Найти тему

БАРАН И БАРЫШНЯ (ЭПИЗОДИК ИЗ ЖИЗНИ «МИЛОСТИВЫХ ГОСУДАРЕЙ») А.П. Чехов

Баран и барышня рассказ и вопросы для обсуждения
Баран и барышня рассказ и вопросы для обсуждения

На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. Не хотелось ни думать, ни зевать... Читать надоело еще в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать... Что делать? Чем бы развлечься?

— Барышня какая-то пришла! — доложил Егор. — Вас спрашивает!

— Барышня? Гм... Кто же это? Всё одно, впрочем, — проси...

В кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто... даже очень просто. Она вошла и поклонилась.

— Извините, — начала она дрожащим дискантом. — Я, знаете ли... Мне сказали, что вас... вас можно застать только в шесть часов... Я... я... дочь надворного советника Пальцева...

— Очень приятно! Сссадитесь! Чем могу быть полезен? Садитесь, не стесняйтесь!

— Я пришла к вам с просьбой... — продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. — Я пришла... попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. Вы, я слышала, даете... Я хочу ехать, а у меня... я небогата... Мне от Петербурга до Курска...

— Гм... Так-с... А для чего вам в Курск ехать? Здесь нешто не нравится?

— Нет, здесь нравится, но, знаете ли... родители. Я к родителям. Давно уж у них не была... Мама, пишут, больна...

— Гм... Вы здесь служите или учитесь?

Барышня рассказала, где и у кого она служила, сколько получала жалованья, много ли было работы...

— Тэк... Служили... Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалованье было велико... Нельзя сказать... Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета... Гм... К родителям едете, значит... Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? Амурашка? Хе, хе, хо... Женишок? Покраснели? Ну, что ж! Дело хорошее... Езжайте себе. Вам уж пора замуж... А кто он?

— В чиновниках...

— Дело хорошее... Езжайте в Курск... Говорят, что уже в ста верстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы... Хе, хе, хо... Небось, скука в этом Курске? Да вы скидайте шляпу! Вот так, не стесняйтесь! Егор, дай нам чаю! Небось, скучно в этом... ммм... как его... Курске?

Барышня, не ожидавшая такого ласкового приема, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения... Она рассказала, что у нее есть брат-чиновник, дядя-учитель, кузены-гимназисты... Егор подал чай... Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала бесшумно глотать... Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся... Он уж не чувствовал скуки...

— Ваш жених хорош собой? — спросил он. — А как вы с ним сошлись?

Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала... Говорила она долго. Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю. Пробило восемь часов.

— А у вашего отца неплохой почерк... С какими он закорючками пишет! Хе, хе... Но, однако, мне пора... В театре уж началось... Прощайте, Марья Ефимовна!

— Так я могу надеяться? — спросила барышня, поднимаясь.

— На что-с?

— На то, что вы мне дадите бесплатный билет...

— Билет? Гм... У меня нет билетов! Вы, должно быть, ошиблись, сударыня... Хе, хе, хе... Вы не туда попали, не на тот подъезд... Рядом со мной, подлинно, живет какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с! Егор, вели заложить! Прощайте, ma chère1 Марья Семеновна! Очень рад... рад очень...

Барышня оделась и вышла... У другого подъезда ей сказали, что он уехал в половине восьмого в Москву.

------------------

Вопросы для обсуждения (50 вопросов)


1. Как охарактеризуете главных героев рассказа?

2. Что это за люди, какой у них характер, какие у них ценности, от чего получают удовольствие, к чему стремятся, какое у них образование, образ жизни, внутреннее содержание?

3. Как повел себя главный герой?

4. Он поступил хорошо или плохо?

5. Почему он поступил именно так?

6. Имеется ли у него чувство сострадания?

7. Почему у него это чувство не развито?

8. Почему главный герой умирал от скуки? Что мешало ему найти какое-то интересное занятие для себя?

9. Что такое скука?

10. Проявление внутренней лени, пустоты, или отсутствия цели, смысла жизни?

11. Как часто Вы скучали в течение последней недели, месяца?

12. Какое место занимает в вашей жизни борьба против скуки?

13. Является ли главный герой нравственно зрелым?

14. Почему остановилось его нравственное развитие?

15. Является ли главный герой ценителем искусства, раз посещает театр и не может пропустить спектакль?

16. Почему не заметно никакого положительного влияния искусства на него? Ведь театр в частности существует, чтобы развивать в людях доброту, сострадание, чувство справедливости? Или у театра другие цели?

17. Каковы цели театра, смысл театра как явления?

18. Какова цель искусства как явления?

19. Какое влияние должно оказать искусство на человека?

20. Все ли люди подвержены или чувствительны влиянию искусства, если говорить конкретно о театре?

21. Почему можно всю жизнь ходить в театр и оставаться бараном?

22. В каком эпизоде герой проявил гордыню?

23. Что представляет собой гордыня?

24. Много ли людей, которым удалось усмирить свою гордыню?

25. Важно ли одержать победу над собственной гордыней?

26. Как именно люди становятся слугами собственной гордыни?

27. Что мешает человеку победить свою гордыню?

28. Что помогает человеку победить свою гордыню?

29. Возможна ли окончательная победа над гордыней? Почему да или почему нет?

30. Проявил ли главный герой подлость?

31. Почему люди бывают подлыми? Какие причины формируют в людях это качества?

32. Проявил ли главный герой лицемерие?

33. Почему люди бывают лицемерами?

34. Проявил ли главный герой жестокость?

35. Почему люди бывают жестокими?

36. Является ли главный герой эгоистом?

37. В чем проявляется его эгоизм?

38. Является ли главная героиня наивной?

39. Что такое наивность, как она формируется, чем обусловлена в данном конкретном случае и не только?

40. Является ли главная героиня искренней?

41. Что такое искренность, как она формируется, от чего зависит?

42. Является ли искренность полезным качеством или наоборот, она может принести много вреда и страданий?

43. Почему быть искренним хорошо?

44. Всегда ли нужно быть искренним?

45. Почему главная героиня ждала, что ей помогут?

46. Как поступила бы главная героиня, если бы у нее просили что-то в аналогичной ситуации, находясь на месте своего собеседника?

47. Почему считаете, что именно так? Какие признаки говорят об этом?

48. Какое отношение возникло у вас к каждому из персонажей?

49. У вас есть знакомы люди, похожие на персонажи рассказа?

50. На кого похожи вы сами? Бывало, что вели себя как герой или героиня? Когда и в каких обстоятельствах?
Стоит ли подумать над этим?