Найти в Дзене
Хьюстон, у нас отмена

Почему алюминиевые корабли ВМС США постоянно трескаются

Сама идея - строить суда из алюминия - не нова. Так множество яхт и маломерных судов, а также суда на подводных крыльях, строятся из алюминия. Однако когда речь заходит о военных кораблях, то предпочтение отдаётся в основном стали. Алюминий легче и дороже, а также он не подвержен коррозии. А это значит, можно освоить больше денег при строительстве, и плюс ко всему разместить больше вооружения на корабле при той же осадке.

-2

И поэтому неудивительно, что ВМС США в конце нулевых годов решило строить свои так называемые боевые корабли прибрежной зоны класса "Индепенденс" именно из алюминия.

Конструктивно эти корабли представляют из себя тримараны, а в движение они приводятся водомётными установками. По некоторым данным такая причудливая форма вроде как снижает радиолокационную заметность судна, однако научно это никак не подтверждено.
-3

Корабли Индепенденс пришли на смену уже порядком подустаревшим кораблям класса "Фридом", которые имели более привычный внешний вид. Его палубная часть была сделана из стали, а вот надстройка корабля сделана из алюминия и прикручена к основанию.

-4

В результате весь корабль при сильном волнение работал на кручение и на изгиб совсем не так, как это планировалось. Стальная часть корабля деформировалась по-своему, а вот жёсткая алюминиевая надстройка никак эти деформации не отрабатывала, и поэтому у неё появлялись трещины.

-5

Эти трещины пытались ремонтировать при помощи алюминиевой сварки в среде защитных газов, но швы и накладки всё равно лопались. И поэтому эти зазоры решили просто заливать монтажной пеной. Так пена заливалась в полости между алюминиевыми листами и несущими конструкциями. После её затвердевания проблема вреде как исчезла, но все понимали, что так дальше происходить не может.

-6
И тогда американским военным кораблестроителям пришла в голову потрясающая идея - строить весь корабль из алюминия. Ненуачо, самолёты же строят из алюминия, и ничего, не трескаются.

Так в 2008 году спустили на воду первый Индепенденс, который был полностью сделан из алюминия. Многие тогда называли его кораблём будущего. Общая стоимость одного такого корабля без вооружения составила около $400 млн., что довольно-таки много. Большая часть этой стоимости пришлась на сам алюминий и его обработку.

-7

Когда корабль был готов, то все ждали торжественного спуска его на воду.

Вы наверное в курсе, как обычно корабли спускают на воду. Это то ещё зрелище. Как правило их швыряют об воду боком, чтобы все ... изумились. При этом должна возникнуть большая волна и смыть кого-нибудь. А само судно должно продемонстрировать прочность и остойчивость.

-8
Так вот компания Аустал, которая является генподрядчиком, не стала дёргать судьбу за все подробности и решила спустить Индепенденс без лишнего шума. Хотя могла бы, потому что тримараны по своей природе не могут опрокинуться на бок.

Так быо решено погрузить "корабль будущего" на специальные суда для негабаритных грузов, после чего вывезти всё это в открытое море и там аккуратно спустить на воду.

-9

Что же касается незаметности для радаров, то радары "видели" Индепенденс точно также, как и любое другое судно. И связано это с тем, что новый корабль своими водомётными установками оставлял после себя просто выдающийся кильватерный след. Он тут же попал во все каталоги кильватерных следов вероятных противников. И собственно все перемещения Индепенденса как раз и обнаруживаются по его следу на воде.

-10

Что же касается главной проблемы алюминиевых судов - трещин - то она ни куда не делась, а только усугубилась. Так уже на первом же ходовом испытании на максимальной скорости в 2010 году алюминий начал хрустеть, после чего корабль спешно отправили на диагностику.

-11

Созданная по этому случаю комиссия выявила ряд конструктивных недоработок, которые приводят к возникновению трещин в несущих конструкциях.

Вот отчёт:

-12

После этого заключения, которое больше похоже на приговор, был собран экспертный совет. Специалисты пришли к выводу, что всё дело в сварке алюминия.

Здесь нужно пояснить, что сваривать алюминий - это дело довольно ненадёжное. И именно поэтому все алюминиевый суда собраны на заклёпочных соединениях, а не на сварных. То же самое касается и самолётов. Авиационный алюминий фактически является закалённым в процессе термообработке. Любая сварка тут же снимет всю закалку, и самолёт развалится. Клёпка же не меняет структуры алюминия.
-13

Так вот, если посетить само производство этих Индепенденсов, то вот что мы увидим. Детали корабля полностью сварены из алюминия. Причём это обычный алюминий, который и близко не стоит по своим прочностным качествам с авиационным. А раз так, то его решили просто сваривать в среде защитных газов обычной импульсно-дуговой электросваркой.

-14

Вся алюминиевая листовуха раскраивается на станках лазерной резки, затем детали гнутся, если надо, и потом просто свариваются.

-15

Давайте посмотрим, чем тут занят этот сварщик.

-16

Это обычный сварочный пистолет, который подогревает свариваемую область из алюминиевых деталей, после чего он их сваривает. Такое оборудование есть на любой шиномонтажке, в которой есть услуга сварки треснувших алюминиевых автомобильных дисков.

-17

В результате многолетних попыток хоть что-то изменить, Индепенденсы не стали прочнее и продолжали хрустеть и трескаться даже на скорости 18 узлов и на спокойной воде. Так летом 2021 года все Индепенденсы были полностью выведены из эксплуатации как неремонтопригодные и сняты с боевого дежурства как небоеспособные.

-18

На сегодняшний день американские корабли класса "Индепенденс" считаются выдающимся американским факапом современности. Разумеется эта новость была воспринята в России с нескрываемым восторгом. Так компанию Аустал было предложено переименовать в "Я устал". Другие же предлагали переименовать в "Я устал, я ухожу".