Года два тому назад в Терском казачьем войске, как и в других казачьих войсках, например, в Донском или Кубанском, была образована комиссия из представителей войсковой администрации и под руководством наказного атамана, для выявления причин упадка казачьего благосостояния. При разработке вопросов, предложенных на обсуждение, комиссия эта обратила внимание на то, что среди казаков часто повторяются семейные разделы, и что они пагубно отражаются на казачьем достатке, ведя к ослаблению рабочих сил семьи.
На этом основании разделы были признаны одной из главнейших причин обеднения казаков, а при дальнейших исследованиях комиссией было установлено, что разделы вызываются ранней женитьбой казаков, практикуемой до выхода на службу в первоочередные части. Отсюда был сделан вывод, что для укрепления экономического положения казаков было бы чрезвычайно полезно воспретить ранние браки. Представления комиссии подали повод затем войсковому наказному атаману Кавказских войск войти в Военное министерство с ходатайством о воспрещении, в законодательном порядке, браков казакам, подлежащим действительной службе, но не отбывшим её в первоочередных частях. Вопрос, возбужденный Кавказскими казачьими войсками, признан был военным министром крайне серьёзным, и впредь до разрешения он был передан на заключения начальств других казачьих войск.
На Дону по вопросу о ранних браках запрашивались окружные атаманы, и в настоящее время на этот предмет установлен точный и определённый взгляд. Местное войсковое начальство высказалось против воспрещения ранних браков.
Разделяя взгляд Терской комиссии на разделы, как на явление, вредно отзывающееся на благосостоянии семьи, наше войсковое начальство отказалось согласиться с выводами её, что семейные разделы служат главной причиной упадка благосостояния казака, и что главнейшей причиной этих разделов является слишком ранняя женитьба молодых казаков.
Упадок благосостояния сельского населения замечается вообще по всей России, а потому обеднение казаков является отражением общего кризиса, который претерпевается всей страной, причём для казаков этот кризис осложняется некоторыми особенностями их быта, например, условиями отбывания воинской повинности.
Понижение уровня казачьего достатка надо видеть, как показывает опыт, не в семейных разделах и ранней женитьбе казаков, а в уменьшении земельного надела, вследствие естественного прироста населения, не в плодородии земли, истощённой бессистемной обработкой её и прочим. Семейные разделы, разрешаемые станичными сборами, как видно из донесений окружных атаманов и начальников, на Дону повторяются не так часто, как можно думать, и при этом вызываются они нередко не ранними браками, а обеднением казачьего населения, и именно тем, что некоторые члены семьи, в силу претерпеваемой ими нужды, вынуждены оставлять семью и искать средства к жизни на стороне в отхожем промысле.
Донские казаки женятся молодыми – 18-19 лет, а иногда даже и 17 с половиной лет, - с давнего времени, и в такой ранней женитьбе население усматривало как прежде, так и теперь, две хорошие стороны: предохранение молодого человека от безнравственной и разгульной внебрачной жизни и введение в семью лишней рабочей силы.
В прежнее время молодой казак, женившись и прожив в семье отца 3-4 года, командировался на действительную службу на более продолжительное время, чем теперь и оставлял на всё время своего отсутствия молодую жену и детей в семье отца, а по возвращении со службы проводил дома год-два и снова шёл на службу, снова оставляя свою семью у отца; тем не менее, несмотря на такие тяжёлые условия службы, казачье население было тогда зажиточнее, и семейных разделов, или случаев распадения семей, было меньше, чем теперь.
Женившись, молодой казак становится серьёзнее, начинает вести более нравственный образ жизни и проникается сознанием осмысленной семейной жизни, что удерживает его как дома, так и на службе от легкомысленных поступков и порочных наклонностей. Каждая более или менее основательная и степенная казачья семья всегда старается женить сына до выхода его на службу как по вышеизложенным нравственным причинам, так ещё и потому, что на время его отсутствия приобретается в семье лишняя рабочая сила, которая могла бы возместить потерю в уходящем в полк рабочих рук.
На брак казака до отбытия действительной воинской повинности надо смотреть как на явление, не расстраивающее благосостояния казачьего населения, а напротив – поддерживающее и укрепляющее это население в нравственном и экономическом отношениях, и, следовательно, ограничение вступления в брак молодого казака может послужить лишь к упадку нравственности и уменьшению и без того незавидного благосостояния в Донском войске.
Войсковое начальство подробно остановилось на аргументации Терской комиссии и не оставило без возражений такого рода соображения, которые могли иметь второстепенное значение.
Терская комиссия указывала, что ранняя женитьба вводит семью казака в непосильные расходы. Эта семья в течение сравнительно небольшого промежутка времени производит крупные затраты: на женитьбу своего молодого члена и на снаряжение его на службу, которое следует вскоре же после женитьбы, и такое потрясение её достатка не проходит бесследно, нанося удар, от которого трудно потом оправиться.
Войсковое начальство возражало против такого заключения. На женитьбу молодого казака в 18-19 лет, - говорило оно, - семья, хотя и производит расход, но до отправления этого казака на службу проходит 3-4 года и в течение этого времени он, живя в семье отца, работает вместе с женой и приобретает общими с ней силами средства к исправлению на службу. Тот же период в 4 года отделял бы расходы семьи на исправление к службе неженатого казака от расходов на женитьбу его по возвращении со службы, с той только разницей, что в первом случае жена молодого казака вносит свою лепту в приобретение средств на снаряжение мужа к службе, так как в большинстве случаев остаётся в семье после его ухода и заменяет его, а во втором случае исправление казака ложилось бы всецело на его отца и семью, без помощи в том молодой жены.
Терская комиссия ссылалась также на то, что труд молодой жены, остающейся в чужой для неё семье за уходом мужа на службу, не в меру эксплуатируется, что ведёт к раздорам и несогласиям и заканчивается распадением семьи, уходом молодой жены к своим родителям или на заработки. Войсковое начальство указывало, что едва ли это обстоятельство было бы устранимо и в том случае, если бы казак женился по возвращении со службы. Несомненно, что женится он, прежде всего с тем расчётом, чтобы ввести в семью лишнюю не наёмную рабочую силу, и женщину, которая в некоторых работах превосходит хорошего работника-мужчину, откуда и ведёт начало не лишённый справедливости и установившийся издавна взгляд, что на Дону работает больше казачка, чем казак.
Вступление молодых казаков в брак до выхода на службу в первоочередные части войсковое начальство признало вполне естественным и необходимым. Подобные браки способствуют поддержанию нравственности среди населения и дают возможность казачьим семействам взамен уходящих на службу работников, пользоваться трудом их жён, чем и поддерживается общее хозяйство в семье.
Воспрещение ранних браков, по мнению войскового начальства, может во многих случаях, отозваться лишь вредно на быте казаков и было бы желательно, чтобы вступление в эти браки было оставлено в таком же виде, как это существует в настоящее время.
Газета «Донская речь» № 344 от 29 декабря 1901 года.
Навигатор ← Казачье войско