"Секретные Материалы", 5 сезон, 10 эпизод, "Чинга"
(эпизод телесериала)
транслировался на канале "Фокс" 8 февраля 1998 года
режиссёр Ким Мэннерс, авторы сценария Стивен Кинг и Крис Картер
"Секретные Материалы" - и родственный ему сериал "Тысячелетие" - были как раз в духе Стивена Кинга, и когда он сказал, что хотел бы написать сценарий одного из эпизодов, всем эта идея пришлась по душе.
Кинг написал сценарий, озаглавленный "Молли", который сильно отличался от того, что был в итоге экранизирован. Описание первоначального сценария можно найти в книге Рокки Вуда "Стивен Кинг: Невошедшее и Неопубликованное". Картер прочёл "Молли" и попросил Кинга внести кое-какие изменения.
Подробнее о сценарии "Молли" в отдельном материале
В итоге у Стивена получился сценарий "Чинга", в котором прослеживаются некоторые сходства с "Молли", но в целом это совершенно новая история. Картер значительно переработал сценарий, поэтому теперь не совсем ясно, в какой степени сохранился оригинальный сюжет Кинга; есть вероятность того, что эта степень совсем мала. Если так, то Стивен Кинг не первый, с кем на телевидении произошло подобное.
Забавный факт: много лет спустя Кинг назвал свою собаку Молли и начал выкладывать в сеть десятки фотографий с подписью "Молли, Воплощение Зла". Я, конечно, сомневаюсь, что он думал при этом о "Секретных Материалах", но полностью исключать этот вариант я бы не стал.
"Дети Кукурузы 5: Поля Страха"
(художественный фильм)
производство компании "Дайменшен", выпущен 21 июня 1998 года
автор сценария и режиссёр - Этан Уайли
В этом фильме снялись Дэвид Кэррадайн, Фред Уильямсон и Кейн Ходдер, и если вы думаете, что фильму это хоть чем-то помогло, то просто вспомните, что тут ещё есть и Алексис Аркетт с Евой Мендес, и у каждой из них в отдельности экранного времени больше, чем у первых троих вместе взятых.
Нет, этот фильм - отстой.
"Чувство, Которое Словами Можно Выразить Только По-Французски"
(рассказ)
опубликован в номере журнала "Нью Йоркер" за 22-29 июня 1998 года
включён в сборник "Всё Предельно" в 2002 году
Всё, что я помню об этом рассказе: дежа вю, самолёт и мне понравилось.
"Кинг и так далее" ("King etc.")
(сборник отрывков)
опубликован в бумажной обложке издательством "Книги и так далее" в августе 1998 года
раздавалась в качестве промо товара в Англии в рамках рекламной кампании романа "Мешок с Костями"
Вот перед вами раритет: 232-страничный сборник отрывков из романов Стивена Кинга за первые 25 лет творческой деятельности. В книге представлены не все романы, а только двенадцать из них.
Содержание:
"Кэрри" - разговор директора Грейла с мистером Харгенсеном, а также сцена разговора Сью и Крис;
"Тёмная Половина" - визит Алана Пэнгборна к чете Бомонтов;
"Колдун и Кристалл" - две сцены с участием Роланда и Сьюзан, а также сцена с Джонасом
"Безнадёга" - Колли везёт Джонни в город
"Долорес Клейборн" - Долорес готовится привести в действие свой план убить Джо;
"Бессоница" - сцена с Ральфом и мисс Перрин;
"Оно" - Бен вступает в Клуб; Билл входит в комнату Джорджи; история Дорси Коркорана;
"Мизери" - Пол сжигает роман "Быстрые Автомобили";
"Сияние" - на Дэнни нападают осы;
"Противостояние" - Фрэн в гостях у Гарольда в Оганквите; Стю знакомится с Гленом;
"Томминокеры" - Гарденер на университетском приёме;
и на то время еще не вышедший роман "Мешок с Костями" - Майк приезжает в "Сару Хохотушку"
Подборка, конечно, очень разношёрстная, но все эпизоды высшего качества. Стоит ли поклоннику творчества Кинга охотиться за этим сборником? Не думаю, но крутизны книги это не отменяет.
"Мешок с Костями"
(роман)
выпущен в переплёте издательством "Скрибнер" 22 сентября 1998 года
Роман "Мешок с Костями" стан началом сотрудничества Кинга с третьим - и, на сегодняшний день, последним - крупным издательством, "Скрибнер". Он работал с "Викингом" на протяжении двух десятилетий, и их отношения разрушила сила, которая разрушает большинство отношений: деньги. В обычных обстоятельствах я бы не стал упоминать об этом, не хватало ещё публиковать в своём блоге слухи и сплетни (коих, кстати, в карьере Кинга было не очень много). Но новости о крупном контракте Стивена подогрели интерес к нему и его новому роману со стороны прессы; эта новость была настолько значимой, что я помню и её и сейчас, двадцать лет спустя.
Ещё я помню, что именно в это время многие люди пересмотрели своё отношение к творчеству Стивена Кинга и его месту в литературе. Верьте мне на слово, потому что дать вам ссылку на источники я не смогу. Но таким это время врезалось мне в память: начиная с "Мешка с Костями" Стивена Кинга стали уважать за его творчество, а не объёмы продаж.
Кто-то может справедливо спросить, а действительно ли "Мешок с Костями" настолько хороший роман, что смог стать причиной этих перемен? А кто-то другой может с полным правом ответить, что да, разумеется. А ещё кто-то возразить: нет, роман не настолько хорош. К этим последним отношу себя и я. Поймите меня правильно: я считаю роман отличным, возможно, даже великим. Но за свою карьеру Кинг написал много других отличных романов, некоторые из которых превосходят "Мешок с Костями". Так есть ли в нём что-то такое, что могло бы заставить читающую публику изменить своё отношение к Кингу в лучшую сторону? Нет, я так не думаю; по меркам Стивена это вполне стандартный роман, только и всего.
Но если дело не в романе, тогда в чём? Я бы сказал, что просто пришло время. Нельзя незаметно для окружающих в течение двадцати лет писать хорошие романы. Ещё я бы добавил, что определённую роль сыграли фильмы "Побег из Шоушенка" и "Мизери". Классные фильмы невозможны без классного исходного материала, и хотя большинство фильмов по Кингу по-прежнему получались дрянными - думаю, публикации в этом блоге наглядно это демонстрируют - но, по крайней мере, между фразами "экранизация Стивена Кинга" и "плохой фильм" всё реже можно было поставить знак равенства. Стоило появиться какой-нибудь дребедени, вроде "Давилки", как тут же появлялся фильм, наподобие "Долорес Клейборн" и приводил весы в равновесие. И тут уже до людей, формирующих наше мнение о кино, стала доходить простая истина, что экранизация Стивена Кинга может быть плохой, потому что она плохо сделана. Другими словами, вины самого Стивена Кинга тут нет.
Мне кажется, с выходом "Мешка с Костями" многие представители СМИ и учёных кругов наконец-то это поняли.
Мы - Постоянные Читатели - пришли к этому гораздо раньше.
Так же вышла аудиоверсия романа, начитанная самим Кингом. Если вам нравится манера чтения Стивена Кинга, вы будете в восторге. Мне не нравится.
Я, чёрт побери, люблю его манеру чтения!
"Смиренные Сёстры Элурии"
(повесть)
опубликована в сборнике "Легенды" в октябре 1998 года (книга в переплёте от издательства "Вояджер", под редакцией Роберта Силверберга)
включена в сборник "Всё Предельно" в 2002 году
"Легенды" представлял собой 700-страничный сборник повестей от авторов, работающих в жанре фэнтези. Примечательно, что повесть Джорджа Мартина из "Песни Льда и Пламени" даже не была упомянута на обложке, хотя, с другой стороны, в то время в этой серии вышла только одна книга ("Игра Престолов"), и было это задолго до того, как до этого эпоса добралась HBO.
Тем не менее, подборка вышла чертовски крутая:
"Смиренные Сёстры Элурии" (Стивен Кинг, "Тёмная Башня")
"Долги Предков" (Терри Гудкайнд, "Меч Истины")
"Человек с Ухмылкой на Лице" (Орсон Скотт Кард, "Сказание об Элвине Созидателе")
"Седьмая Святыня" (Роберт Силверберг, "Маджипур")
"Стрекоза" (Урсула ле Гуин, "Земноморье")
"Дровяной Мальчик" (Раймонд Е. Фэйст, "Война Врат")
"Море и Рыбки" (Терри Пратчетт, "Плоский Мир")
"Межевой Рыцарь" (Джордж Мартин, "Песнь Льда и Пламени")
"Явившийся в Пламени" (Тэд Уильямс, "Память, Скорбь и Тёрн")
"Скороходы Перна" (Энн Маккефри, "Всадники Перна")
"Новая Весна" (Роберт Джордан, "Колесо Времени")
Я не читал ни одну из повестей, кроме Кинга, и, по правде говоря, я побаиваюсь это делать, потому что велики шансы, что я могу подсесть на три-четыре упомянутых цикла. А где взять время?
Что касается "Смиренных Сестёр Элурии", то это приквел, действие которого разворачивается до романа "Стрелок", и хотя для понимания цикла эта повесть не обязательна к прочтению, я считаю, что она заслуживает ознакомления.
"Способный Ученик"
(художественный фильм)
выпущен компанией "ТрайСтар" 23 октября 1998 года
режиссёр Брайан Сингер, автор сценария Брэндон Бойс
По идее, этот фильм должен был бы стать классикой. Его снял Брайан Сингер всего лишь несколькими годами спустя после своего прорыва с фильмом "Обычные Подозреваемые", а в главной роли снялся Иен МакКеллен, который в том же году был признан актёром Оскаровского калибра после выхода "Богов и Монстров".
Я никоим образом не хочу сказать, что фильм плохой, но мне он всегда казался на удивление плоским и беззубым. И сильнее всего это заметно в концовке, которая изменена в сравнении с концовкой повести Стивена Кинга. Тодду в итоге удаётся уйти безнаказанным, и это должно было стать козырем фильма, но почему-то не стало. Он так и остался плоским.
Отчасти это может быть связано с выбором на главную роль Брэда Ренфро, который - да простят меня читатели за то, что плохо говорю о покойном - недостаточно хороший актёр для поставленной перед ним задачи. Он играет без вдохновения, и поэтому всё вокруг него кажется натянутым и не производящим впечатления.
"Подглядывающие за Листьями"
(эссе)
опубликован в номере журнала "Нью Йоркер" за 28 декабря 1998 года
в сборники не включался
Это короткое эссе - всего пять абзацев - в котором Кинг рассказывает о туристах, посещающих его родной штат Мэн
В обычных обстоятельствах я бы не включал в свой обзор столь короткое эссе. Если бы я упоминал все нехудожественные произведения, сравнимые по объёму, этот путеводитель растянулся бы до бесконечности. С другой стороны, это эссе опубликовано в "Нью Йоркере", что может считаться знаком качества. Так что я решил упомянуть о нём.
Тут Кинг пускается в рассуждения: "Романтики сравнивают смену времён года с циклами человеческой жизни - пишет он - Сравнение, которому я не особо верю. И всё же сейчас, в пятьдесят один год, я наконец начинаю понимать его смысл. Рано или поздно, жизнь делает глубокий вдох, замирает, а затем начинает медленно клониться к зиме. Я чувствую, как это время приближается"
Не наталкивает на определённые мысли?
Наступил 1999 год.
"Подглядывающие за Листьями"
Стивен Кинг
Когда я был мальчишкой, в штате Мэн была только одна настоящая туристическая пора: три месяца между Днём Поминовения и Днём Труда. Но в последние годы туристы приезжают к нам и месяц спустя, чтобы наблюдать за осенней листвой. В октябре их автомобили (кажется, по большей части, "Вольво") наводняют просёлочные дороги от Киттери до Форт Кента и медленно ползут вперёд, то и дело съезжая на обочины, чтобы полюбоваться на "пик осенних красок" в нашем Эльдорадо для подглядывающих за листьями. Эти же машины встречаются вам и в Нью Хэмпшире, припаркованные бампер к бамперу, пока их хозяева водят объективами своих "Никонов" по ущельям и оврагам и расходуют фотоплёнку, как сумасшедшие, и дальше на запад, в Вермонте, где на каждом углу стоят ларьки, продающие сидр, возле которых толпятся зеваки из Висконсина и Иллинойса и спорят, где цвет листвы ярче всего (и всегда сходятся во мнении, что самая красивая листва дальше к северу от их места). Но к концу октября, когда листва опадает и обнажаются ветки (которые совершенно не привлекают подглядывающих за листьями), они разъезжаются по домам, праздновать День Благодарения и Думать о Снеге, как гласят наклейки на бамперах их авто. Они вернутся после Нового Года, установив решётки багажников на крышах своих полноприводных машин, уже не как любители листвы, а как болваны на лыжах.
Между отъездом подглядывающих за листьями и приездом катающихся на лыжах есть небольшая пора, которую я научился ценить, лишь прожив больше пятидесяти лет. Стоит тихая погода. Просёлочные дороги пустеют, а редкие машины становятся другими: лесовозы, панельные грузовики, пикапы (набитые тучными мужиками в оранжевых жилетах). В магазинах городков, вроде Ловелла и Сэнбортона беседы становятся более непринуждёнными, в них уже не слышно позёрства и выговора, выдающего приезжих.
Сменяется время года. Повсюду слышатся звуки. Это крошечные зверьки мелкой рысью носятся среди деревьев, делая последние запасы на зиму. В эти недели лес раскрывает свои тайны. Вот, совсем не таясь, по опавшей листве бежит белка; вы отчётливо видите её, потому что больше нет скрывающей зелени, кроме суровых елей и сосен. Возможно, вам доведётся заметить оленя (или лося) в расширившихся просветах леса; они поедают всё, пригодное в пищу, чтобы нагулять жир до первого снега, и выглядят так, словно сошли с детского рисунка - квадратные тела выглядят неестественно на длинных и тонких ногах.
Наш дом в Западном Мэне стоит на крутом холме над озером, похожим на длинный палец. Летом мы его не видим, не считая проблесков синего за деревьями во второй половине дня, а в конце зимы оно представляет собой ничем не интересную, засыпанную снегом поверхность. Но в декабре оно внезапно появляется на виду, похожее на поблёскивающий наконечник стрелы под небом, затянутым серыми облаками. Ничего не мешает взору охватить его целиком во всей протяжённости. В таком пейзаже есть некая мрачность, но в то же время безыскусная красота. Когда опадают листья, природа рассказывает свои истории с предельной простотой. Ворохи опавшей листвы не могут скрыть тонкий слой почвы; то тут, то там проглядывают камни, и склоны холмов становятся похожи на кладбища с опрокинутыми безымянными могильными камнями. Все предметы под редкими лучами солнца отбрасывают короткие тени.
Романтики сравнивают цикл смены времён года с циклом человеческой жизни, но я никогда не понимал этого сравнения. Однако теперь, в возрасте пятидесяти одного года, я начинаю думать, что в этом что-то есть. Рано или поздно жизнь делает вдох, замирает и начинает клониться к зиме. Я чувствую это движение. Когда эта мысль грозит раздавить тебя, я думаю о лесах Новой Англии, готовящихся к зиме - когда вы можете увидеть всю широту озера и услышать каждое движение на склоне, спускающемся к воде. Вы слышите всё живое, каким бы хитрым оно ни было, прежде чем снег погрузит мир в молчание.