Какие слова в заданиях на словообразование встречаются на ОГЭ чаще всего?
Это: possible, differ, danger, impress и usual!
Как готовиться к заданиям на словообразование? Просто заучивать суффиксы и префиксы крайне неэффективно. Эта информация не воспринимается как единое целое и быстро забывается.
Гораздо результативнее учить слова группами однокоренных слов, разбирая в контексте, почему здесь используется та или иная часть речи и как она образована.
Списки приставок и суффиксов, которые могут встретиться на ОГЭ, мы можем найти в кодификаторе ФИПИ.
А теперь давайте ответим на вопрос: как же развить навыки словообразования? Ответ тут только один: практика, практика и еще раз практика!
В настоящее время все учебные пособия по английскому языку, используемые в школах, содержат упражнения на словообразование. Но их, явно, недостаточно. К сожалению, подобная лексика не циркулируется, а к упражнениям нет комментариев по алгоритмам их выполнения. Чаще всего формулировка заданий к упражнениям следующая: образуйте правильную форму слова и заполните пропуски. А как это делать, ничего не сказано. Поэтому работа над разделом "Словообразование" должна дополняться преподавателем самостоятельно.
Прежде можно использовать таблицы с однокоренными словами, а также таблицы с суффиксами и приставками в английском языке. Полезно составлять такие таблицы в тетрадях, записывая туда часто встречающиеся слова и подбирая к ним однокоренные слова той же и иной части речи.
В процессе необходимо работать не с отдельным словом, а с группой однокоренных слов, подробно разбирая формы и способы, с помощью которых они образованы. Особое внимание уделять тому, какие суффиксы используются для разных частей речи. Рассматривать приставки, указывая на то, что они имеют различные значения.
Выполнять задания на распознавание частей речи: ученики должны уметь определять по грамматическим признакам окружающих слов, какую часть речи нужно вставить в данном контексте.
Подбирать из группы однокоренных слов подходящее слово и вставлять его в пропуск в соответствии с требуемой частью речи.
Образовывать различные слова с помощью приставок, суффиксов, а иногда и одновременно с помощью приставки и суффикса и вставлять в пропуски.
Конечно же, все задания на словообразование необходимо выполнять в формате ОГЭ, то есть на примере целого текста.
Вот основные стратегии выполнения заданий на словообразование:
1. Сначала читаем и переводим предложение и текст;
2. Затем определяем, какое слово пропущено, какая это часть речи. Это можно узнать по месту расположения в предложении, по словам и предлогам, стоящим рядом.
Если нужно вставить существительное, то нужно вспомнить суффиксы существительных, учитывая, в каком числе: единственном или множественном стоит слово.
Если это прилагательное, вспоминаем соответствующие суффиксы и приставки, обязательно рассматривая вариант возможной отрицательной формы.
Если нужно вставить глагол, помимо преобразования слова с помощью суффиксов или приставок, учитываем их временные формы и окончания.
3. Подобрав слово, подставляем его в пропуск и снова перечитываем предложение, проверяя соответствие смыслу.
Следуя этим советам, словообразование станет одним из самых легких заданий. Вы сами убедитесь в действенности данного приема!
Успеха вам и вашим ученикам на экзамене!