Из истории женского образования - пост второй. Читайте о внутренней кухне Институтов благородных девиц в нашем предыдущем посте.
Эпоха реформ середины XIX века повлекла за собой перемены в области образования.
Вопрос об образовании женщин, их положении в семье и обществе был одним из наиболее насущных в 1860-х годах.
Изменялась вся картина жизни страны, усложнялась, более разветвленной становилась ее экономика. Все более ощутимой становилась необходимость в рабочих руках — в женских рабочих руках.
Одним из инициаторов и разработчиком проекта учебных заведений для девочек стал Н. А. Вышнеградский, деятельность которого поддерживала императрица Мария Александровна.
Женские гимназии были общедоступными, бессословными учебными заведениями, открытыми для детей разных вероисповеданий.
Учебная программа в целом приближалась к программам мужских гимназий, за исключением древних языков, но это все еще не было высшим образованием.
В 1860 году женщины стали впервые приходить на университетские лекции, стремясь учиться и в университетах, и в Медико-хирургической академии.
Министерство народного просвещения в 1863 году отправило в университеты запрос, можно ли допускать женщин к посещению лекций и к экзаменам (соответственно, могли ли они получать ученые степени наравне с мужчинами).
Ответом был категорический отказ — 23 голоса против 2.
Сторонниками женского образования были только Харьковский и Киевский университеты. Они предлагали допустить женщин к обучению официально, в качестве студентов, со всеми правами и обязанностями, а также присваивать им ученую степень.
Петербургский и Казанский университеты предложили компромисс — допустить к обучению женщин как вольнослушателей.
Однако присутствие девушек в университетах взбудоражило общественность и в 1864 году был принят новый Университетский устав, который напрямую запретил женщинам быть даже вольнослушательницами.
В 1868 году около 400 женщин, в том числе из высшего общества, потребовали устроить лекции и курсы для женщин — написав заявление на имя ректора Санкт-Петербургского университета.
Стало зарождаться новое явление — курсистки.
Все курсы для женщин были частной инициативой. Организовывали их прежде всего женщины, причем высших сословий: например, Анна Философова, Надежда Стасова, Мария Трубникова.
Большинство курсисток были обедневшими дворянками. Курсистки переосмысляли себя, изменяли свой внешний облик, подстраиваясь под обучение наукам. Вы же не смогли бы сидеть на лекциях в кринолине и шляпе, как это было положено женщине из общества. Они искали новый образ, создавали стиль серьезной и умной девушки.
Так, в городах России начинают создаваться многочисленные курсы для девушек (например, Аларчинские и Владимирские курсы в Санкт-Петербурге, Лубянские курсы и Курсы В. И. Герье в Москве, Казанские, Киевские, Сибирские).
Самыми знаменитыми стали Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге, которые открылись в 1878 как первое высшее учебное заведение для женщин в России.
Первым директором курсов был назначен историк К. Н. Бестужев-Рюмин; в его честь курсы и получили неофициальное название «Бестужевские».
На курсах существовало три факультета: историко-филологический, физико-математический и юридический.
Всего за 32 выпуска (первый выпуск был в 1882 году, а 32-й — в 1916-м году) Бестужевские курсы окончило около 7000 человек, а общее число обучавшихся — включая тех, кто по разным причинам не смог закончить обучения, — превысило 10 тысяч.
Основная часть выпускниц посвятила себя преподавательской деятельности, многие работали в библиотеках и других просветительских учреждениях. Из рядов бестужевок вышло немало выдающихся учёных, писательниц, деятелей общественного движения.
Бестужевские курсы вошли в историю русского просвещения как первое высшее женское учебное заведение университетского типа.
Прекрасно подготовленные выпускницы Высших женских курсов производили неизгладимое впечатление на своих учениц:
В период революционного подъема в нашу гимназию прибыла целая плеяда молодых, только что окончивших высшие курсы учительниц. Они внесли освежающую струю в жизнь всей гимназии. Поселились они все вместе, сняв общую квартиру, где у каждой была своя комната. Свою квартиру они называли “коммуна”
Однако политика правительства в отношении всех Высших женских курсов была противоречивой: курсы то получали разрешение на открытие и расширение, то подвергались запрету и на годы закрывались.
Так, в 1886 году Министерство народного просвещения предписало прекратить прием слушательниц на все высшие женские курсы, мотивируя эту меру необходимостью пересмотра вопроса о высшем женском образовании.
При этом еще в 70-х годах стали открываться специальные женские учебные заведения: курсы Фребелевского общества, учительские семинарии, рисовальные, телеграфные и ремесленные школы, курсы стенографии, практические курсы бухгалтерии и счетоводства, фельдшерские, акушерские и другие курсы.
Вообще же согласно всеобщей переписи населения, в 1897 году в городах Европейской России доля грамотных женщин составляла 38,3%, общее среднее образование получило 0,8% женщин, спецальное и высшее техническое – 0,001%.
Таким тернистым был путь женского образования в России до начала XX века, который изменит приниженное положение женщины в сфере образования, обеспечив её правом на получение образования наравне с мужчиной.
#история #образование #курс #высшееобразование #учеба