Для начала чтобы понять что такое примитивная вышивка и в чём заключается её суть необходимо знать само определение понятия "примитив".
1. Всякое явление, первоначальное, неразвитое, простое в сравнении с последующими явлениями того же рода.
2. Произведение, относящееся к ранним стадиям развития культуры, со сравнительно слаборазвитыми изобразительными средствами. [От лат. primitivus — первоначальный, первобытный]
Источник: Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999
Ориентируясь на эти понятия примитивную вышивку зачастую считают лёгкой, незамысловатой, но это далеко не так.
Всё началось с того, что на куске ткани рукодельницы пробовали новые узоры для вышивки одежды или особые декоративные швы. Позднее на таких пробниках стали делать запомнившиеся узоры гладью или крестиком, чтобы в дальнейшем использовать их в какой-нибудь своей работе. В результате этого кусок ткани постепенно оказывался заполненным различными вышитыми рисунками, которые могли объединяться общей темой и цветовым решением, а могли оказаться никак не связанными между собой.
Таким образом и появились примитивы, характерная особенность которых заключается в отсутствии перспективы и масштаба, т.е. весь сюжет располагается как бы на переднем плане и напоминает наивный детский рисунок.
Начиная с 16 века, рукодельницы, занимавшиеся вышивкой одежды, стали оформлять примитивы в самостоятельные работы, т.к. они показывали их компетентность в вышивке. Вышивка различных мотивов, шовчиков, узоров и воспроизведение их на куске ткани стало неким "документом", показывающим профессиональность рукодельницы.
Такие перемены произошли из-за появления школ вышивальщиц. Там мастерицы получали ряд обязательных знаний, а не просто учились вышивке в семье или у портного, у которого работали.
В оригинальных примитивах отсутствуют шов "назад иголку" (бэкстич) и декоративные швы.
В истории развития примитивной вышивки занимает важное место религиозная символика. Храмы и монастыри имели собственные школы вышивальщиц, но и за их пределами вышивки на тему религии поощрялись обществом. Вышивальщицы изображали сердца, кресты, пасхальных агнцев, фигуры Девы Марии. Очень часто объектом вышивки становились тексты молитв или отрывки из Библии.
В современных вариантах вышивки примитивов мы наблюдаем также отшивы цитат, стихотворений, интересных выражений. Порой присутствует и бэкстич и декоративные шовчики.
В наше время примитивная вышивка – сэмплер. Изначально их вышивали и крестиком, и гладью. Постепенно сэмплеры менялись и совершенствовались. На них стали вышивать историю рода, фамильные гербы, сцены из фольклора или исторические события. Такими картинами украшали интерьеры замков и передавали работы от поколения к поколению. К мотивам, используемым вышивальщицами сейчас, можно отнести геральдические знаки, архитектуру, растительные орнаменты и изображения животных.
Изначально большие сэмплеры были структурированы вертикально, а разные части отделены широкими бордюрами.
Элементы, которые вышиваются на примитиве имеют своё значение. Т.е., в итоге, сейчас уже это не набор случайных узоров, а продуманный до мелочей сюжет. Но значение мотивов я раскрою завтра, а пока поделитесь своими работами в комментариях и напишите своё мнение об этом виде вышивки.