Среди нас живёт немногочисленная категория людей, существующая в особом измерении между реальностью и фантазией. Их слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные и осязательные ощущения возникают не в чистом виде, а сочетаются с каким-либо дополнительным чувством. Если обычные люди могут, фигурально выражаясь, говорить, к примеру, об остром вкусе или каком-то цвете, как о кричащем, то синестеты действительно видят напечатанную чёрным цветом цифру «5» красной, а некоторые буквы ассоциируют с мужским или женским полом.
Совместное чувство
Синестезия (дословно с греческого – совместное чувство) – это одновременное возникновение ощущений разной природы при воздействии раздражителя одного вида. Например, человек может, ощупывая рукой помидор, ощущать горький привкус во рту или, слыша определённый звук октавы, видеть его в синем цвете, причём другие ноты им будут восприниматься в иных цветах.
Несмотря на то, что ещё в 1880 году в журнале Nature Фрэнсис Гальтон (кстати кузен Чарльза Дарвина) опубликовал статью, посвящённую этому явлению, большинство учёных отрицали существование синестезии, считая её жульничеством или проявлением приёма психотропных препаратов (известно, что схожие эффекты вызывает, в частности приём ЛСД). И только в XXI веке в связи с развитием нейрофизиологических методов стало возможным понимание механизмов этого явления.
После отражения от предмета свет попадает на рецепторы сетчатки глаза. Происходит генерация нервных импульсов, которые поступают в затылочную долю коры головного мозга, где проводится их анализ – определяется форма, глубина, цвет объекта, параметры его движения и т.д. Затем данные передаются в несколько областей височной и теменной долей коры головного мозга. Данные о цвете поступают в поле V4 веретенообразной извилины височной коры, а далее в центры переработки цветовой информации ещё более высокого уровня – небольшой участок коры вблизи зоны TPO. И именно благодаря работе этих зон мы, например, видим листья в сумерках такими же зелёными, как и в полдень, хотя спектральный состав отражённого от них света совсем иной в разное время суток.
Что же касается переработки цифровой информации, то она начинается в веретенообразной извилине, где распознаётся форма цифр, а завершается в угловой – там происходит формирование таких представлений, как последовательность и количество. При повреждении этой зоны сохраняется возможность идентифицировать цифры, но пациент уже не способен проводить с ними арифметические операции.
Взаимодействие зон мозга
Одна из теорий, объясняющих феномен синестезии, предполагает существование физических взаимодействий между участками коры головного мозга, ответственными за восприятия разных типов раздражений. Однако данное явление может проявляться и тогда, когда число нервных связей между ними находится в пределах нормы. В этом случае изменяется баланс уровня химических веществ, нейротрансмиттеров, – передатчиков информации.
Феномен синестезии находит нейрофизилогическое подтверждение при проведении магнитно-резонансной томографии. При демонстрации синестетам чёрно-белых цифр наблюдается возрастание мозговой активности не только в цифровом поле, но и в зоне коры, ответственной за переработку цветовой информации. Пожалуй, эти исследования позволили убедить самых ярых скептиков и стали финальным аргументом в пользу реального существования синестезии.
Удел творческих натур
Интересно, что синестетические способности достаточно широко распространены. По некоторым данным ими обладает 0,5% населения. Причём у женщин они встречаются чаще, чем у мужчин, а среди лиц, занимающихся творческим трудом, синестетов оказывается в 7 раз больше, чем в популяции в целом. Вообще, описано более 50 форм синестезии, но наиболее часто встречающейся является восприятие цветовых ощущений, вызываемых звуками или цифрами.
Какой же биологический смысл заключён в этом явлении, и с какой целью данная способность закрепилась в процессе эволюции? Известно, что относительные размеры угловой извилины у человека значительно больше, чем у приматов. Можно предположить, что изначально предназначение этой структуры заключалось в образовании перекрёстных (точнее кросс-модальных) ассоциаций. В дальнейшем, возможно, именно она стала выполнять более абстрактные функции (к примеру, создание метафор).
Буба и кики
Вернёмся почти на столетие назад к экспериментам психолога Вольфганга Кёлера. Он демонстрировал испытуемым две фигуры. Одна из них имела округлые формы, напоминая чернильную кляксу. Вторая – была похожа на остроконечный стеклянный осколок. На вопрос, какая из фигур – буба, а какая – кики, 98% людей отвечают, что буба – клякса, а осколок – кики. Вероятно, такой однозначный выбор лежит во взаимосвязи визуальных характеристик объектов и особенностей произношения слов. Так, плавные модуляции голоса и изменения формы губ при произношении «буба» ассоциируются с гладкими очертаниями амёбоподобной структуры. С другой стороны, сильное изгибание языка и волнообразное произношение «кики» имитирует резкие, ломаные контуры остроконечной фигуры.
Визуальную и звуковую формы фигур объединяют лишь их абстрактные свойства – обтекаемость или остроконечность. И именно на основании этого делается вывод о соответствии объекта произносимому слову.
Угловая извилина является той структурой, которая осуществляет самую элементарную форму абстракции – вычленение общих признаков из совокупности различных сущностей. Эта зона мозга в процессе эволюции стала принимать участие в кросс-модальной абстракции, которая, по мнению В. Рамачандрана и Э. Хаббарда, могла стать не только основой метафорического и абстрактного мышления, но и возникновения, и развития языка в целом.
Платформа Дзен по определённым причинам меняет алгоритмы показов. Если вы уверены, что подписаны на канал рекомендуется проверить это в связи с возможной автоматической отпиской.
Также материалы по теме «Тайны психической реальности»: