Найти в Дзене
Ариаднина нить | Книги

Музыка Средиземья (#20 лет Властелину Колец)

Оглавление
СD-диски с саундтреком к кинотрилогии из моей домашней коллекции.
СD-диски с саундтреком к кинотрилогии из моей домашней коллекции.

Добрый день, друзья-книголюбы!

Идея этой статьи родилась спонтанно. Первоначально я не собиралась ничего писать о музыкальном сопровождении кинотрилогии Питера Джексона, считая (с полным основанием), что на эту тему уже всё давным-давно написано. Однако потом подумала, что всё же поколенческий разрыв в 20 лет для некоторых читателей сделал старые публикации о фильме малодоступными, так что пришла пора напомнить о некоторых любопытных аспектах. Тем более что у меня есть в своём роде уникальный (или хотя бы малоизвестный) материал на тему музыки из «Властелина Колец».

Напомню, что рубрику #20 лет Властелину Колец я посвящаю 20-летию с момента выхода на экраны фильмов Питера Джексона, а отнюдь не свежеиспечённому сериалу от «Амазона». Кстати, судя по отзывам на него, я предсказываю на фоне его впечатляющего падения не менее впечатляющий рост интереса к старым фильмам Джексона. Так давайте добавим ещё один повод к возрождению этого интереса.

***

Думаю, в начале 2000-х годов только ленивый не давал статьям о саундтреках в кинотрилогии «Властелин Колец» очевидный заголовок «Музыка Средиземья».

Что ж, не буду оригинальной и я. Будем считать это данью уважения и нарочитой ретро-стилистикой.

Саундтреки ко всем трём фильмам создал известный канадский композитор Говард Шор.

Говард Шор
Говард Шор

Хотя с момента выхода кинотрилогии он стал поистине мировой знаменитостью (чему помогли несколько «Оскаров» за музыку к «ВК»), уже на момент привлечения его к работе над фильмом Шор был вполне себе известен необычными творениями «с элементами готики и авангарда». Неудивительно, что Джексон, придирчиво выбиравший лучших для своего фильма, пригласил именно его.

Собственно, единственным, что Толкин не придумал относительно своего мира, были нотные партитуры. Потому Шору пришлось работать, так сказать, по аналогии: вспомнить, что сам Профессор, создавая Средиземье, опирался на

«обширные пласты мировой культуры: скандинавскую мифологию, древнегерманский эпос, исландские и ирландские саги. Вот почему у Шора можно встретить и кельтскую тематику, и выраженный элемент григорианских хоралов, и отголоски старинной народной музыки VIII-IX веков».

Примечательно, что Шор сочинял почти всю музыку для фильма (разве что кроме заглавных титровых песен к первой и третьей частям: «May It Be» из «Братства Кольца» исполнила Эния на собственную музыку и слова Ромы Райан, а в создании «Into the Westиз «Возвращения Короля» участвовала Энни Леннокс, исполнившая эту песню). И во многих случаях для песен были сохранены оригинальные тексты Толкина, написанные на эльфийских языках. В других случаях слова были написаны сценаристами Фрэн Уолш (женой Питера Джексона) и Филиппой Бойенс, в том числе и для «Песни Голлума», которую исполнила исландская поп-рок-певица Эмилиана Торрини.

После премьеры «Братства Кольца» (в США в декабре 2001 года, в России в апреле 2002-го) заговорили, что музыка Шора настолько аутентична атмосфере толкиновского мира, что она, видимо, не написана, а угадана композитором и под её звучанье действительно

«созидались некогда легенды таинственной и прекрасной страны».

Неудивительно, что в 2004 году Шор (вместе с Энни Леннокс) получил премии «Оскар» за лучшую музыкальную тему и лучшую песню к фильму «Властелин Колец: Возвращение Короля». Кстати, в трилогию «Хоббит» Джексон тоже пригласил именно Говарда Шора. А ещё Шор сочинял музыку к фильмам «Большой», «Авиатор», «Отступники», «банды Нью-Йорка», «Миссис Даутфайр», «Молчание ягнят», «Сумерки: Затмение» и «Филадельфия».

Разумеется, композитор посещал Новую Зеландию перед началом и в процессе съёмок трилогии (напомню, что все три фильма снимались одновременно, и на момент начала работы в 1999 году исполнителю роли Фродо Элайе Вуду было 18 лет). На премьере заключительной части «Возвращение Короля» в 2003 году Шор вспоминал, что новозеландские впечатления вели его от начала до конца работы над партитурой, как дорога вела Бильбо и Фродо, не позволяя сойти с пути.

Канадец сочинил для трилогии «Властелин Колец» несколько ведущих музыкальных тем, которые, услышав однажды, невозможно забыть. Это и «Распад Братства Кольца» (звучит в первой части, когда Фродо, стоя на берегу, принимает решение оправиться в Мордор один; это мой любимый момент во всей трилогии), «В мечтах» (звучит в титрах первой части), и «Всадники Рохана» (звучит во второй части), и «Множество встреч» (звучит в первой части, когда Фродо просыпается в доме Элронда после того, как его туда привозит Арвен), и, разумеется, тема «Возвращение Короля», которая неоднократно звучит в третьей части (в частности, в сценах у ворот Мордора и коронации Арагорна).

Неудивительно, что его (Шора) партитуры саундтреков к «ВК» столь долговечны и до сих пор (!) с успехом исполняются на концертах по всему миру. Дирижирует на этих концертах сам Говард Шор. С 2003 года состоялось уже более 500 выступлений по миру, и они не прекращаются.

Хорошо сказал о саундтреке Шора известный российский музыкальный критик Константин Рубинский:

«Вот почему прекрасная и очень тонкая музыка Говарда Шора к кинотрилогии «Властелин Колец» может поначалу показаться нам, искушённым меломанам, местами чересчур строгой и «непрозрачной». Талантливейший композитор, Шор не пошёл по пути наименьшего сопротивления, не создал к шедевру Джона Р.Р. Толкиена привычный для многих музыкальный «мармелад». Его музыка оставляет ощущение неподдельности и живой старины именно потому, что не идёт на поводу у слушателя, не захлёстывает его сонмом эмоций и страстей, не указывает пальцем с очевидностью иллюстрации на то или иное чувство или событие. Эта музыка очень аскетична и символична. Она раскрывает свою суть именно в соответствии духовному или физическому труду, проделываемому героями. В ней нет гибкости или игривости, если под игривостью подразумевать заигрывание со слушателем, зато она преисполнена мудрости и глубины. Более того, зачастую она создаёт собственное повествование, развёртывая тему параллельно сюжету, а не просто отталкиваясь от него».

Этот фрагмент взят из предисловия к сборнику нот к фильму «Властелин Колец. Две твердыни» 2003 года. У меня есть ксерокопии первых двух таких сборников (музыка к фильмам «Братство Кольца» и «Две твердыни») и оригинал третьего сборника «Возвращение Короля». Кстати, выше в этой статье тоже приводились цитаты из публикаций Рубинского.

В качестве небольшого подарка для читателей блога «Ариаднина нить» я процитирую ноты нескольких знаковых произведений из двух первых сборников. Пьесы предназначены для фортепиано и голоса. Наслаждайтесь!

В мечтах/In Dreams (Breaking of the Fellowship), из фильма "Братство Кольца":

Рохан/Rohan, из фильма "Две твердыни" ("Две крепости"):

Ваша Ариаднина нить.

#20 лет Властелину Колец