Не люблю, когда насмехаются над моим любимым искусством – Балетом. Кто посмел? Ну, не простой человек. Сегодня опять исторический экскурс, в кои я люблю углубляться. Расскажу одну историю.
Забавно читать, как в первые годы после революции 1917 г. отдельные личности критиковали искусство балета (доставшееся в наследство от императорских театров) за отсталость от жизни и за не современные сюжеты. Забавно потому, что знаешь со своей высоты лет, что классический балет живее всех живых, а то, что предлагали спорщики, осталось в истории неряшливым казусом. Например, в 1925 г. в бывшем Мариинском театре отвергли новое либретто для балета Чайковского «Спящая красавица», автору коего пришла идея, что не дрыхнуть ей надо, а быть, в соответствии с именем, Зарей. И не простой, а Зарей Всемирной революции. (В конце будет ссылка на мою статью об этом).
Дался же им именно этот сказочный балет, про который мамы и сейчас думают, что он для детей… и потом вместе мучаются от его длительности )) Вторым, кто пристал к сюжету «Спящей красавицы», и был герой сегодняшнего рассказа. Итак...
1928 год, лето. Актер театра и кино, начинающий сценарист, амбициозно собирающийся стать кинорежиссером, отдыхает в Гагре. Общается там с молодыми кинорежиссерами. Спорить о кино и его путях им надоело. И наш молодой человек возьми да задумай сочинить для разнообразия сценарий, в который вплетается балет. Да и сам сценарий назвать по имени этого балета – «Спящая красавица».
Звали молодого человека Гриша. Через много лет, стариком, он напишет, что эта затея крепко опиралась на его юношеские впечатления. Вот какой сюжет он предложил кинорежиссерам и позднее написал сценарий.
«Действие происходит в Екатеринбургском городском театре. 1917 год. Канун революции. На сцене театра идет балет «Спящая красавица». По ходу действия сказочная красавица засыпает. В это время на сцену выбегает рабочий-красногвардеец и объявляет, что в Петрограде победила революция.
Буржуазная публика забрасывает вестника революции биноклями. А он с окровавленным лицом продолжает говорить. Через театр прокатываются события тех бурных лет. В нем размещается партизанский отряд – с семьями и всем скарбом. На пюпитрах сушатся пеленки. В медных тарелках литавр подходит тесто. Врываются белые, и закипает бой. В конце концов из хода событий, совершающихся в здании городского театра, можно понять, что революция победила окончательно. Театр заполняет новая публика — победивший народ. А на сцене, будто ничего и не происходило, просыпается красавица в балетной пачке и продолжает танцевать». (В сюжете происходило еще больше событий, чем описано, это в общих чертах).
А все-таки у балета и кино тех времен есть хоть что-то общее. Хотя бы то, что процитировав, я должна пояснить, почему это из хода событий можно понять что-то там (а можно и не понять?). Кино еще было немым. А балет в основном и до сих пор обходится без слов. А если и не обходится, то это… эксперимент? Роспись в беспомощности обойтись только средствами балета? Или... Не будем сильно углубляться в это.
В этом сценарии я насмехался над искусством, которое проспало революцию, – вспоминает Григорий, – и ратовал за искусство, умело отражающее события современности. Классический балет тогда мне казался пережитком, ядовитым плодом дворянской культуры. Что было, то было.
Но поехидничали и над ним.
Ты сам спящая красавица, – сказал ему зам. председателя кинокомитета. – Когда начнешь снимать самостоятельно?
– Скоро. Очень скоро.
Звали нашего героя Григорий Васильевич Александров. Известным он, как понимаете, стал! Как и братья Васильевы, которые первыми услышали его идею тогда, в Гагре.
В 1930 г. на экраны вышел немой фильм «Спящая красавица». Режиссеры – братья Васильевы (на самом деле не братья), автор сценария – Александров. Вам, наверно, будет интересно, был ли кто из балета. Да, «спящей красавицей» была ленинградская балерина Татьяна Вечеслова. Молодая и подававшая большие надежды, 2 года в театре, ученица Агриппины Вагановой, одноклассница и подруга Галины Улановой.
Известно, что фильм частично сохранился, но это не в Интернете лежит.
Друзья мои, вы о нем слышали? Если нет (как и я прежде), значит точно его авторы прославились не им. Да это и так ясно. Время расставило точки.
Засим заканчиваю. И могу еще предложить вспомнить предыдущий, связанный сюжет:
В этом же использовалась в т. ч. книга Г. В. Александрова «Эпоха и кино» (М., 1976).
До новых встреч!