Найти тему

Как получить образование в дореволюционной России, если ты - женщина?

Из истории женского образования - пост второй. Читайте о внутренней кухне Институтов благородных девиц в нашем предыдущем посте.

Эпо­ха ре­форм середины XIX века по­влек­ла за со­бой пе­ре­ме­ны в об­лас­ти об­ра­зо­ва­ния.

Вопрос об образовании женщин, их положении в семье и обществе был одним из наиболее насущных в 1860-х годах.

Изменялась вся картина жизни страны, усложнялась, более разветвленной становилась ее экономика. Все более ощутимой становилась необходимость в рабочих руках — в женских рабочих руках.

Од­ним из ини­циа­то­ров и раз­ра­бот­чи­ком про­ек­та учеб­ных за­веде­ний для де­во­чек стал Н. А. Выш­не­град­ский, дея­тель­ность ко­то­ро­го под­дер­жи­ва­ла императрица Ма­рия Алек­сан­д­ров­на.

Жен­ские гим­на­зии бы­ли об­ще­дос­туп­ны­ми, бес­со­слов­ны­ми учеб­ны­ми за­ве­де­ния­ми, от­кры­ты­ми для де­тей раз­ных ве­ро­ис­по­ве­да­ний.

Учеб­ная про­грам­ма в це­лом при­бли­жа­лась к про­грам­мам муж­ских гим­на­зий, за ис­клю­че­ни­ем древ­них язы­ков, но это все еще не было высшим образованием.

Урок математики в Серпуховской женской гимназии
Урок математики в Серпуховской женской гимназии

В 1860 году женщины стали впервые приходить на университетские лекции, стремясь учиться и в университетах, и в Медико-хирургической академии.

Министерство народного просвещения в 1863 году отправило в университеты запрос, можно ли допускать женщин к посещению лекций и к экзаменам (соответственно, могли ли они получать ученые степени наравне с мужчинами).

Ответом был категорический отказ — 23 голоса против 2.

Сторонниками женского образования были только Харьковский и Киевский университеты. Они предлагали допустить женщин к обучению официально, в качестве студентов, со всеми правами и обязанностями, а также присваивать им ученую степень.

Петербургский и Казанский университеты предложили компромисс — допустить к обучению женщин как вольнослушателей.

Однако присутствие девушек в университетах взбудоражило общественность и в 1864 году был принят новый Университетский устав, который напрямую запретил женщинам быть даже вольнослушательницами.

В 1868 году около 400 женщин, в том числе из высшего общества, потребовали устроить лекции и курсы для женщин — написав заявление на имя ректора Санкт-Петербургского университета.

Стало зарождаться новое явление — курсистки.

Все курсы для женщин были частной инициативой. Организовывали их прежде всего женщины, причем высших сословий: например, Анна Философова, Надежда Стасова, Мария Трубникова.

Большинство курсисток были обедневшими дворянками. Курсистки переосмысляли себя, изменяли свой внешний облик, подстраиваясь под обучение наукам. Вы же не смогли бы сидеть на лекциях в кринолине и шляпе, как это было положено женщине из общества. Они искали новый образ, создавали стиль серьезной и умной девушки.

"Курсистка" / Николай Ярошенко / 1883 год /
"Курсистка" / Николай Ярошенко / 1883 год /

Так, в городах России начинают создаваться многочисленные курсы для девушек (например, Аларчинские и Владимирские курсы в Санкт-Петербурге, Лубянские курсы и Курсы В. И. Герье в Москве, Казанские, Киевские, Сибирские).

Самыми знаменитыми стали Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге, которые открылись в 1878 как первое высшее учебное заведение для женщин в России.

Первым директором курсов был назначен историк К. Н. Бестужев-Рюмин; в его честь курсы и получили неофициальное название «Бестужевские».

На курсах существовало три факультета: историко-филологический, физико-математический и юридический.

Всего за 32 выпуска (первый выпуск был в 1882 году, а 32-й — в 1916-м году) Бестужевские курсы окончило около 7000 человек, а общее число обучавшихся — включая тех, кто по разным причинам не смог закончить обучения, — превысило 10 тысяч.

Основная часть выпускниц посвятила себя преподавательской деятельности, многие работали в библиотеках и других просветительских учреждениях. Из рядов бестужевок вышло немало выдающихся учёных, писательниц, деятелей общественного движения.

Бестужевские курсы вошли в историю русского просвещения как первое высшее женское учебное заведение университетского типа.

"Не ждали" (первый вариант картины, начат в 1883 году) / Илья Репин
"Не ждали" (первый вариант картины, начат в 1883 году) / Илья Репин

Прекрасно подготовленные выпускницы Высших женских курсов производили неизгладимое впечатление на своих учениц:

В период революционного подъема в нашу гимназию прибыла целая плеяда молодых, только что окончивших высшие курсы учительниц. Они внесли освежающую струю в жизнь всей гимназии. Поселились они все вместе, сняв общую квартиру, где у каждой была своя комната. Свою квартиру они называли “коммуна”

Однако по­ли­ти­ка пра­ви­тель­ст­ва в от­но­ше­нии всех Выс­ших жен­ских кур­сов бы­ла про­ти­во­ре­чи­вой: кур­сы то по­лу­ча­ли раз­ре­ше­ние на от­кры­тие и рас­ши­ре­ние, то под­вер­га­лись за­пре­ту и на го­ды за­кры­ва­лись.

Так, в 1886 году Министерство народного просвещения предписало прекратить прием слушательниц на все высшие женские курсы, мотивируя эту меру необходимостью пересмотра вопроса о высшем женском образовании.

При этом еще в 70-х годах ста­ли от­кры­вать­ся специальные жен­ские учеб­ные за­ве­де­ния: кур­сы Фре­бе­лев­ско­го общества, учительские се­минарии, ри­со­валь­ные, те­ле­граф­ные и ре­месленные шко­лы, кур­сы сте­но­гра­фии, прак­тические кур­сы бух­гал­те­рии и сче­то­вод­ст­ва, фельд­шер­ские, аку­шер­ские и другие кур­сы.

Вообще же со­глас­но все­об­щей пе­ре­пи­си на­се­ле­ния, в 1897 году в го­ро­дах Ев­ропейской Рос­сии до­ля гра­мот­ных жен­щин со­став­ля­ла 38,3%, об­щее сред­нее об­ра­зо­ва­ние по­лу­чи­ло 0,8% жен­щин, спецальное и выс­шее тех­ни­че­ское – 0,001%.

Таким тернистым был путь женского образования в России до начала XX века, который изменит приниженное положение женщины в сфере образования, обеспечив её правом на получение образования наравне с мужчиной.

#история #образование #курс #высшееобразование #учеба