Крым во все времена считался сосредоточением мистического, загадочного и... даже пугающего.
Многочисленные гиды пачками скармливают доверчивым туристам легенды о мангупском мальчике, отшельнике Симеиза и прочих одиноких крымских скалолазах, готовых утащить в тартарары незадачливых путешественников, которые... как та маленькая, но очень гордая птичка отбились от группы.
Многие из легенд на поверку оказываются вполне себе современными страшилками, придуманными у костра.
Знаете, есть такая традиция: садиться после заката на привале и травить уже известные байки в собственной интерпретации, или самим на ходу выдумывать... Главное, чтобы истории были как можно более жутковастенькими. А дальше, блики костра в кромешной темноте, туман, окутывающий горы в ночи, разгулявшаяся фантазия слушателей и, правда, рождает иллюзии. Немаловажную роль играет флора с фауной: шорохи мелких хищников, шелест деревьев, уханье сов... Всё это вкупе и обеспечивает антураж, достойный пера какого-нибудь "короля ужасов".
Есть в Крыму, действительно, аномальные места, в которых, как на Хортице, или в Тире, происходит "что-то непонятное", неподдающееся законам логики и физики. Об этих местах я тоже обязательно расскажу. Скажу даже больше, я изначально и хотела о них написать, но... как обычно со мной случается — мысля ускакала в совершенно другую степь!
А всё потому что сейчас готовится к выходу финальная версия "Непрошеного Дара" для продажи. Пропущенные ранее сюжетные нестыковки приобретают логическое обоснование и вплетаются в канву цикла.
К слову, для писателей обычное явление — опубликовать бета-версию, получить обратную связь от читателей и специалистов, и на основании полученных отзывов, отработать "пробелы". И недавняя поездка в Крым во многом способствовала моей писательской деятельности.
Так вот, мы с Анжеликой дошли до главы, в которой Вера (главная героиня цикла) приезжает с друзьями детства на Мангуп-Кале
На этом моменте я вспомнила, что будоражащая кровь легенда про:
Мангупского мальчика
Того, кто лазает ночью по стенам разрушенного средневекового города. Так вот история была придумана в конце 70-х годов ХХ века!
Её создателем стал мастер севастопольского ПТУ № 3 Олег Шелешев. Говорят, что мастак (это жаргонное выражение) производственного обучения частенько выезжал со своими подопечными на археологические раскопки. Вот в одной из таких экспедиций на Мангуп-Кале и родилась байка, которая благодаря сарафанному радио стала самой настоящей легендой.
В конце 90-х – начале "нулевых" аномальность стали замечать там, где доколе ничего сверхъестественного не замечалось.
Ещё примеры? Да, пожалуйста! Аж два сразу могу вспомнить:
Ак-Монайские катакомбы
Расположены у основания Арабатской стрелки. Около сотни лет назад, вплоть по 60-е гг. ХХ века там благополучно разрабатывался закрытым способом известняк.
Во время ВОВ штольни использовались в качестве блиндажей обеими сторонами попеременно. Место и правда, стратегически удобное и в плане обзора за окрестностями, и как укрытие. Так что, понятно, почему за эти высоты велись бои. Некоторое время спустя после окончания сражений, на этих местах ещё находили армейские сухпайки и медикаменты...
А потом... нет, не суп с котом! Заброшенные каменоломни стали приобретать популярность среди любителей гор и пещер. Конечно, профессиональные спелеологи чаще всего скептически относятся ко всякого рода рукотворным пещеркам, типа катакомб. Гораздо интереснее спелеологам спуститься туда, где не ступала нога человека, а не бродить по относительно современным проходам, куда толпами можно привезти зевак без снаряжения и опыта.
Так и заброшенные катакомбы стали популярным туристическим маршрутом. Там есть всё, что может заинтересовать: разветвленная сеть подземных ходов и наскальная живопись... Стоит отметить, что все надписи и рисунки принадлежат вовсе не древним народам, а вполне себе нашим недалёким предкам жившим в начале ХХ века. Впрочем, это не важно. Пещеры есть? Есть. Рисунки на стенах видно? Видно.
Так и просится здесь цитата из фильма "Иван Васильевич меняет профессию":
Чего ж тебе ещё надо, собака? Ну так и женись, хороняка, князь отпускает её.
И правда, чего ещё нужно? Маршруты в Ак-Монайских катакомбах несложные. А насчёт заблудиться, есть такие товарищи, которые и в трёх соснах без навигатора заплутать могут.
А как же мистика? Вот здесь, все вопросы к первым археологам-любителям. Именно они заметили, что духи Ак-Монайских катакомб не любят громкую музыку и, как царь Кощей, чахнут над любыми артефактами. Почему так? Неизвестно. Но, бывалые советуют, чтобы не злить местных призраков, музыку лучше не включать и находки с собой не забирать. К фото и видеосъёмке духи претензий не имеют! Ходи где хочешь, фотографируй, что хочешь... главное, ничего не трогай! Тогда выйдешь из каменоломен живым, здоровым и с кучей красочных фоточек.
На одноимённом мысе на юге Керченского полуострова стоит:
Гора Опук
Долгое время сама гора и окольные пути были сплошь неезжеными тропами.
Туристы сюда, как и в Ак-Монайские катакомбы, массово пошли в конце 90-х – начале 2000-х. Так что и все околомистические рассказы появились именно тогда.
Мифов вокруг горы Опук появилось много. Одни говорили о таинственных пещерах внутри горы, где совершались тайные обряды. Другие видели призраков, которые появлялись с завидным постоянством пред светлы очи первых смельчаков.
Третьи, подарили жизнь "древней легенде" об окаменевших кораблях – итоге ссоры отца и сына...
Реальные события, которые имели место на горе Опук, намного интереснее выдумок, хотя возможно, и прозаичнее.
На одной из скал во время Керченско-Феодосийской десантной операции были высажены два лейтенанта-гидрографа с аппаратурой. Они должны были установить маяк на вершине скалы. Маяк горел, указывая путь нашим кораблям. А лейтенанты погибли...
А что касается "гиблых мест", то возле горы Опук происходили много других ЧП. В самом начале 1900-х годов здесь были открыты серные рудники. Говорят, что хозяева выработок отличались ушлостью — жалели денег и на оборудование, и на правила безопасности. Результат был печальный, хотя и ожидаемый при таком отношении к производству: рабочие гибли.
А ведь всем известно, где наблюдались несчастные случаи, там обязательно будут бродить неприкаянные души. Кроме этого, у села Опук (тёзки мыса и горы) было большое кладбище. Да и после ВОВ этот район был полигоном.
Если собрать все факты воедино, то точно насобирается материалов для создания мистических легенд. А дальше, дело техники — людская молва подхватит байки, да разнесёт по свету со скоростью "цыганского телеграфа"...
Ни в коем случае не хочу умалить все мистические места. Их, и в самом деле очень много, настоящих, навевающих странные эмоции и видения. О некоторых я уже писала на Дзене:
И в своей книге:
Моя цель — показать вам, что далеко не все легенды относятся к древнющей древности. Многие туры к "местам силы" создаются исключительно с позиции маркетинговой стратегии — мифы и сказки можно продать дороже, чем просто красивые виды и безымянные руины.
Будьте внимательны! Добрая доля скептицизма к туру по легендарным местам, поможет сэкономить деньги. Особенно, если вы будете вооружены информацией, что эта самая предлагаемая вам древняя история, на самом деле — всего лишь новодел.
Всем отличных путешествий!
Продолжение следует...
Другие публикации цикла: