Найти тему
Иисусова молитва

МОЛИТВА ЗА ВСЕХ ПО УЧЕНИЮ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО

Архимандрит Сафроний (Сахаров) говорит о преп. Силуане Афонском: «Жизнь духовного мира старец сознавал, как единую, и в силу этого единства, каждое духовное явление неизбежно отражается на состоянии всего этого мира» [5, с. 44].

Можно выделить три основных аспекта понимания преп. Силуаном той всеобъемлющей любви и молитвы, которые и составляют истинное призвание каждого человека. Во-первых, твердая убежденность преп. Силуана в том, что Бог призывает каждого человека ко спасению. Во-вторых, его учение о «всем Адаме» и связанная с ним идея о том, что «мой ближний – это я». В-третьих, его непоколебимая уверенность в том, что, согласно Божественному замыслу, не только человечество, но и все мироздание должно быть искуплено и преображено.

Преподобный Силуан Афонский говорит: «Нужно молиться за всех» [5, с. 23]. Эти слова основываются на Священном Писании: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Однако «Бог убеждает, а не принуждает, ибо Богу не свойственно принуждение» [4, с. 598]. Божий призыв ко спасению люди могут принять или отвергнуть. Однако всем людям дается возможность достичь спасения.

Вера старца Силуана в то, что Господь действительно желает всеобщего спасения человеческого рода, может быть суммирована в четырех взаимозависимых аспектах единого подвига, единой устремленности человека к Богу: люби всех, молись обо всех, плачь обо всех, кайся за всех.

1. Преп. Силуан Афонский говорит: «Любовь не терпит, чтобы погибла хотя бы одна душа» [5, с. 118]. «В своем искании спасения всех – любовь влечется идти до конца, и потому она объемлет не только мир ныне живущих на земле, но и уже умерших, и самый ад, и тех, которые имеют родиться, то есть всего Адама» [5, с. 47].

2. Любовь к людям означает долг молиться за них. Поэтому старец Силуан говорит: «Молю Тебя, милостивый Господи, дай всему народу от Адама до конца веков познать Тебя» [5, с. 134]. «Буду молиться за весь род человеческий, дабы все люди обратились ко Господу и упокоились в Нем, ибо любовь Божия всем хочет спастись» [5, с. 138].

Преподобный Силуан считает молитву обо всех прежде всего призванием монахов: «Монах – молитвенник за весь мир, он плачет за весь мир, и в этом его главное дело» [5, с. 169]. Непрестанная молитва за других является служением монаха обществу: «Благодаря монахам на земле никогда не прекращается молитва; и в этом – польза всего мира, ибо мир стоит молитвою; а когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет»[1] [5, с. 169].

Во взаимоотношениях монаха с миром старец Силуан различает следующую последовательность. «В своем устремлении к Богу он ненавидит мир и всецело уходит в глубину своего сердца. И когда действительно войдет туда, чтобы сотворить там брань с сатаною[2], чтобы очистить сердце свое от всякой греховной страсти, тогда в том же сердце своем, в глубине его, он встречается с Богом, и в Боге начинает видеть себя неразрывно связанным со всем бытием мира, и нет тогда для него ничего чужого, постороннего. Порывая в начале с миром, он чрез Христа снова обретает его в себе, но уже совершенно иным образом, и становится связанным с ним «союзом любви» на всю вечность» [5, с. 101-102].

3. Предстояние пред Богом за людей предполагает внутреннее мученичество, готовность принять страдание. Старец Силуан говорит: «молиться за людей – это кровь проливать»; «кто больше любит, тот больше и страдает» [5, с. 103, 142]. «Молиться за всех», по словам старца Силуана, значит «плакать обо всех»: «Сердце мое болит за весь мир, и молюсь, и слезы проливаю за весь мир, чтобы все покаялись» [4, с. 143]. «Плачь обо всех», следовательно, «все будут тебе родные и милые, и будешь проливать обильные слезы за ближнего и за всякое дыхание и тварь» [5, с. 177].

4. Покаяние за себя является отправной точкой пути духовной жизни, но покаяние за других постепенно становится возможным для человека по мере того, как он учится любить, молиться и плакать о них. По мнению старца Силуана, этим частично исполняются завет апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2). Падение Адама заключалось в его отказе признать, что он был тоже повинен в грехе. «Адам отрекался от ответственности, возлагая вину на Еву и Бога, давшего ему эту жену, и тем разбил единство Человека и единение его с Богом» [5, с. 52]. Так и человек, отказываясь приносить покаяние за других, повторяет грех Адама и делает его падение своим собственным. Преп. Марк Подвижник говорит: «Святые понуждают себя приносить его и о ближних, не могши быть совершенными без действенной любви <...> Если милующий (других) сам помилован будет, то, как полагаю, весь мир держится покаянием, когда один от другого промыслительно бывает вспомоществуем»[3] [1, с. 500].

Старец Силуан видит в первозданном Адаме главу всего человеческого рода, вмещающего в себе все человечество. Скорбное покаяние Адама есть также и плач человечества. «Душа, потерявшая благодать, скучает по Владыке и плачет, подобно Адаму по изгнании из рая» [3, с. 137]. Адамов плач – это плач и всего творения, всех тварей, ставших невольными участниками Адамова падения: «Вся земля скорбит» [4, с. 86].

Личное спасение взаимосвязано со спасением всего человеческого рода и всего творения. Поэтому, по словам старца Силуана, нужно молиться о других, как о себе самом: «Я хотел бы научиться только смирению и любви Христовой, чтобы никого не обидеть, но молиться за всех, как за самого себя» [5, с. 147]. Страдание ближнего должно восприниматься как свое страдание, а исцеление – как свое исцеление: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12:26). «Чрез любовь Христову все люди воспринимаются как неотъемлемая часть нашего личного вечного бытия» [5, с. 22].

Христос вместил в Себя «всего Адама» и пострадал за него, поэтому и нам следует вместить в себя жизнь всего человечества, видя в каждом человеке «вечного брата своего»: «В вечности все мы едино, и потому каждый из нас должен заботиться не только о себе, но и об этом всеединстве» [5, с. 23]. Непосредственное следствие нашей взаимосвязи во «всем Адаме» есть любовь к врагам.

Хотя преп. Силуан и размышляет о грехе Адама, он всегда говорит о нашем праотце с уважением и почтением, пронизанным любовью. Для старца Силуана и традиционному православному пониманию Адам и Ева являются примерами святости: они рассматриваются не просто как грешники, но как покаявшиеся грешники, которые стали причастны божественному свету и славе через Воскресение Христово. Кроме того, благодаря воскресению Христа из мертвых, вся земля вместе с нами воскресает к новой жизни [3].

Список литературы:

1. Добротолюбие. Т.1 / Перевод. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993, 640 с.

2. Игнатий (Брянчанинов), еп. Аскетические опыты. В 2-х т. Т I. – Мн.: Лучи Софии, 2001. – 496 с.

3. Каллист (Уэр), еп. Нужно молиться за всех [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kiev-orthodox.org

4. Ранние Отцы Церкви. Антология. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. – 735 с.

5. Софроний (Сахаров), архим. Преподобный Силуан Афонский. Эссекс, 1990.

[1] Преп. старец Варсануфий (VI) утверждал, что в его время молитва трех мужей удерживала мир от катастрофы.

[2] Сатана, вселившись в сердце, скрывается в нем, объятом тьмою страстей, и услаждается страданием человека, обычно действуя так, чтобы смущать его и не быть узнанным, не обнаружить своего местопребывания. Дьявол обольщает человека помыслами и выдает их за мысли, принадлежащие самому человеку. На это указывает Господь, говоря, что «от сердца бо исходят помышления злая» (Мф. 15:19). Пока еще зло не укоренилось, оно отсекается легко, а совершается такое отсечение сладчайшим именем Господа Иисуса [2].

[3] Наставления Марка подвижника о духовной жизни, 2, сл. 37, 38.