциплинированный и храбрый датчанин каперанг Александр Круз. Под рукой у Спиридова два опытнейших капитана - управляющийся с парусами как своими руками каперанг Федот Клокачев и храбрейший каперанг Степан Хметевский.
При себе Орлов оставил храброго шотландца Самуила Крейга на "Трех иерархах", мощный 66-пушечный линейный корабль "Святой Иануарий", и быстрого в делах капитан-лейтенанта Петра Степанова на фрегате "Надежда Благополучия".
В арьергарде шли опытный в морском деле каперанг Петр Бешенцев и шотландец каперанг Василий Роксбург на линейном "Святославе".
Русские корабли входили в Хиосский пролив. Орлов глядел в трубу как в глаза любимой женщины. Только бы турки вышли в акваторию. Не дай Бог обманули и оставили свои основные силы под прикрытием береговых береговых батарей.
Нет! Турки здесь. Рассчитывают на победу в честном бою. Не хотят отсиживаться.
Две эскадры сближались. Когда сблизились на три кабельтова турки не выдержав открыли огонь из всех орудий. Ядра рвались среди рангоута и такелажа. Но русские корабли сближались молча. И только с расстояния в 80 саженей открыли огонь на расстоянии пистолетного выстрела.
Орлову было тревожно. Линейный корабль "Европа" выкатился из строя и болтался снаружи. Под огнем трех турецких линейных кораблей оказался адмиральский "Святой Евстафий".
- Как там Спиридов? - думал Орлов
Спиридов пока держался. На юте его корабля загремела музыка. Видимо корабельный оркестр решил сыграть в последний раз в своей жизни. "Святой Евстафий" не пытался бить по всем турецким кораблям. Вместо этого он стрелял зажигательными брандскугелями только по турецкому флагману. Это дало результат и вскоре горящий и потерявший управление турецкий флагман уперся бушпритом между грот и бизань-мачтой "Святого Евстафия". На турецкий флагман по реям перешла русская абордажная команда. Начался абордажный бой. Русские теснили турок, так как их было больше. На "Святом Евстафии" горела пороховая крюйт-камера. Она взорвалась и русский корабль пошел ко дну. За ним и турецкий флагман.
Как там Федор? - подумал о своем брате Орлов. Он ведь думал что на адмиральском корабле будет безопаснее и оставил его там.
Но сожалеть было некогда! Надо было действовать. Орлов взял командование на себя. Приказал идти прямо на турецкий линейный корабль, на котором развевался флаг командующего флотом капудан-паши. За ними другие корабли. С близкого расстояния они стали залпами разносить турецкие корабли.
Турки не выдержали и стали уплывать в гавань Чесмы под прикрытие береговых батарей.
Русские корабли были сильно повреждены. У некоторых были пробоины ниже ватерлинии, через которые шла течь. Поэтому Орлов приказал не преследовать супротивника. Только оставил у входа в гавань бомбардирский корабль "Гром" для обстрела турецкой эскадры.
Статьи канала "История и культура Евразии" за октябрь 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы