Найти тему
kARTinka

"Точки зрения". Обзор выставки

Оглавление

@kartinkablog

О чем выставка?

Всегда интересно наблюдать за тем, как художники видят мир — ведь их видение нередко уникально. Но как творцы видят сами себя? Или друг друга? Эти вопросы стали фокусом выставки «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма.

Экспонируемые портреты разбиты на группы, каждая из которых посвящена художнику — здесь и Кустодиев, и Фальк, и Репин, и Серебрякова и многие другие. Мы видим портрет художника, написанный другим художником (вот уж и правда «точка зрения»), затем автопортрет — можно замечать любопытные различия в том, как видят художники себя, и как их видят со стороны. И наконец, рядом видим фото художника — так что зритель уже сам может судить о правдивости художественных интерпретаций.

Иногда различия в образах на портретах и автопортретах настолько явны, что кажется, будто на них совершенно разные люди. Например, художник-график Василий Беляшин: справа его портрет, написанный Иваном Куликовым в момент получения Беляшиным диплома; а слева автопортрет с самоваром — Беляшин часто писал себя в сцене чаепития. Кто же из них правдивее отразил личность художника? Решать вам :)

Справа: Портрет Василия Беляшина. Иван Куликов. Слева: Автопортрет с самоваром. Василий Беляшин.
Справа: Портрет Василия Беляшина. Иван Куликов. Слева: Автопортрет с самоваром. Василий Беляшин.

Познакомимся ближе с еще парой интересных сопоставлений.

Селфи в стиле художественного реализма

Притягивают к себе внимание пара автопортретов Владимира и Марии Фаворских.

Слева: Автопортрет с женой. Владимир Фаворский. Справа: Автопортрет с мужем. Мария Фаворская
Слева: Автопортрет с женой. Владимир Фаворский. Справа: Автопортрет с мужем. Мария Фаворская

Супруги-художники познакомились, когда Владимир учился на историко-филологическом факультете Московского университета, а Мария — в школе живописи, ваяния и зодчества. Особенно интересен правый автопортрет, кисти Марии. Он написан в нарочито откровенной манере, он полон интимности, чувственности. Словно пара вовсе не позирует, а просто разглядывает себя в зеркало. Такой необычный для того времени формат станковой живописи уж очень напоминает знакомое нам селфи.

Ссылки на эпоху Возрождения

Интересный диалог с традициями Ренессанса обнаруживаем на паре работ Ольги Делла-Вос-Кардовской, выполненных как диптих.

Слева: Портрет Дмитрия Кардовского. Ольга Делла-Вос-Кардовская. Справа: Автопортрет. Ольга Делла-Вос-Кардовская
Слева: Портрет Дмитрия Кардовского. Ольга Делла-Вос-Кардовская. Справа: Автопортрет. Ольга Делла-Вос-Кардовская

Она пишет себя и мужа в профиль, в аналогичных позах и на фоне небесного пейзажа. Портреты скорее подчеркивают статус, нежели раскрывают личности супругов, но мы, впрочем, можем делать догадки о темпераментах, видя различия в оттенках облаков. Такой формат парных портретов был распространен в эпоху раннего итальянского Ренессанса. Наглядный пример — знаменитый диптих «Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца» кисти Пьеро делла Франческа.

Пьеро делла Франческа. Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца. Около 1465. Уффици.
Пьеро делла Франческа. Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца. Около 1465. Уффици.

Больше интересностей из мира искусства тут 👉 https://t.me/+cOdIy_85BugwMjZi