Найти тему
Географ и глобус

Тополиная роща Пандо – лес из одного дерева

Оглавление

Это была ничем не примечательная роща в заповеднике Фишлейк штата Юта в США. Осинообразный тополь – самое распространенное дерево Северной Америки и его массив площадью 43 гектара не представлял никакого интереса. Но так было до 1968 года. Как-то раз местный эколог Бёртон Барнс обратил внимание на одно забавное явление: тополиная роща в заповеднике вела себя на редкость однообразно по сравнению с окружающими лесными массивами.

Если осенью начинали опадать листья, то они желтели и падали в один момент со всех деревьев в лесу. Если весной набухали почки, то это тоже происходило строго одновременно во всей роще. Эколог привлек ученых, за лесом стали наблюдать, и вскоре выяснили поразительный факт – тополиная роща представляла собой единый организм, то есть лес с общей корневой системой всех деревьев. Он получил название Pando, что на латыни означает "я разрастаюсь".

Лес Пандо/ © vsegda-pomnim.com
Лес Пандо/ © vsegda-pomnim.com

Реликтовое дерево

То, что растения могут создавать колонии – явление нередкое и хорошо изученное. Ярчайшим представителем таких колоний служат грибы. У них есть общее вегетативное тело – мицелий, который растет и развивается в земле. А сами грибы на поверхности – это, по сути, клоны одной грибницы. Нечто подобное произошло и с лесом Пандо.

Когда-то давно (а ученые считают, что лесу около 80 000 лет) все началось с тополиного семечка. Оно дало росток, появилось деревце, а дальше началось размножение подземными отростками. Происходит это так: отдельная ветка дает корешок, он касается земли, укореняется там и со временем выпускает обычные прямые стебли, которые через десяток лет превращаются в самостоятельные стволы. Проходит 100–130 лет, материнское дерево отмирает, но корни остаются жить в земле, и порожденные ими деревья продолжают развиваться.

В лесу Пандо не встретишь "чужаков"/ © reluctantfirefly.blog
В лесу Пандо не встретишь "чужаков"/ © reluctantfirefly.blog

За столько лет корневая система леса Пандо разрослась так, что ныне роща занимает территорию в 43 гектара. Визуально это обычные тополя – старые и молодые, кривые и прямые. Но у всех у них общий корень. И его размеры делают лес Пандо уникальным живым организмом – если не самым крупным, то уж точно самым тяжелым и самым древним на планете. Вы спросите, неужели есть организм, больше, чем лес Пандо?

Есть, и его обнаружили совсем недавно – 4 года назад. Это грибница опенка темного, которая развивается тоже в Америке, в штате Орегон. Ее площадь 880 гектаров. Почти 9 квадратных километров единого мицелия, который рождает тьму-тьмущую одинаковых опят. Так что у леса Пандо отобрали титул самого крупного живого организма Земли, но уникальность его от этого меньше не стала.

Ведь если все 43 гектара – это единое растение, то значит и в борьбе за жизнь у него больше шансов выйти победителем. И это так. Бушующие на протяжении сотен лет лесные пожары вредили главному конкуренту Пандо – хвойным деревьям. Сожженные дотла, они умирали, а единый живой организм Пандо спокойно выживал под землей, рождая все новые деревья после катаклизма.

Размеры леса Пандо/ © bigthink.com
Размеры леса Пандо/ © bigthink.com

Не дает он возможности расти на своей территории и другим лиственным деревьям – например обычным осинам. В борьбе за питательные вещества из почвы они проигрывали многочисленным "сыновьям" Пандо. Почему сыновьям? А потому что Пандо – это один мужской экземпляр (осинообразный тополь – двудомное растение), неспособный давать семена.

Смерть Пандо

Всего в лесу Пандо около 47 тысяч деревьев и в нынешнее время он вызывает у экологов немалое беспокойство. Дело в том, что Пандо медленно умирает – скорость роста новых клонов замедлилась, существующие стали чаще погибать, а молодые побеги не успевают вырастать. Всему виной травоядные, и в первую очередь олени, которые питаются молодой порослью. Их неконтролируемые набеги на Пандо сильно вредят ему.

Вот что интересно – в случае с этим уникальным лесом наглядно воплотился принцип "не навреди природе". Еще 100 лет назад в Юте жили волки, которые сдерживали размножение оленей. Но от них страдали фермеры, и 70 лет назад всех волков в штате перестреляли. Люди вздохнули, а вот олени с тех пор расплодились и стали изводить всю растительность в округе. Достается и лесу Пандо.

Забор в лесу Пандо/ © wikimapia.org
Забор в лесу Пандо/ © wikimapia.org

Чтобы его спасти, экологи обнесли часть колонии забором высотой 2,5 метра. Это немного спасло ситуацию и на тех участках деревья стали выше на 3 метра. Но остальная территория остается беззащитной перед травоядными. Можно, конечно, запустить волков, но фермеры категорически против. Вот и остается одна надежда – на прочный высокий забор.

Кстати, это не такая уж и плохая идея. Например, в Австралии такие заборы спасли страну от всёпожирающих кроликов, хищных собак Динго и диких кошек 👇:

(При написании статьи была использована информация с сайтов: tass.ru; nkj.ru; travelask.ru; cattur.ru)