Найти тему

Путеводитель по творчеству Стивена Кинга (1998)

Оглавление

"Секретные Материалы", 5 сезон, 10 эпизод, "Чинга"

(эпизод телесериала)

транслировался на канале "Фокс" 8 февраля 1998 года

режиссёр Ким Мэннерс, авторы сценария Стивен Кинг и Крис Картер

страница из книги Стивена Джонса "Калейдоскопы Ужасов"
страница из книги Стивена Джонса "Калейдоскопы Ужасов"

"Секретные Материалы" - и родственный ему сериал "Тысячелетие" - были как раз в духе Стивена Кинга, и когда он сказал, что хотел бы написать сценарий одного из эпизодов, всем эта идея пришлась по душе.

Кинг написал сценарий, озаглавленный "Молли", который сильно отличался от того, что был в итоге экранизирован. Описание первоначального сценария можно найти в книге Рокки Вуда "Стивен Кинг: Невошедшее и Неопубликованное". Картер прочёл "Молли" и попросил Кинга внести кое-какие изменения.

Подробнее о сценарии "Молли" в отдельном материале

В итоге у Стивена получился сценарий "Чинга", в котором прослеживаются некоторые сходства с "Молли", но в целом это совершенно новая история. Картер значительно переработал сценарий, поэтому теперь не совсем ясно, в какой степени сохранился оригинальный сюжет Кинга; есть вероятность того, что эта степень совсем мала. Если так, то Стивен Кинг не первый, с кем на телевидении произошло подобное.

Забавный факт: много лет спустя Кинг назвал свою собаку Молли и начал выкладывать в сеть десятки фотографий с подписью "Молли, Воплощение Зла". Я, конечно, сомневаюсь, что он думал при этом о "Секретных Материалах", но полностью исключать этот вариант я бы не стал.

"Дети Кукурузы 5: Поля Страха"

(художественный фильм)

производство компании "Дайменшен", выпущен 21 июня 1998 года

автор сценария и режиссёр - Этан Уайли

-2

В этом фильме снялись Дэвид Кэррадайн, Фред Уильямсон и Кейн Ходдер, и если вы думаете, что фильму это хоть чем-то помогло, то просто вспомните, что тут ещё есть и Алексис Аркетт с Евой Мендес, и у каждой из них в отдельности экранного времени больше, чем у первых троих вместе взятых.

Нет, этот фильм - отстой.

"Чувство, Которое Словами Можно Выразить Только По-Французски"

(рассказ)

опубликован в номере журнала "Нью Йоркер" за 22-29 июня 1998 года

включён в сборник "Всё Предельно" в 2002 году

-3

Всё, что я помню об этом рассказе: дежа вю, самолёт и мне понравилось.

"Кинг и так далее" ("King etc.")

(сборник отрывков)

опубликован в бумажной обложке издательством "Книги и так далее" в августе 1998 года

раздавалась в качестве промо товара в Англии в рамках рекламной кампании романа "Мешок с Костями"

Вот перед вами раритет: 232-страничный сборник отрывков из романов Стивена Кинга за первые 25 лет творческой деятельности. В книге представлены не все романы, а только двенадцать из них.

Содержание:

"Кэрри" - разговор директора Грейла с мистером Харгенсеном, а также сцена разговора Сью и Крис;

"Тёмная Половина" - визит Алана Пэнгборна к чете Бомонтов;

"Колдун и Кристалл" - две сцены с участием Роланда и Сьюзан, а также сцена с Джонасом

"Безнадёга" - Колли везёт Джонни в город

"Долорес Клейборн" - Долорес готовится привести в действие свой план убить Джо;

"Бессоница" - сцена с Ральфом и мисс Перрин;

"Оно" - Бен вступает в Клуб; Билл входит в комнату Джорджи; история Дорси Коркорана;

"Мизери" - Пол сжигает роман "Быстрые Автомобили";

"Сияние" - на Дэнни нападают осы;

"Противостояние" - Фрэн в гостях у Гарольда в Оганквите; Стю знакомится с Гленом;

"Томминокеры" - Гарденер на университетском приёме;

и на то время еще не вышедший роман "Мешок с Костями" - Майк приезжает в "Сару Хохотушку"

Подборка, конечно, очень разношёрстная, но все эпизоды высшего качества. Стоит ли поклоннику творчества Кинга охотиться за этим сборником? Не думаю, но крутизны книги это не отменяет.

"Мешок с Костями"

(роман)

выпущен в переплёте издательством "Скрибнер" 22 сентября 1998 года

-5

Роман "Мешок с Костями" стан началом сотрудничества Кинга с третьим - и, на сегодняшний день, последним - крупным издательством, "Скрибнер". Он работал с "Викингом" на протяжении двух десятилетий, и их отношения разрушила сила, которая разрушает большинство отношений: деньги. В обычных обстоятельствах я бы не стал упоминать об этом, не хватало ещё публиковать в своём блоге слухи и сплетни (коих, кстати, в карьере Кинга было не очень много). Но новости о крупном контракте Стивена подогрели интерес к нему и его новому роману со стороны прессы; эта новость была настолько значимой, что я помню и её и сейчас, двадцать лет спустя.

Ещё я помню, что именно в это время многие люди пересмотрели своё отношение к творчеству Стивена Кинга и его месту в литературе. Верьте мне на слово, потому что дать вам ссылку на источники я не смогу. Но таким это время врезалось мне в память: начиная с "Мешка с Костями" Стивена Кинга стали уважать за его творчество, а не объёмы продаж.

Кто-то может справедливо спросить, а действительно ли "Мешок с Костями" настолько хороший роман, что смог стать причиной этих перемен? А кто-то другой может с полным правом ответить, что да, разумеется. А ещё кто-то возразить: нет, роман не настолько хорош. К этим последним отношу себя и я. Поймите меня правильно: я считаю роман отличным, возможно, даже великим. Но за свою карьеру Кинг написал много других отличных романов, некоторые из которых превосходят "Мешок с Костями". Так есть ли в нём что-то такое, что могло бы заставить читающую публику изменить своё отношение к Кингу в лучшую сторону? Нет, я так не думаю; по меркам Стивена это вполне стандартный роман, только и всего.

Но если дело не в романе, тогда в чём? Я бы сказал, что просто пришло время. Нельзя незаметно для окружающих в течение двадцати лет писать хорошие романы. Ещё я бы добавил, что определённую роль сыграли фильмы "Побег из Шоушенка" и "Мизери". Классные фильмы невозможны без классного исходного материала, и хотя большинство фильмов по Кингу по-прежнему получались дрянными - думаю, публикации в этом блоге наглядно это демонстрируют - но, по крайней мере, между фразами "экранизация Стивена Кинга" и "плохой фильм" всё реже можно было поставить знак равенства. Стоило появиться какой-нибудь дребедени, вроде "Давилки", как тут же появлялся фильм, наподобие "Долорес Клейборн" и приводил весы в равновесие. И тут уже до людей, формирующих наше мнение о кино, стала доходить простая истина, что экранизация Стивена Кинга может быть плохой, потому что она плохо сделана. Другими словами, вины самого Стивена Кинга тут нет.

Мне кажется, с выходом "Мешка с Костями" многие представители СМИ и учёных кругов наконец-то это поняли.

Мы - Постоянные Читатели - пришли к этому гораздо раньше.

Так же вышла аудиоверсия романа, начитанная самим Кингом. Если вам нравится манера чтения Стивена Кинга, вы будете в восторге. Мне не нравится.

Я, чёрт побери, люблю его манеру чтения!

"Смиренные Сёстры Элурии"

(повесть)

опубликована в сборнике "Легенды" в октябре 1998 года (книга в переплёте от издательства "Вояджер", под редакцией Роберта Силверберга)

включена в сборник "Всё Предельно" в 2002 году

-6

"Легенды" представлял собой 700-страничный сборник повестей от авторов, работающих в жанре фэнтези. Примечательно, что повесть Джорджа Мартина из "Песни Льда и Пламени" даже не была упомянута на обложке, хотя, с другой стороны, в то время в этой серии вышла только одна книга ("Игра Престолов"), и было это задолго до того, как до этого эпоса добралась HBO.

Тем не менее, подборка вышла чертовски крутая:

"Смиренные Сёстры Элурии" (Стивен Кинг, "Тёмная Башня")

"Долги Предков" (Терри Гудкайнд, "Меч Истины")

"Человек с Ухмылкой на Лице" (Орсон Скотт Кард, "Сказание об Элвине Созидателе")

"Седьмая Святыня" (Роберт Силверберг, "Маджипур")

"Стрекоза" (Урсула ле Гуин, "Земноморье")

"Дровяной Мальчик" (Раймонд Е. Фэйст, "Война Врат")

"Море и Рыбки" (Терри Пратчетт, "Плоский Мир")

"Межевой Рыцарь" (Джордж Мартин, "Песнь Льда и Пламени")

"Явившийся в Пламени" (Тэд Уильямс, "Память, Скорбь и Тёрн")

"Скороходы Перна" (Энн Маккефри, "Всадники Перна")

"Новая Весна" (Роберт Джордан, "Колесо Времени")

Я не читал ни одну из повестей, кроме Кинга, и, по правде говоря, я побаиваюсь это делать, потому что велики шансы, что я могу подсесть на три-четыре упомянутых цикла. А где взять время?

Что касается "Смиренных Сестёр Элурии", то это приквел, действие которого разворачивается до романа "Стрелок", и хотя для понимания цикла эта повесть не обязательна к прочтению, я считаю, что она заслуживает ознакомления.

"Способный Ученик"

(художественный фильм)

выпущен компанией "ТрайСтар" 23 октября 1998 года

режиссёр Брайан Сингер, автор сценария Брэндон Бойс

-7

По идее, этот фильм должен был бы стать классикой. Его снял Брайан Сингер всего лишь несколькими годами спустя после своего прорыва с фильмом "Обычные Подозреваемые", а в главной роли снялся Иен МакКеллен, который в том же году был признан актёром Оскаровского калибра после выхода "Богов и Монстров".

Я никоим образом не хочу сказать, что фильм плохой, но мне он всегда казался на удивление плоским и беззубым. И сильнее всего это заметно в концовке, которая изменена в сравнении с концовкой повести Стивена Кинга. Тодду в итоге удаётся уйти безнаказанным, и это должно было стать козырем фильма, но почему-то не стало. Он так и остался плоским.

Отчасти это может быть связано с выбором на главную роль Брэда Ренфро, который - да простят меня читатели за то, что плохо говорю о покойном - недостаточно хороший актёр для поставленной перед ним задачи. Он играет без вдохновения, и поэтому всё вокруг него кажется натянутым и не производящим впечатления.

"Подглядывающие за Листьями"

(эссе)

опубликован в номере журнала "Нью Йоркер" за 28 декабря 1998 года

в сборники не включался

-8

Это короткое эссе - всего пять абзацев - в котором Кинг рассказывает о туристах, посещающих его родной штат Мэн

В обычных обстоятельствах я бы не включал в свой обзор столь короткое эссе. Если бы я упоминал все нехудожественные произведения, сравнимые по объёму, этот путеводитель растянулся бы до бесконечности. С другой стороны, это эссе опубликовано в "Нью Йоркере", что может считаться знаком качества. Так что я решил упомянуть о нём.

Тут Кинг пускается в рассуждения: "Романтики сравнивают смену времён года с циклами человеческой жизни - пишет он - Сравнение, которому я не особо верю. И всё же сейчас, в пятьдесят один год, я наконец начинаю понимать его смысл. Рано или поздно, жизнь делает глубокий вдох, замирает, а затем начинает медленно клониться к зиме. Я чувствую, как это время приближается"

Не наталкивает на определённые мысли?

Наступил 1999 год.

"Подглядывающие за Листьями"

Стивен Кинг

Когда я был мальчишкой, в штате Мэн была только одна настоящая туристическая пора: три месяца между Днём Поминовения и Днём Труда. Но в последние годы туристы приезжают к нам и месяц спустя, чтобы наблюдать за осенней листвой. В октябре их автомобили (кажется, по большей части, "Вольво") наводняют просёлочные дороги от Киттери до Форт Кента и медленно ползут вперёд, то и дело съезжая на обочины, чтобы полюбоваться на "пик осенних красок" в нашем Эльдорадо для подглядывающих за листьями. Эти же машины встречаются вам и в Нью Хэмпшире, припаркованные бампер к бамперу, пока их хозяева водят объективами своих "Никонов" по ущельям и оврагам и расходуют фотоплёнку, как сумасшедшие, и дальше на запад, в Вермонте, где на каждом углу стоят ларьки, продающие сидр, возле которых толпятся зеваки из Висконсина и Иллинойса и спорят, где цвет листвы ярче всего (и всегда сходятся во мнении, что самая красивая листва дальше к северу от их места). Но к концу октября, когда листва опадает и обнажаются ветки (которые совершенно не привлекают подглядывающих за листьями), они разъезжаются по домам, праздновать День Благодарения и Думать о Снеге, как гласят наклейки на бамперах их авто. Они вернутся после Нового Года, установив решётки багажников на крышах своих полноприводных машин, уже не как любители листвы, а как болваны на лыжах.

Между отъездом подглядывающих за листьями и приездом катающихся на лыжах есть небольшая пора, которую я научился ценить, лишь прожив больше пятидесяти лет. Стоит тихая погода. Просёлочные дороги пустеют, а редкие машины становятся другими: лесовозы, панельные грузовики, пикапы (набитые тучными мужиками в оранжевых жилетах). В магазинах городков, вроде Ловелла и Сэнбортона беседы становятся более непринуждёнными, в них уже не слышно позёрства и выговора, выдающего приезжих.

Сменяется время года. Повсюду слышатся звуки. Это крошечные зверьки мелкой рысью носятся среди деревьев, делая последние запасы на зиму. В эти недели лес раскрывает свои тайны. Вот, совсем не таясь, по опавшей листве бежит белка; вы отчётливо видите её, потому что больше нет скрывающей зелени, кроме суровых елей и сосен. Возможно, вам доведётся заметить оленя (или лося) в расширившихся просветах леса; они поедают всё, пригодное в пищу, чтобы нагулять жир до первого снега, и выглядят так, словно сошли с детского рисунка - квадратные тела выглядят неестественно на длинных и тонких ногах.

Наш дом в Западном Мэне стоит на крутом холме над озером, похожим на длинный палец. Летом мы его не видим, не считая проблесков синего за деревьями во второй половине дня, а в конце зимы оно представляет собой ничем не интересную, засыпанную снегом поверхность. Но в декабре оно внезапно появляется на виду, похожее на поблёскивающий наконечник стрелы под небом, затянутым серыми облаками. Ничего не мешает взору охватить его целиком во всей протяжённости. В таком пейзаже есть некая мрачность, но в то же время безыскусная красота. Когда опадают листья, природа рассказывает свои истории с предельной простотой. Ворохи опавшей листвы не могут скрыть тонкий слой почвы; то тут, то там проглядывают камни, и склоны холмов становятся похожи на кладбища с опрокинутыми безымянными могильными камнями. Все предметы под редкими лучами солнца отбрасывают короткие тени.

Романтики сравнивают цикл смены времён года с циклом человеческой жизни, но я никогда не понимал этого сравнения. Однако теперь, в возрасте пятидесяти одного года, я начинаю думать, что в этом что-то есть. Рано или поздно жизнь делает вдох, замирает и начинает клониться к зиме. Я чувствую это движение. Когда эта мысль грозит раздавить тебя, я думаю о лесах Новой Англии, готовящихся к зиме - когда вы можете увидеть всю широту озера и услышать каждое движение на склоне, спускающемся к воде. Вы слышите всё живое, каким бы хитрым оно ни было, прежде чем снег погрузит мир в молчание.