Ни для кого не секрет, что умные, интересные, яркие личности всегда приковывают внимание окружающих. Они пользуются уважением, вызывают восхищение и легко завоевывают симпатии. Они часто становятся лидерами, не прилагая к этому никаких усилий. Именно такой была принцесса Елизавета Антоновна Брауншвейгская.
Все, кто по указу императрицы в разное время с инспекцией навещал Брауншвейгскую семью, отмечали ум и прекрасные качества принцессы.
Ростом и лицом схожа на мать. (…) Елисавета, кажется, что обхождением, словоохотливостью, обходительностью и разумом далеко превосходит и братьев своих и сестру, и она, по примечанию моему, над всеми ими начальствует: ей повинуются братья, исполняя все то, что бы она ни приказала, например, велит подать стул – подают, прикажет послать слугу – посылают и прочее тому подобное. Она большею частью за всех их говорит и отвечает и поправляет иногда в словах их ошибки
Такую характеристику принцессе Елизавете дал действительный тайный советник Мельгунов, посланный Екатериной II в Холмогоры с особым поручением - собрать сведения о Брауншвейгской семье.
Как можно увидеть из его рапортов на высочайшее имя, Елизавета осталась главой семьи после смерти отца в 1776 году. Братья и старшая сестра признавали ее авторитет, прислушивались к ее словам, не перечили. Именно с принцессой Елизаветой Мельгунов вел долгие разговоры, от которых зависела дальнейшая судьба всего семейства.
Но как она показалась гораздо умнее и острее братьев, то я больше и обращал внимания на нее, ведя с нею по временам разные разговоры / Из рапорта Мельгунова
Судя по многочисленным рапортам, все дети Анны Леопольдовны и Антона Ульриха были интересными личностями и могли бы проявить себя, если бы им это было позволено. Даже тот факт, что воспитываясь в таких условиях, они не озлобились, не потеряли человеческий облик, погрязнув в пьянстве и разврате, не потеряли веру и сохранили духовную чистоту, - уже о многом говорит. Они были образованны, насколько это было возможно среди постоянных запретов, знали многое из того, что им знать не полагалось. Конечно, всем этим они обязаны своему отцу, который сделал все, чтобы они стали такими. Но, как водится в любой семье, где один ребенок – более способный, другой – менее, один – тихий, другой – эмоциональный, в этой семье наиболее способной и эмоциональной была принцесса Елизавета.
Вообще, следует отметить, что природа была довольно благосклонна к женщинам романовской династии. Их рождалось больше, здоровьем они были крепче и умом не обделены. Тонкий ум царевны Софьи, дочери царя Алексея Михайловича, признавали не только сторонники, духовенство, иностранные дипломаты, но даже ее враги. Она умело правила государством в период своего регентства. Старшая дочь царевича Алексея великая княжна Наталья также восхищала дипломатов, вельмож своим умом и духовными качествами. Девушка имела большое влияние на своего брата-императора Петра II. К сожалению, она не успела в полной мере раскрыть свои способности. Великая княжна Наталья умерла в 14-летнем возрасте. Недооцененная историками правительница Анна Леопольдовна – мать Елизаветы Брауншвейгской, по отзывам ее современников, была умна, хорошо образована, любила чтение. Правда, беллетристы и литераторы, вроде Пикуля и Карновича, ее часто упрекают в лености, взбалмошности, неопытности. Однако современные историки, например, Игорь Курукин, все же отдают должное ее уму. Нельзя отрицать факт, что в краткий срок правления Анны Леопольдовны повысился престиж России на мировой арене. Она укрепила мир с извечным в то время врагом России – Турцией. Турция официально признала императорский титул русского государя. Самоуверенные шведы, которые рассчитывали взять реванш и вернуть земли, потерянные ими в ходе Северной войны, потерпели поражение от русской армии при Вильманстранде. Только от коварства алчущей родственницы Анна не смогла защитить свою семью.
Вот и на принцессе Елизавете Антоновне природа не собиралась отдыхать. Но проявить свои природные способности, кроме как в редких письмах и беседах, ей не удалось.
Она могла бы оставить после себя ценные исторические дневники, в которых описывала бы дни пребывания в Холмогорах, если бы ей дозволено было их вести. Она могла бы реализовать свой потенциал, занимаясь благотворительностью, создавая богадельни и госпитали, подобно своим предкам-царевнам. Она могла бы создать свой театр, как ее бабушка – царевна Екатерина Иоанновна. Но ее лишили всего того, что принадлежало ей по праву. Свободы, социального положения, имущества. Ей не суждено было возделывать земли и развивать сельское хозяйство на землях ее прапрадеда царя Алексея Михайловича. К слову сказать, царь Алексей Михайлович в своей вотчине Измайлово еще в то время разбивал обширные виноградные сады, выращивал южные и экзотические фрукты. Его праправнукам дозволялось лишь выращивать горох в скромном огородике архиерейского дома за высоким забором, смиренно просить свободы у «набожной» монархини Елизаветы и «просвещенной» Екатерины II и всеми клятвами заверять узурпаторш, что никогда не посягнут на их власть.
Продолжение читайте далее:
Начало здесь:
#история россии #принцессы #романовы