Найти в Дзене

Е-25-«блоха» в роли истребителя танков

Оглавление

ТТХ «блохи» будут мелькать в тексте

История создания танков серии Е

Е-25 являлась (буду в будущем называть «блоха» для удобства) проектом из серии машин Е. Машины из этой серии должны были полностью заменить уже существующие. Там должны были присутствовать от лёгких разведывательных ,до сверхтяжёлых и мощных танков. Лучше всех в этом проекте продвинулась «блоха»-было изготовлено несколько корпусов, и Е-100- корпус от самого танка, но без башни (должна быть башня от мауса). Корпус Е-100 захвалили союзники. Популярность этих танков обеспечила игрa World of Tanks.

Е-25 в World of Tanks
Е-25 в World of Tanks

к середине 1942 года была проблема- слишком много проектов по САУ, другим танкам, трофеями по танкам с боёв. Так же из-за большого количества техники ремонтники не смогли запомнить как чинить все танки. Так же проблема была и с заводами-стабильные перестройки и изменение станков под другие танки.

Так же была вторая проблема-советские танки обходили немецкие танки в большинстве показателей. Генрих Эрнст предложил свой проект танков из серии Е. Позже Эрнст Книпкампа создал исследовательскую группу и возглавил её. Использовались все знания в создании техники, в том числе это была личная инициатива Книпкампа. Как и стоило ожидать, разработка шла долго. Все силы шли на разработку новых и уже готовых проектов. Лишь к 1943 году удалось создать только перечень требований к танкам из серии.

Кстати, именно Генрих создал расположение катков в шахматном порядке и назвал их в свою честь.

К концу войны Германия испытывала дефицит сырья, но работа над танками продолжалась и были созданы пару корпусов от новых фирм, которые раньше не занимались танкостроением. Проект Генриха был очень амбициозен: в течении всей войны группа узнавала много информации по танкам союзников и из этой информации брали самое важное и старались усовершенствовать будущие танки.

Всем танкам из серии старались нарастить броню, улучшить орудие и увеличит боекомплект. Так же старались установить новую трансмиссию, что бы упростить ремонт. Что бы сделать низкий силуэт танка поставили двигатель в корму.

В рамках проекта должны были быть 5 танков:лёгкие (для разведки) и тяжёлые танки (для прорыва обороны противника).

Е-10-лёгкий танк, предназначенный для разведрот. Пушка-75 мм орудие Pak 40 L/48. Масса танка- до 15 тонн

Модель танка Е-10
Модель танка Е-10

E-25- танк/истребитель с массой 25-30 тонн. Пушка-75 мм орудие L/70.

Зарисовка танка Е-25
Зарисовка танка Е-25

Е-50- танк с массой 50 тонн. Должен был заменить «Пантеру»

Е-50
Е-50

Е-75- тяжёлый танк массой 75-80 тонн. Планировался, как должная замена танкам «Тигр»

Е-75
Е-75

Е-100- сверхтяжёлый танк с массой 130-140 тонн. Должная альтернатива танку Маус.

Как я написал раньше, смогли построить несколько корпусов Е-25 и один корпус танка Е-100, которые были потеряны с наступлением сил союзников.

Е-25

Е-25 был вторым в списке предложенных к рассмотрению танков Е-серии. Это была боевая машина массой в 25-30 тонн, вооруженная длинноствольной пушкой 7,5cm KwK 42 с длиной ствола 70 калибров. Индекс Е-25 был присвоен по нижнему весовому пределу разрабатываемой машины. Планировалось, что в войсках Е-25 смогут заменить все модели танков PzKpfw III, PzKpfw IV, а также ПТ-САУ, созданные на их базе, к примеру (StuG III/40).

Работы по Е-25 стартовали раньше всех, что бы ускорить разработку других машин. Для разработки танки подключилась фирма Adler из города Франкфурт-на-Майне. Особенность «блохи»-низкий силуэт, отличная подвижность и самое главное, это её пушка. Компания Adrerwerke раньше производила машины, велосипеды, печатные машинки.

Помимо компании Adler к работе над проектом Е-25 были привлечены компании Porsсhe из Штутгарта и Argus из Карлсруэ. Компания Porsсhe параллельно осуществляла собственные конструкторские изыскания согласно ТТХ для Е-25, которые были установлены исследовательской группой Книпкампа. После скандального конкурса, который состоялся при выборе серийного шасси для нового тяжелого танка PzKpfw VI «Тигр», Фердинанд Порше никак не мог простить отделу испытаний танкового вооружения Книпкампа проигрыша, стараясь конкурировать с его конструкторами и конструкторами поддерживаемых ими КБ. 

Разработка шла на базе танка StuG III. Благодаря низкому силуэту в них было тяжело попасть, по этому и Е-25 сделали низкий силуэт. Планировалось установить двигатель от Maybach с водяным охлаждением. Но двигатель не пустили на конвейер, по этому пришлось взять авиационный двигатель компании Argus с мощностью 350 л.с

StuG III
StuG III

Но воздушное охлаждение для бронированных машин, в которые было затруднено поступление чистого незапыленного воздуха, стало проблемой. Поэтому конструкторы остановились на уже проверенном двигателе водяного охлаждения. Речь идет о серийном 12-цилиндровом карбюраторном двигателе Maybach HL 230 P30 объемом 23 литра. Этот двигатель широко использовался на танках «Пантера», «Тигр», а также ставился на ПТ-САУ «Ягдпантера» и не вызывал у немецких танкистов особых нареканий. Мощности двигателя — 700 л.с. при 3000 об/мин — за глаза хватало такой легкой машине, как Е-25, которая могла бы развивать с такой силовой установкой максимальную скорость — до 65 км/ч. 

Двигатель Е-25
Двигатель Е-25

При проектировании ходовой части Е-25 конструкторы учли фактор скорости и технологичности ее производства. Торсионная подвеска, несмотря на все ее преимущества, являлась достаточно тяжелой и трудоемкой. Поэтому вместо торсионов была предложена иная система подвески наружного типа, которая состояла из рычага, включающего в себя амортизатор и пружину. Этот рычаг имел ход на валу, который устанавливался на внешней стороне корпуса самоходки. При этом пружины необходимо было располагать внутри корпуса блока подвески, они имели центральный гидравлический амортизатор. Каждый такой блок подвески устанавливался на нижнюю боковую часть корпуса с помощью болтов, так что, если в бою или при аварии блок был бы поврежден, его демонтаж не создал бы серьезных проблем, при этом ремонтникам не понадобилось бы для этого использовать специальное оборудование. На каждый борт приходилось по 5 блоков подвески, на каждый из которых устанавливалось по одному сдвоенному опорному катку, имеющему диаметр 1000 мм. 

Система подвески Е-25, а также шахматное расположение катков на этой ПТ-САУ были творением Книпкампа. Более того, шахматное расположение катков было характерно для всех проектируемых танков Е-серии. Катки ставились по шахматной схеме, справа и слева от однорядных зубьев гусеничной цепи, они были оснащены резиновыми бандажами. Каждая гусеничная цепь включала в себя стальные мелкозвенчатые траки шириной 660 мм (по другой информации — 700 мм). Конструктивно такая гусеничная цепь была аналогична той, что разрабатывалась для среднего танка «Panther II», однако в данном конкретном случае был предусмотрен только один ряд зубьев, которые проходили между перекрывающимися катками. При этом длина опорной поверхности равнялась 2,96 метра при ширине колеи 2,74 метра. Для противотанковой самоходки Е-25 минимальный радиус поворота оценивался в 1,08 метра. 

Катки расположены в шахматном порядке
Катки расположены в шахматном порядке

По мере того как двигались работы по созданию самоходки, требования к мощности ее вооружения только росли. На фронте начало появляться все больше новых советских танков, уровень бронезащиты которых увеличивался. Поэтому было принято решение поставить на ПТ-САУ более мощную 75-мм пушку 7,5cm KwK 44, разработка которой велась совместно корпорациями Krupp и Skoda. Это было танковое орудие с концентрическим расположением накатника и гидрооткатника, к которому в Чехии создавался автозарядник. В перспективе считалось, что скорострельность из такого орудия могла составить 40 выстр/мин. По сути, если бы орудие действительно было установлено на какой-либо танк, скорострельность из него ограничивалась бы лишь практическими навыками членов его экипажа. Но до конца Второй мировой войны данную пушку так и не успели запустить в серийное производство, поэтому также был рассмотрен вариант вооружения Е-25 легендарным 88-мм орудием 8,8cm KwK 43 или же 105-мм гаубицей 10,5cm StuH 42. Ранее подобная 105-мм гаубица уже ставилась на штурмовое орудие StuH 42, созданное на шасси танка Pz.Kpfw.III.

Танковая пушка 8,8cm Pak 43 была создана в Германии на основе очень хорошего зенитного орудия Flak 41, которое немцы, начиная с 1941 года, часто использовали для борьбы с танками. Зенитка позволяла бороться с советскими танками КВ-1 и КВ-2, которые оказывались неуязвимы для других немецких пушек. С апреля 1943 года орудие 8,8cm Pak 43 начали устанавливать на ПТ-САУ «Фердинанд» под индексом KwK 43. С октября того же года оно прописалось и на другой ПТ-САУ «Ягдпантера», а начиная с марта 1944 года появилось на танке Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Тигр II» (или Королевский тигр). Вооруженная столь мощным орудием самоходка Е-25, обладавшая высокой скоростью передвижения и очень низким силуэтом, превращалась бы в серьезного противника для любой вражеской бронетехники. При этом 88-мм пушкой конструкторы ограничиваться не хотели. Они планировали установить на крыше корпуса самоходки башенку с 20-мм автоматической пушкой, которая была предназначена для борьбы с вражеской пехотой и небронированной и легкобронированной техникой. 

Бронирование новой противотанковой самоходки не отличалось особой мощью: толщина верхней лобовой детали корпуса — 60 мм, нижней лобовой детали — 30 мм, крыши и днища — 20 мм. Столь скромное бронирование было выбрано по той причине, что ставка была сделана на ее малозаметность и высокую скорость, позволяющую быстро сменить позицию. При этом все бронелисты имели рациональные углы наклона. Лобовой и кормовой листы располагались под углом 45°, что существенно повышало толщину приведенной брони. Орудие планировалось защитить стандартной немецкой бронированной маской, получившей название «свиное рыло».

По своей компоновке ПТ-САУ Е-25 напоминала самую массовую ПТ-САУ Вермахта — StuG III/40. Отделение управления и боевое отделение в ней были совмещены. С левой стороны от орудия, находившегося в передней части самоходки, располагался механик-водитель. С правой стороны сидел наводчик. Командир машины сидел с левой стороны сзади, заряжающий соответственно с правой стороны. В кормовой части Е-25 располагался двигатель, который должен был быть установлен поперечно.

Противотанковая самоходка Е-25 и сверхтяжелый танк Е-100 стали единственными машинными из всей Е-серии, по которым были закончены проектные работы и заводы приступили к сборке прототипов машин. Всего было заказано три прототипа Е-25. Бронированные корпуса для них были запущены в производство во второй половине 1944 года. Их планировалось выпустить на металлургических предприятиях, находящихся в городе Каттовиц (сегодня Катовице, Польша). По состоянию на 23 января 1945 года несколько корпусов было уже готово к перевозке для конечной сборки во Франкфурте-на-Майне, но 27 января в город вошли передовые части Красной Армии. Что стало с этими корпусами после захвата города, не известно. До наших дней они не сохранились.