Найти в Дзене
Заключительную книгу о Иисусовой молитве, как итог всех публикаций Василия Шлепина по данной теме, можно прочитать, перейдя по ссылке: Шлепин В.В. Путь ко спасению. – Липецк: Всероссийское издание «Страна образования», 2024. – 70 с. Все публикации Василий Шлепина по православной и экономической тематике можно прочитать на его сайте.
7 месяцев назад
Симеон Афонский пишет: «Ожившему и освятившемуся духовному сердцу Господь Иисус Христос открывает все свои несравненные Небесные дары, из которых самые сокровенные – Божественное смирение, Божественная Мудрость и неиссякающая Божественная Любовь как Жизнь Самого Бога». Пока мы живем по стихиям этого мира и находимся в состоянии греха, нам сложно понять, что же такое подлинное смирение и любовь. Но когда мы будем совершать Иисусову молитву в сердце и от ее действия и от действия Божественной благодати наше духовное сердце освятится, тогда мы поймем данные слова на опыте. Свт. Василий Великий пишет: «Не тот совершен, кто хорошо начал, но тот благоискусен пред Богом, кто хорошо дает в деле отчет». Возможно Иисусова молитва кому-то быстро далась и он пережил благодатные состояния, но потом потерял ревность и почти прекратил молитву, тогда его ранний опыт имеет мало цены, но тот, кто шел долго на первых этапах Иисусовой молитв и в итоге достиг в ней значительных достижений даже через много лет, и не оставив ее до смерти, будет пред Богом возвеличен. Поэтому не будем прекращать искать Бога, но будем стремиться к Нему и тогда познаем Его милость к нам. Прп. Макарий Великий пишет: «В какой мере сподобился каждый за веру и рачительность стать причастником Святого Духа, в такой же мере прославлено будет в тот день (в будущем веке) и тело его. Что ныне собрала душа во внутреннюю сокровищницу свою, то и тогда откроется и явится вне тела». Святые угодники Божии буду облечены неизреченным светом, станут светоносными и блистающими соответственно их причастию благодати Святого Духа и добродетельной жизни. Поэтому нужно трудиться в деле спасения в этой жизни и тогда познаем красоту и воздаяние будущей жизни.
8 месяцев назад
Свт. Григорий Палама пишет: «Путь Христов ... возводит к истине неизреченною силою Духа; духовным и несказанным восприятием он слышит неизреченные глаголы, видит несозерцаемое, и он уже здесь на земле становится весь чудо. И хотя бы он находился не на небе, он состязается с ангелами в непрестанном песнопении, став на земле как некий ангел Божий, и приводит через себя к Богу всякий вид тварей, так как и сам находится в общении со всем, он причащается Того, Кто превыше всего, чтобы стать точнейшим образом Бога». Такое состояние подвижника, очистившего сердце и созерцающего Божественный свет, в котором ему открываются Божественный тайны и он становится богом по благодати. Свт. Григорий Палама пишет: «Божественный свет созерцается нашим умом через умное чувство». Тогда ум, наделенный умным чувством, духом прозорливым и видит, и слышит, и обоняет, и осязает, и вкушает и в душах людей, и на расстоянии, и во времени. Симеон Афонский пишет: «Признаки истинного созерцания: подлинное благодатное смирение, избавление от земных наслаждений и страстей, успокоение и очищение мыслей, покой и радость преображенного духа, презрение к человеческой славе, видение Божественных откровений, исполненных непредставимой радости и запредельного блаженства, безстрастие к мирскому, любовь к Небесному, созерцание света Святой Троицы независимо от органов чувств». В теории смысл ясен, но надо постигнуть это на опыте. Поясню, что значит очищение мыслей. Возможно может показаться, что речь идет только о греховных мыслях, но нет, речь идет о всех мыслях, так как они отвлекают от Бога и от молитвы. Как же такое может быть, ведь мозг не перестает думать? Оказывается, что может, когда ум соединится с сердцем по действию Божественной благодати. Тогда молящийся руководствуется благодатной интуицией, так как в ней открывается воля Божия, а эгоизм исчезает и вместе с них и мысли. Интересно, что молящиеся описывают свой опыт, что на определенном этапе мысли исчезают, а потом приходит Божественная благодать. Так писал прп. Иосиф Исихаст. Но для начала надо хотя бы научиться жить внимательно и сохранять в своем сердце память о Боге и нахождение в присутствии Божием. Свт. Григорий Богослов пишет: «Боговселение или жизнь в Боге есть цель подвижнических трудов». Подвижник обретает Бога в самом себе и одновременно входит в Божественную жизнь, став причастником Божественного естества. Подвижник зрит Божественный свет и блистания Божества как молнии Божественного света. И тогда как пророк Моисей собеседует с Богом, но уже зрит Его лицом к лицу, приближаясь к Божественному мраку. Свт. Василий Великий пишет: «Духоносные души, будучи озарены Духом, сами делаются духовными и на других изливают благодать. Отсюда – предведение будущего, разумение таинств, постижение сокровенного, раздаяние дарований, небесное жительство, ликостояние с ангелами, нескончаемое веселие, пребывание в Боге, уподобление Богу, и крайний предел желаемого – обожение». Достигающая подвижника во Святом Духе Божественная благодать священнодействует и соделывает его духоносным с постоянной любовью к Богу, приобщением Божественным свойствам и познанием сущего по доступной ему мере. Симеон Афонский пишет: «Плоды священного созерцания: благодать, приобретённая чистотой сердца, постижение собственного духа как места славы Господней, вхождение в нетварное сияние Святой Троицы и, как завершение, постижение самой непостижимости Божией, видение Истины и вкушение вечного света Истины». Поясню, что значит постижение самой непостижимости Божией. На высотах созерцания Божественного света молитвенник доходит до того, что называется божественный мрак. Это сверх светлый свет, который молящийся познать не может, потому что уже приближается к Божественному естеству, а естество Божие не постижимо. Молящийся может постигать только Божественные энергии как проявления Божественных действий в мире.
8 месяцев назад
Прп. Иоанн Лествичник пишет: «Кто стяжал Господа, у того в молитве Дух Сам Собою ходатайствует о нем воздыханиями неизглаголанными (Рим. 8:26)». Такой уже становится самодвижная Иисусова молитва, потому что ее обретение есть действие благодати Святого Духа, но в полной мере она проявляется на высшей молитвенной ступени – созерцательном молчании, когда уже обретается покой в Боге. Симеон Афонский: пишет: «Признаки непрестанной молитвы таковы: духовное тепло, сладость благодати и благоговейные радостные слёзы». Пока Иисусова молитва совершается своими силами и понуждением, то она кажется трудной, когда же она вследствие действия Божественной благодати станет непрестанной, то появятся указанные признаки. Свт. Феофан Затворник пишет: «Когда молитва Иисусова внедрится в сердце, пропадет сон». Не случайно афонские монахи, старающиеся непрестанно молиться Иисусовой молитвой, спят не более четырех часов, а свв. отцы пишут, что для совершенных достаточно и одного часа для сна. Прп. Макарий Великий пишет: «Бесстрастный тот, кто плоть соделал нерастлеваемою, ум возвысил над тварью, покорив ему все чувства, и лицу Господню представил душу, которая непрестанно, даже сверх сил своих, устремлена к Богу». Бесстрастный не имеет телесных искушений, он становится способным созерцать горний мир и имеет ревность по Богу. Прп. Симеон Новый Богослов пишет: «Ум Христов – Дух Христов, то есть благодать Всесвятого Духа, просвещающая и подающая духовное Божественное ведение». Благодать Святого Духа соделывает православного христианина добродетельным и просвещенным Божественной мудростью, причастником Божественных благ, всецело утверждая в Боге. Симеон Афонский полагает, что водительство Духа Божия – благодатная интуиция. У людей часто в чрезвычайной ситуации срабатывает интуиция при принятии решений. Но у имеющих непрестанную молитву есть благодатная интуиция, когда они знают как поступить, чтобы это было по воле Божией и угодно Богу. Прп. Исаак Сирин пишет: «Признаки Божественной любви: лицо у человека делается огненным и радостным, и тело его согревается. Отступает от него страх и стыд, и бывает как бы восторженным и изумленным. Страшную смерть почитает радостью, созерцает только небесное, отходит ведение и сердцеведение естественное и чувственное, так как ум парит в созерцании, и мысль его всегда как бы беседует с кем другим». Свв. отцы Божественную любовь иногда сравнивают с опьянением, потому что православный христианин выходит из повседневной материальной реальности и созерцает горние высоты, он перестает понимать жизнь по стихиям этого мира и весь устремляется в любовь к Богу. Прп. Максим Исповедник пишет: «Когда влечением любви ум возносится к Богу, тогда он совершенно не чувствует ни самого себя, ни что-либо из сущих. Озаряемые Божественным беспредельным Светом, он перестает ощущать все тварное подобно тому, как и чувственное око перестает видеть звезды, когда восходит солнце». Надо отметить, что молящийся внезапно осиявается и объемлется Божественным светом и все предметы видимого мира исчезают, виден лишь этот Божественный свет. Одни подвижники видели его голубоватым, как например, прп. Паисий Святогорец, другие – как белые волны света. как например, прп. Иосиф Исихаст. Чувства при этом умолкают и лишь созерцание Божественного света приковывает к себе внимание Прп. Максим Исповедник пишет, что любовь есть полное самоотречение и полное самозабвение, «когда душа ничего не ставит выше, чем знание Бога». При созерцании Бога обретается духовная прозорливость и дар благодатного озарения и это есть подлинное богословское познание. Через духовное озарение ум получает способность распознавать Божественные энергии. В созерцании ум познает умный мир и Бога как Творца, Промыслителя, Спасителя, Судию и Мздовоздаятеля, доходя до познания Святой Троицы и соединения с Ней.
8 месяцев назад
Известно, что Иисусову молитву надо соединить с дыханием, когда слова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий» произносятся на вдох, а слова: «помилуй мя грешнаго» – на выдох. Однако существенным является то, что если по какой-то причине не получается при молитве дышать носом, то можно дышать ртом, на это, например, указывает современный подвижник и делать Иисусовой молитвы, известный по псевдонимом Симеон Афонский. Свт. Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Место сердечное – это словесная сила, или дух человека, присутствующий в верхней части сердца, против левого сосца, подобно тому, как ум присутствует в головном мозге». Православным христианам заповедано молиться в духе и истине «В духе» это и означает, что в верхней части сердца, где дух человеческий, причем «в Духе» означает, что и в Духе Святом, когда дух человеческий соединяется по благодати со Святым Духом, тогда уже не сам православный христианин молится, а действует в нем Святой Дух и молитва становится непрестанной. Прп. Исаак Сирин пишет: «Слезы при молитве – признак Божией милости, признак принятия молитвы и начало вхождения в чистоту». Слезы на молитве очищают сердце и именно чистота сердца есть основная задача во время покаяния. Молитвенные слезы утешают молящегося и делаются для него сладкими, так что без них он испытывает чувство, что и не молился. Слезы на молитве умягчают сердце и сам молящийся становится незлобивым как младенец и кротким и смиренным, но по разуму он возрастает, так как становится ближе к Богу. Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Потому-то и имя Адам обозначало вселенную. Поскольку от него должны были наполниться четыре страны света, Бог дает ему имя Адам: альфа – восток, дельта – запад, альфа – север, ми – юг. И имя и буквы свидетельствовали, что человек должен был наполнить вселенную». Мы знаем, что Адам был первый человек и от него произошли все люди. Поэтому важно, если мы молимся о спасении всей Церкви и всех людей, то можем просить Бога: помилуй всего Адама и меня. В этих кратких словах заключена молитва о всем человечестве. Нам надлежит держать ум в истине, чувства в святости, волю в исполнении евангельских заповедей, а сердце в чистоте и тогда мы сможет узреть Бога. Можно выделить три характеристики в отношении времени в молитве: 1) то время, в течение которого мы обычно совершаем молитву и которое мы ощущаем; 2) созерцание в молитве, когда время для нас останавливается; 3) покой в Боге, когда мы входим в вечность, где времени уже нет. Прп. Иоанн Лествичник пишет: «Безмолвие есть непрерывная служба Богу и предстояние перед Ним». В нашей жизни много суеты, а отцы пишут, что надо угомониться, то есть не нужно загонять себя суетой, нужно из нее выйти и не касаться ее и пребывать в Боге. Для этого надо четко осознавать, что так как Бог вездесущий и всеведующий, то и сейчас Он пронизывает меня. Где же нужно держать внимание на присутствии Божием? Оно должно быть не где-то вовне, но в сердце. Именно сердце есть храмина для вселения туда Святой Троицы, поэтому сосредоточим внимание в сердце. Но в сердце мы можем не просто молчать, но пребывать в Богообщении, а для этого полезно неспешно произносить в верхней части сердца молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Свт. Григорий Палама пишет: «Очистившие сердца священным безмолвием и соединившиеся неизреченно со светом, превышающим чувство и ум, видят в себе Бога. И познается таинство Троицы». Умолкая ко всему тварному и устремляясь к единому Богу, молящийся непрестанной Иисусовой молитвой очищает свое сердце, которое достигнув чистоты, становится обителью Святой Троицы. Симеон Афонский пишет: «Сердечное безмолвие, исполненное благодатью Святаго Духа, это Царство Божие». Из Евангелия мы знаем, что Царство Божие находится внутри нас, но что это такое понять сложно для не имеющего соответствующего опыта. Поэтому данная цитата немного приоткрывает эту тайну, хотя без опыта она по-прежнему остается закрытой.
8 месяцев назад
Полагаю, что самое точное определение молитвы дал прп. Иоанн Лествичник: «Молитва есть общение и единение человека с Богом». Наша цель – достигнуть полного единения с Богом, то есть обожиться, а происходит это через общение с Богом, когда мы Ему славословим, хвалим, благодарим, каемся, испрашиваем милости и помощи Божией, а в ответ от Бога обретаем Божественную благодать. Свт. Григорий Палама пишет: «Созерцание исихастов есть не познание Бога (как в философии), а более того – озарение и единение с Богом». Теоретические знания о Боге есть лишь некое введение к подлинному познанию Бога, но они не могут быть самодовлеющими. Бог познается опытно в процессе Богообщения и тогда Он открывает знание о Себе. В большей мере это происходит при созерцании Божественного света, когда молящийся просвещается действием Божественной благодати и ему дается мудрость от Бога. Чем более достигается единение с Богом, тем более точное знание Бога имеет молящийся. Прп. Макарий Великий пишет: «Глава всех добродетелей и добра – постоянное пребывание в молитве, но если не украшен смиренномудрием, простотою и благостью, то нет пользы ни от какого делания». За многие молитвы молящемуся может по временам даваться Божественная благодать, но если он не имеет и других добродетелей, то остается прежним или даже хуже, если будет тщеславиться своими молитвами. Поэтому духовно-нравственное преуспеяние определяет не количество молитв, а совокупность добродетелей, которую имеет молящийся и особенно то, есть ли у него смирение и любовь. В чем ошибки начинающих делателей молитвы? Они сразу берут большое количество молитв и стараются его быстро увеличивать, стремясь обрести сердечную и непрестанную молитву или же стараются сразу обрести Божественную благодать. Но ведь в молитве важно именно Богообщение, а не погоня за количеством или благодатными дарами. Мы общаемся с самим Богом, что же может быть выше этого? Поэтому важно благоговейно, внимательно с соответствующим чувством и в молитвенном духе ощущать присутствие Божие в своем сердце и там в священном безмолвии совершать Иисусову молитву, которое по мере увеличения количества Иисусовых молитв действительно становится быстрей, но ведь это не главное. Важно покаянным и смиренным молением любви устремляться к Богу, чтобы обрести с Ним единение. А стяжавший Бога в своем сердце – стяжал все, а кто Его не имеет – у того и нет ничего. Свт. Феофан Затворник пишет: «Существо молитвы – в умном предстоянии Господу со взыванием к Нему в чувстве и благодарении, или в славословии, или в прошении, или в сокрушении, или в страхе, или в уповании». Об умном предстоянии пред Господом с верой и в сердце свт. Феофан Затворник пишет: «Стой в сердце с верою, что и Бог тут же есть, а как есть – не воображай», а также: «Надо стоять в сознании вездеприсутствия Божия, а образов строить нельзя». Что же значит «в чувстве»? Свт. Феофан Затворник пишет: «Чувство, что душу тянет к Господу, есть сокровенная молитва». Жених не может насмотреться на свою невесту, а молитвенник не может перестать взирать на Господа и ищет соединения с Ним. Свт. Василий Великий пишет: «Имя Божие называется святым не потому, что в самих слогах имеет некоторую освящающую силу, но потому что свято и чисто всякое свойство Божие и всякое понятие о том, что преимущественно в Боге усматривается». Следовательно, дело не в словах, которыми мы выражаем наше понятие о Боге и Его свойствах, а в том, что Сам Бог и Его свойства святы. Поэтому нельзя наши понятия о Боге выдавать за самого Бога. Отсюда и в Иисусовой молитве не слова даруют нам Божественную благодать, но Бог, посредством слов к которому мы обращаемся.
8 месяцев назад
Ранее мы писали, что имя Божие - не Бог и не Божество, то есть не Божественная энергия по причине тварности всех имен Божиих, но нужно сделать важное уточнение. Когда молитва произносится с верой, благоговением и вниманием устанавливается связь между молящимся и Богом, так как в ответ на молитву Бог дарует свою Божественную благодать молящемуся, когда он произносит молитвенные слова. Причем Бог отвечает не на сами слова, а на внимательность ума к произносимому, сердечное чувство молящегося и устремление воли молящегося к Богу. Бог – Личность и обращается к личности молящегося, а не к его словам. Что же касается утверждения, что Иисусова молитва – словесная икона, то нужно понимать, что если на иконе присутствует только имя Божия, но изображение уже не видать, например, по причине ветхости, то эту икону, по словам прп. Феодора Студита, можно сжечь. Значит имеет значение именно видимость изображаемой личности Бога, а не просто Его имя. Так и в молитве сами по себе слова – только слова, но когда задействуются в молитве силы души самой человеческой личности молящегося, то тогда и приходит ответ от Бога в виде Божественной благодати. Если бы меня сейчас спросили об имяславии, то ответил бы так. Бог вездесущий и Божественные энергии пронизывают весь тварный космос. Когда же мы говорим об Иисусовой молитве, то речь идет о Божественной благодати. Когда Иисусова молитва совершается надлежащим образом, то Божественная благодать может дароваться при произнесении каждого слова Иисусовой молитвы, необязательно имени Божиего. Когда же молитва совершается кое-как, то и Божественная благодать не даруется. Как чтение уникальных паспортных данных не означает, что Вы соединились в беседе с самим человеком, так и простое чтение имени Божиего не дает автоматически Божественную благодать. Даже имя «Сый», то есть «Я тот, кто Я есть» ничего не говорит о Боге, потому что Бог выше любого имени. В Иисусовой молитве именно действие Божественной благодати в ответ на молитву дает нам опыт Богообщения, а не простое призывание имени Божиего, которое само по себе говорит лишь о нашем намерении, но автоматически не означает, что уже в Боге. Мы знаем, что молиться надо в присутствии Божии, но где должно быть это присутствие, разве везде вокруг себя? Находиться в присутствии Божием надо в своем сердце и в нем же совершать молитву. Пока мы не научимся уединяться в своем сердце, нам будет невозможно не рассеиваться на молитве. Да и разве внимательная молитва – это предел? Нет, выше молитвы безмолвие духа, но его обретают немногие. Симеон Афонский пишет: «Все назначение человека – очищать свое сердце». Когда сердце человека будет чисто, то его наполнит Божественная благодать и он узрит Бога. Многие православные христиане полагают, что с обретением непрестанной Иисусовой молитвы заканчивается духовно-нравственная жизнь, но на самом деле это только начало духовного пути, а все, что до этого было - лишь как тусклое стекло. Какие понятия важно знать для понимания священного безмолвия, обретаемого молящемуся Иисусовой молитвой: память смертная, молитвенное Богообщение в присутствии Божием, самоотвержение, мир души, непрестанная Иисусова молитва, духовная радость, умиротворенность ума и души, духовное рассуждение, ум становится безмолвным и боговидным, благодатное сознание, Богопознание, Богосозерцание, Боговидение, Богозрение, Боговедение, Богопостижение, Божественная любовь и красота, бесстрастие души, безмолвие духа, покой Божий, Богоподобие, Богоединение, обожение. Мы знаем, что непрестанная Иисусова молитва, бесстрастие, созерцание Божественного света, священное безмолвие приводят к покою в Боге, но как это описать? Полагаю, что для описания покоя в Боге подходят слова Псалтири: «Насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей» (Пс. 16:15).
8 месяцев назад
Что напоминает нам крестное знамение при совершении Иисусовой молитвы? Как мы ранее указывали сами слова: «Господи» – восхождение от Святого Духа, «Иисусе Христе» – через Бога Сына, «Сыне Божий» – Сын Бога Отца, то есть к Богу Отцу, а «помилуй мя грешнаго» – Божественная благодать дается молящемуся единым Божественным действием от Бога Отца через Сына во Святом Духе. Поэтому крестное знамение, начиная полагать на лоб – «Господи»: от Превечного совета о спасении людей и рождении Спасителя наитием Святого Духа, на живот – «Иисусе Христе»: вся земная жизнь Иисуса Христа до Воскресения, на правое и левое плечо – «Сыне Божий»: Вознесение Иисуса Христа и седение одесную Отца с обоженным человеческим естеством. Далее поклон – «помилуй мя грешнаго»: от: дарования Церкви Святого Духа в день Пятидесятницы до личного обожения молящегося. Когда мы совершаем молитвы, то надеемся не на них, а лишь на милость Божию к нам. Если православный христианин понадеется на свои молитвы, то это уже тщеславие и значит отпадение от Бога. Мы смиряемся от сознания своей греховности и немощи и лишь тогда можем надеяться на милость Божию. Иисусова молитва – покаянное и смиренное моление любви к Пресвятой Троице с целью испрашивания Божией милости, воссылаемое от всего Адама и (или) себя. В качестве одного из доказательств того, что Иисусова молитва обращена к Пресвятой Троице, а не только к Иисусу Христу приведу Вам цитату свт. Василия Великого: «Ибо не иначе можно поклоняться Сыну, как только во Святом Духе, и не иначе можно призывать Отца, как только в духе сыноположения». Это соответствует словам Иисусовой молитвы: «Господи» – от Святого Духа, «Иисусе Христе» – чрез Сына, «Сыне Божий» – Сын Бога Отца, то есть к Богу Отцу. В качестве одного из подтверждений, что Иисусова молитва обращена ко Пресвятой Троицы отмечу, что первое слово молитвы «Господи» указывает на Святой Дух и этому соответствует глава 21 «Свидетельства из Писания об именовании Духа Господом» из трактата свт. Василия Великого «О Святом Духе к святому Амфилохию, епископу Иконийскому». Иисусову молитву нужно произносить очень внимательно с осмыслением каждого слова молитвы. Когда имеется долгий опыт совершения молитвы, то она произносится гораздо быстрей как на автомате, при этом ум успевает заключаться в слова молитвы. Важно, что когда мы произносим: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий», то обращаемся к живому личностному Богу. Иногда молитву называют беседой с Богом и это не потому, что мы говорим с Богом на равных, а потому, что требуется внимание как при обращении к живому человеку в его присутствии. Не нужно это обращение произносить как бы вскользь, нужно быть очень внимательным, так как мы предстоим в Иисусовой молитве перед Святой Троицей. Иногда Иисусову молитву называют памятью Божией и ее произносят, чтобы помнить о Боге. Это так, но этого недостаточно. Читая книги о Боге, тоже можно иметь о Нем память. Но в Иисусовой молитве важно соответствующее сердечное чувство, с которым мы обращаемся к Богу. Мы испрашиваем в Иисусовой молитве милости Божией, а это нельзя назвать просто памятью о Боге. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что на сто Иисусовых молитв требуется полчаса, но надо учитывать, что он советует совершать полную Иисусову молитву с земными поклонами, делая после каждой молитвы краткий отдых. Прп. Паисий Святогорец указывал, что на сто Иисусовых молитв ему требуется полторы минуты. Здесь речь идет о краткой форме Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». По своему опыту отмечу, что если совершаю Иисусову молитву с крестным знамением, то на сто молитв требуется шесть минут. Если же молитва просто совершается в уме, то скорость примерно такая же как у прп. Паисия Святогорца. В любом случае важно, чтобы Иисусова молитва произносилась полностью со вниманием, то есть можно было осознать каждое слово молитвы. При этом сила молитвы состоит не в словах, а в том сердечном чувстве, которое мы устремляем к Богу. Как достигается чистота сердца? Чистота сердца достигается непрестанной Иисусовой молитвой и Божественной благодатью.
8 месяцев назад
Протоиерей Сергий Баранов пишет: «Молитва – это не чтение, не говорение каких-то фраз, слов. Молитва – это состояние, это пребывание в Боге, ты в Нем – а Он в тебе». Действительно, многие православные христиане воспринимают молитву как говорение устно или мысленно молитвенных слов и на этим представление о молитве ограничивают. Даже если эти слова произносятся со всем вниманием, то это еще не молитва, а только лишь молитвенное обращение. Что же тогда молитва? Сперва отмечу, что одно из значений слово «ад» – один, то есть это абсолютное одиночество без ощущения присутствия Божия. Слово «монах» - тоже один, но не в смысле одиночества, а в смысле наедине с Богом. Поэтому молитва – всегда диалог, это встреча с Богом лицом к Лицу, по словам митр. Антония Сурожского. Поэтому, чтобы наша молитва была не молитвенным обращением, а молитвой, то надо в сердце во время молитвы сохранять присутствие Божие. А чтобы это была не простая болтовня, то надо иметь и сердечное безмолвие без помыслов, иначе молитва превратиться в балаган. На вопрос как нужно молиться, очень хорошо отвечает свт. Феофан Затворник: «Вникай во всякое слово, и мысль слова до сердца доводи, – иначе – понимай, что читаешь и понятое чувствуй». Приведу цитату иером. Симеона Афонского: «Истинное понимание христианина состоит в практическом стяжании благодати и преображении всего своего существа Святым Духом». Достичь этого можно, постоянно стараясь очищать сердце от грехов делом, словом, помышлением и всеми чувствами, участвуя в церковных Таинствах и ведя благочестивую и богоугодную жизнь. Особая роль принадлежит молитве как неизменном средстве православного христианина для непрестанного Богообщения. Важно также каждое дело совершать не ради него самого, а ради Бога, причем и делать его как для Бога, беря благословение у Бога на его начало и благодаря после его завершения. Тогда для нас будет явна помощь Божия как следствие Божия благословения, а также Божественная благодать, которая дается нам за наше намерение Богоугождения и соответствующие чувства к Богу в процессе самого дела. Мы все можем делать в присутствии Божием, так как Бог вездесущий. Ему известна даже наша малейшая устремленность к Нему, так как Бог всеведующий. Поэтому не будем откладывать дело нашего спасения на старость или какой-то долгий срок, но будем каждый день созидать наше спасение. Многие полагают, что Иисусова молитва обращена только ко Христу, но это не так. Иисусова молитва обращена ко всем трем Лицам Святой Троицы. Так краткая форма Иисусовой молитвы «Господи, помилуй» произносится трижды именно потому, что обращена к Пресвятой Троице. Двенадцать раз «Господи, помилуй» указывает на освящение каждого дня и каждого часа, а сорок раз «Господи, помилуй» произносится для освящения всей жизни. В начале православный христианин обращается на творение, потом начинает доминировать самосознание, затем становится важным лишь познание Бога. Согласно свт. Игнатию (Брянчанинову), Иисусову молитву следует совершать с благоговением, вниманием, с целью покаяния. При этом не надо понимать покаяние как называние грехов на исповеди. Речь идет о покаянном чувстве как следствия осознания своей готовности, то есть сокрушенном и смиренном сердце. Тогда в результате такой практики Иисусова молитва станет сердечной через участие сердца в молитве от покаянного чувства. Затем покаяние перерастает в смирение, а потом в любовь. Что значит заключать ум в слова молитвы? На первый взгляд кажется, что это просто внимательно совершать молитву, понимая ее общий смысл, но этого недостаточно. Когда мы едим очень вкусную пищу, то стараемся почувствовать. вкус этой пищи до конца. Так и когда мы совершаем Иисусову молитву, каждым ее словом нужно напитать ум целиком.
8 месяцев назад
Как молиться Иисусовой молитвой за других людей? Сперва один раз говорится: «Спаси Господи и помилуй рабов твоих (имярек)», а потом произносится Иисусова молитва, которая возможна в двух вариантах: 1) «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Прп. Силуан Афонский молился так, что под словом «мя» подразумевал всего Адама и себя, так и мы, имея единого праотца Адама, под словом «мя» понимаем не только себя, но и тех, о ком до этого молились, поэтому прп. Силуан Афонский говорил: «Мой ближний – я»; 2) «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Здесь слово «нас» – все те, о ком мы ранее молились, и мы сами. Иногда делатели молитвы акцентируют слишком большое внимание на молитве как главной добродетели, но необходимо отметить, что православный христианин должен совершенствоваться во всех добродетелях и особенно в смирении, без смирения все добродетели не прочны. Скорби нам помогают смириться, а когда человек смирится, то и скорби уже будут восприниматься иначе. За каждую скорбь нужно благодарить Бога, тогда и скорбей не будет. Часто православные христиане просят что-то у Бога по нужде, но не ищут самого Бога. Бог – не исполнитель наших желаний, к которому мы прибегаем лишь для того, чтобы что-то от него получить. Нам надлежит искать самого Бога по любви к Нему, потому что именно единение с Богом и упокоение в Нем является искомым для нас блаженством в этой жизни и в будущей.
1 год назад
Все, что мы воспринимаем, мы воспринимаем через пространство и время. Духовный мир не подчиняется нашим законам пространства и времени. Поэтому, когда мы молимся, выходим за границы нашего пространства и времени и соединяемся с вечным Богом. Не нужно прилепляться к земному и материальному, тогда откроется духовный мир. Вхождение в него не безопасно для человека, но если мы соединены с Богом, то Бог оградит нас от зла. Святые отцы говорят: «Мир стоит молитвою». Кто-то скажет: ведь были языческие времена, кто же тогда молился истинному Богу? Вера всегда сохранялась в богоизбранном еврейском народе и свое выражение она находила в молитвах к Богу в форме жертвоприношений и непосредственно в молитве как таковой. Как много зла в мире принесла реализация греховных помыслов и мыслей людей, которые не имели должного контроля. Некоторым кажется, что этот поток остановить невозможно, но это не так. Православный христианин, старающийся постоянно совершать молитву, может не только обуздать свои мысли и не принимать помыслы, но вследствие молитвенной связи с Богом имеет лишь те мысли, которые появляются под действием Божественной благодати. Поэтому будем ревновать о молитвенном делании и его не оставлять. Услышал, как женщина произносит Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», то есть с окончанием в мужском роде. Женщинам надо произносить Иисусову молитву с окончанием: «грешную», то есть в женском роде. Так и все остальные молитвы женщинам следует произносить, когда речь идет о ней, в женском роде. Важно не просто следовать установленной форме, но и понимать смысл, который важнее, чем форма. Для обретения чистой молитвы нужно угомониться, то есть ничего не ждать: ни событий, ни состояний, а жить настоящим временем и делать то, что требуется сейчас. Православным христианам заповедано непрестанно молиться, поэтому им сейчас и надлежит понуждать себя на молитву, пока они это могут делать. Православный христианин желает всем людям спасения по заповеди любви, если же он кому-то спасения не желает, то его собственное спасение становится затруднительным. Заповедь любви побуждает молиться о всех людях. Прп. Паисий Святогорец говорил, что молиться нужно с болью. Это не значит, что на молитве нужно испытывать физическую боль. Молиться нужно с концентрацией своих телесно-душевно-духовных сил, то есть сосредоточено. Однако иногда бывает как бы некая преграда во время молитвы, то тогда нужно молиться мягко, а потом снова сосредоточиться. При этом молитва всегда должна быть внимательной. Нужно ли брать благословение на Иисусову молитву? На устную и умную Иисусову молитву брать благословение не нужно, так как это также, как если бы мы совершали любую другую молитву вслух или про себя. Но когда речь идет о сердечной молитве, то благословение нужно и, если есть возможность, то нужно и руководство опытного наставника, чтобы не повредить здоровью или не впасть в прелесть. Иисусова молитва – покаянное и смиренное моление любви к Пресвятой Троице. От ума – во образ Бога Отца рождается мысль, выраженная словом, – во образ Сына Божия с сопутствующим дыханием – образ Святого Духа. Поэтому, когда с дыханием и внутренним словом мы сводим внимание в сердце, то оно привлекает туда и ум. По благодати Божией ум с сердцем соединяются, а благодаря памяти сердца молитва становится непрестанной. На вдохе произносятся слова: «Господи (от Святого Духа), Иисусе Христе (через Сына), Сыне Божий (к Богу Отцу)» и с дыханием входят в верхнюю часть сердца – духовный центр, где и остаются вниманием ума, а на выдохе произносится «помилуй мя грешнаго», испрашивая милость Божию. Так в сердце устрояется обитель Пресвятой Троицы. Подвижники и святые через молитву также пребывают в общении друг с другом.
1 год назад
Православное учение о Божественном свете
Шлепин Василий Валентинович, доктор богословия, профессор, зав. кафедры Православной теологии Русской духовной академии, почетный доктор богословия Славяно-Греко-Латинской академии, почетный доктор теологии, почетный доктор философских наук и почетный доктор экономических наук Русской духовной академии, почетный профессор Русского православного института культуры, главный научный сотрудник ДБК «Суть православной веры» Бог, будучи непознаваемым по сущности, познается по Своим действиям или энергиям. Различение Божественной сущности и энергий обосновывает возможность причастия Божественного естества, открывает перспективу благодатного обожения человека...
2 года назад