Найти в Дзене
Библейские беседы

Четыре мифа о чтении Библии

Оглавление

За время пребывания в Церкви Христовой мне много раз приходилось слышать самые разные несуразицы о чтении Священного Писания. В современном сленге такие вещи принято называть «мифами».

Несколько таких «мифов» я бы и хотел разобрать в настоящей публикации.

Миф 1: Читать Библию необязательно

В наши дни всё чаще мне приходится слышать о том, что Священное Писание читать не нужно, главное в Бога верить. Этот миф стоит в одном ряду с распространённым мнением о необязательности посещения служб и соблюдения постов.

Однако, что об этом говорит наша православная традиция?

Здесь прежде всего приведём слова самой Библии:

«Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». (2 Тим. 3:16)

В этом тексте святой апостол Павел говорит нам о том, что прежде всего Писание богодухновенно. Что это значит?

Апостол подчёркивает, что Библия была написана под воздействием благодати. И эта благодать при чтении сообщается и самому читателю. Значит, если мы не читаем Библию, то мы самовольно лишаем себя Божественного присутствия.

О пользе чтения святитель Иоанн Златоуст говорит так:

«Таким образом мы очистим и настоящую жизнь нашу от всякой скверны и наследники будем грядущих благ» (Ин. Златоуст. На Евангелие Иоанна, Беседа 53, §3).

Не меньшее получил распространение и слух о том, что Библию должны читать только монахи и священники. Таким людям можно также отвечать словами святителя Иоанна Златоуста:

«Не думай, будто одним инокам нужны наставления из Св. Писания; они нужны и для тех, которые ходят в мирской жизни» (Ин. Златоуст. На Посл. к Ефес. Беседа 21, §2).
Памятник святителю Иоанну (г. Златоуст)
Памятник святителю Иоанну (г. Златоуст)

Миф 2: Библия детям не нужна

К сожалению, помимо самовольного отлучения себя от чтения Писания мы также не допускаем к нему и детей. Так мы якобы пытаемся уберечь их от тех жестокостей, которые там описываются.

Но так ли дело обстояло раньше?

Святой апостол Павел в послании к своему ученику Тимофею пишет так:

«При том же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса». (2 Тим. 3:15)

Как мы видим, святой Тимофей не просто читал Священное Писание, но уже знал его. К тому же в настоящее время имеется множество вариантов «Детских Библий» с адаптированными текстами и замечательными красочными иллюстрациями.

Здесь приходится вспомнить в очередной раз слова святителя Иоанна:

«Никакое время не должно считаться неудобным для слушания слова Божия...» (И.Златоуст. Беседы на Евангелие Иоанна. Беседа 18, §4).

Миф 3: Библия – это сложно

Для тех, кто не нашёл, что возразить на первые два ответа, имеется ещё один веский аргумент: «Библия – это сложно».

Действительно, читать Священное Писание – дело трудное. В сравнении со статьями из интернета здесь приходится прилагать усилия. Однако, как мы говорили в статье «Проблемы при чтении Библии», это лишь вопрос привычки и усердия.

Вновь хочу прибегнуть к помощи святителя Иоанна и предложить его ответ здесь:

«Другой говорит: «Я не понимаю того, что содержится в Св. Писании». Но здесь все ясно и просто; все необходимое понятно. Во всяком случай, ты можешь спросить о том, что не ясно... Все эти ссылки на неясность один предлог и пустые слова» (И.Златоуст. на 2Фес. Беседа 3, §4).

Также предложим слово и святого Иоанна Дамаскина:

Образ преподобного Иоанна Дамаскина
Образ преподобного Иоанна Дамаскина

«Если, прочитав место Св. Писания раз или два, мы не поймем того, что читали, не будем терять духа, но потерпим, поразмыслим, спросим других». (И.Дамаскин. Точн. излож. прав. Веры. Кн.4. Гл.17).

В целом, как мы видим, оба святых отца рассматривают этот предлог именно как отговорку и признак лени. Поэтому берём себя в руки и усаживаемся за чтение главной книги для христианина – Библии.

Миф 5: Христианам нужно читать только Новый Завет

Не секрет, что для многих православных первой (а зачастую и последней) книгой из Священного Писания стало Евангелие. В связи с этим от части по лени, от части из-за советов других "верующих" считают, что Ветхий Завет читать им совершенно не нужно.

Так ли это?

Вновь прибегаю к помощи апостола Павла. В послании к Римлянам он говорит так:

«А всё, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду». (Рим.15: 4)

Мы видим, что Писание Ветхого Завета, на которое ссылается апостол, необходимо человеку для наставления в делах праведности и даже для утешения.

Если же и слов святого Павла недостаточно, то обратимся и к сказанному самим Христом:

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». (Ин.5: 39)

В данном случае Господь говорит, что через Писание, т.е. через Ветхозаветные книги мы не просто узнаём учение необходимое для спасения, но и даже становимся ближе к познанию Бога.

А какие вы знаете мифы связанные с чтением Библии?

Поделитесь ниже в комментариях.

Наиболее интересные из них мы разберём в одной из следующих статей!

Библия
8981 интересуется