Найти тему
Фауна Факт

Девана, славянская богиня охоты

Открыла для себя художника Андрея Шишкина, очень отзываются мне его работы. И вот вижу красивую молодую девушку, сосредоточенную, наготове натянут лук, а голову украшает медвежья шкура. Вау, кто она?

Андрей Шишкин "Девана"
Андрей Шишкин "Девана"

Девана - славянская богиня охоты. Лишний раз убеждаюсь, не зря наши женщины на скаку коня остановят, ну кто ещё станет символом охоты и держать в страхе браконьеров?

Молодая, красивая, воинственная, своенравная дочь Перуна (бог справедливости и грома) и Дивы-Додолы (богиня грозы и небесной влаги).

Андрей Шишкин "Додола"
Андрей Шишкин "Додола"

Охраняя диких животных, сама не прочь была поохотится. Распугивала лесных братьев верхом на коне, сопровождаемая двумя волками. Но главный страх наводила на охотников, строго следя, чтобы охота не была жестокой и только по необходимости. А так выхаживала в зимнюю стужу животных, учила охотится.

Как сейчас её не хватает! Погоняла бы любителей трофейной охоты и поставщиков народной медицины для азиатских стран.

-3

Молодая, горячая, возгордилась своими талантами и захотела свергнуть своего деда Сворога, чтобы править мирами Яви и Прави и быть главной над всеми богами.

Перун пытался уговорить её, но остановить самонадеянную дочку смог только битвой. В битве на копьях и на мечах они были равны. Тогда Девана обернулась львицей и Перун в облике льва победил её. Девана попыталась улететь от него, обернувшись птицей, но отец догнал её в облике орла. Наконец, Девана превратилась в белорыбицу и ушла на дно морское, спряталась от отца. Поймать белорыбицу смогли волшебной сетью, которую сплела Богиня Макошь. Тогда Девана пообещала отцу более не пытаться захватить власть над Богами и слово свое сдержала.

Сколько трансформаций за одну только битву между отцом и дочерью! Славянский мир не мыслил себя без сосуществования с животными и жили с ними на равных, уважая и почитая дикую природу.

-4

Было бы странным, что столь амбициозная богиня успокоилось от проигрыша. Уязвлённое чувство самолюбия не дало ей жить спокойно.

Решила весьма оригинально отомстить всему мужскому роду. На перекрестке рядом с миром Нави она построила дом, где встречала путников. Заманивала их в гости своей красотой и ласковыми речами, а после укладывала спать на подложную кровать – постель переворачивалась и путник оказывался в мире Нави, откуда нет выхода.

В этот раз боги отправили к Деване на переговоры бога огня Семаргла (оберегал посевы, сжигая последний снег на полях, после чего славяне начинают обрабатывать землю). Семаргл привел её к Перуну и сейчас бы все ожидали, что Девану в какую нибудь темницу бросят, но Перун решил проблему достаточно мудрым и жизненным способом.

Андрей Шишкин "Семаргл"
Андрей Шишкин "Семаргл"

Выдал замуж за Святобора, хранителя лесов, защитник Матери-Сырой земли, хранящий гармонию и согласие в природе.

Ещё в глубокой древности возникло убеждение, что нельзя наносить вред природе по глупости или жадности, славяне верили, что владыка Святобор покарает любого охотника, который посягнёт на зверя с детёнышем, каждого рыбака, который ловит рыбу во время нереста. Расплата ждёт того, кто прельстится лёгкой, неправедной добычей.

Капища в честь Святобора не устраивались, их роль выполняли рощи, боры и леса, которые признавали священными и в которых не велась ни вырубка леса, ни охота.

Андрей Шишкин "Святобор"
Андрей Шишкин "Святобор"

Мораль сей басни такова: никаких любовных интриг, женщины наравне с мужчинами, но отец глава семьи. Никто никого не предавал, прежде чем биться-поговорили, а главное вся жизнь их посвящена защите природы. Ну и конечно успокоение и счастье нашли в браке.