Лет 8 назад, кажется, это очень модное и красивое турецкое кино смотрели в каждом доме. А на рынках Анапы во время отдыха почти из любой торговой палатки можно было услышать проникновенные диалоги Александры-Хюррем и Сулеймана.
В то время мои одногруппницы, особенно с кавказскими корнями, всячески старались походить на главную героиню. Кто платок похожий возьмет, кто жгучие чёрные кудри в рыжий выкрасит и прическу подобную сделает, а кто и то самое колечко Хюррем с "АлиЭкспресс" закажет. Мне в то время было очень удивительно, что подражали они той, что по сюжету была славянкой.
Оказалось, интерес к турецким фильмам в целом и к "Великолепному веку" особенно не угас и сейчас. То и дело на дзен-канале "Домашнего" промелькнет нечто остросюжетное из дворцовых интриг.
— За что же так любят этот сериал? — спрашиваю я.
— Ты что, там такая любовь! — отвечают мне.
Да уж. Не хотелось бы такой любви, думаю. Хотя сюжет захватывающий, интерьеры замечательные и костюмы очень красивые, всё же кино это мне показалось очень грустным. Из любви к счастливым концам, безмятежным отношениям и верной любви, я стала искать счастливых героев и в этом сериале. И не нашла ни одного. По крайней мере из ключевых персонажей. Берём только кино как произведение искусства, не вдаваясь в историю.
Александра-Хюррем
В юности на её глазах перебили всю семью и (как она считала) её возлюбленного, насильно увезли и сделали рабыней. После такого пережитого ужаса какой бы высоты не добился человек, очень сложно оставаться безмятежным и счастливым.
Но и к высотам своим девушка идёт с большими потерями. Бесконечные унижения, даже после обретения статуса жены султана, козни, покушения на жизнь, череда соперниц за внимание султана единственного гаранта её сохранности, предательства, постоянная угроза для жизни её детям — это даже неполный список того, что сопровождало "любимую женщину" султана на протяжении всей её жизни.
Незавидная участь всё-таки. Даже меха, бриллианты и власть ситуацию сглаживают мало. По крайней мере, для меня. Хотя когда очень красивая героиня влюбленно смотрит на султана и мужественно преодолевает удары судьбы, успевая остроумно осадить своих недоброжелателей, невольно понимаешь, почему у этой сильной женщины такая толпа подражательниц и поклонниц. Но наверняка не каждая хотела бы такой же судьбы.
Смена актрисы, конечно, не пришлась мне по нраву, но неплохо отобразила превращение из цветущей энергичной девушки в уставшую, проигрывающую самой себе госпожу. Многого удалось добиться: могущества и почти безграничного влияния на самого повелителя, но всё же не удалось стать единственной. Да из всех детей выжил только один, не самый достойный.
Султан Сулейман
Харизматичный голубоглазый актер, исполняющий эту роль, не просто пленил женскую аудиторию сериала, но и придал своему персонажу много благородства и обаяния. Но вот героя его, несмотря на невероятную власть, сосредоточенную в его руках, тоже сложно назвать счастливым. В первых сериях мы видим человека, увлекающегося искусством, имеющего в жизни любовь, дружбу и стремящегося к высоким нравственным идеалам. Мы видим путь человека от молодого правителя, который более всего хочет быть справедливым и великодушным, к подозрительному и всё более одинокому несчастному старику, чьи подданные ждут, когда же его сменит на троне более молодой и сильный шехзаде.
Казнь собственного друга, а затем и сына, вечное чувство вины, постоянные выяснения отношений между любимой женщиной и многочисленной династийной родней, сужение круга доверенных лиц и долгая жизнь, полная опасений предательства. Не такая уж радужная перспектива.
Махидевран
В её несчастье сомнений нет: ни любви, ни свободы, ни сына, ни внука. Не позавидуешь. Когда я только начала смотреть сериал, мне почему-то было жаль Махидевран и совсем не понравилась Хюррем. Потом я поняла, что интересны обе, и просто смотрела.
Эту героиню часто обвиняют в неумении выживать в сети интриг, вечном нытье и обвинении Хюррем, а также в неумелом воспитании сына, ведь многие ошибки в его поведении с отцом-султаном ускорили его конец.
Отчасти я соглашусь со всем этим, однако что же ещё остается женщине, навсегда задвинутой куда подальше и не имеющей возможности покинуть дворец и устроить свою жизнь? Ведь она постоянно была вынуждена наблюдать за счастьем своего любимого с наглой соперницей и её торжеством. Не каждая справится.
Несмотря на массу многочисленных ошибок Махидевран, похвалить её в двух моментах: она замечательно нашла общий язык с матерью и сестрами султана, а также воспитала в своем сыне неподдельное такую любовь и уважение к самой себе, чего не удалось сделать Хюррем ни с одним из своих детей.
Можно предположить, что если бы вместо Хюррем той самой единственной стала Махидевран, династийные тетушки пролили бы крови меньше. Ведь иногда, порядка ради, султан бы принимал на хальвет кого другого, и были бы в гареме мир и взаимопонимание.
Хатидже
Вообще сестрам султана изначально не везло. Они переходили от одного важного визиря к другому в знак особого расположения государя, и никто особо не интересовался, что женщины думают и чувствуют по этому поводу. А вот Хатидже, в отличие от остальных сестер, один раз из множества замужеств удалось побыть рядом с великой любовью всей своей жизни.
И это могла бы быть единственная счастливая женщина из всего сериала. Хотя бы на время, пока Ибрагима не понесет. Но нет. Когда-то поехавшая крыша бедной девушки всё время протекала и портила безоблачное существование даже тогда, когда для того не было причин.
Беспочвенные тревоги, опасная привычка брать младенца с собой спать, завышенная самооценка ("Династия — это я!") и многое другое сделали из потенциально симпатичной и цветущей султанши ноюще-мстительное нечто.
Ибрагим
На первый взгляд, для любимого друга Сулейман не скупился. И сестру доверил, и свою жизнь, а позже — почти всю империю. Непрестанно сыпал свои милости. Прислушивался, проводил время, строил отношения почти на равных. Но что внутри? Как был "любимый брат и друг" рабом, так и остался. "Любящая больше жизни" жёнушка — всё-таки твоя госпожа, да даже детей своих сам назвать не можешь. Ещё и женщины эти: одна ходит и угрожает с наглым видом гадости говорит, а другая всё время ноет, да в неприятности вляпывает. Подросший наследник, надежда всея империи, тоже творит что-то несуразное, а разгребать и отвечать за всё ему, Ибрагиму, "рабу из Парги". Как тут крыше не поехать?
Валиде-султан
В сериале мы застаём момент её величия, когда ничто не угрожает ни ей, ни её сыну. Да и вообще, родственница крымского хана наверняка всегда была на особых условиях в гареме султана Селима, нежели простые рабыни.
Однако жизнь помотала и эту величественную женщину. Вечная борьба. Сначала за жизнь сына, а после — битва с его женщиной за влияние на него и сохранение устоявшихся порядков. Сын отдалился, дочь с прибабахом. Прочие разъехались. Даже поговорить не с кем. Всякие там Гюльфемы не в счет.
Михримах
В одном из монологов дочь Сулеймана отмечает, что все сокровища мира у её ног и любой её каприз будет исполнен. Но какой в этом толк, когда ты всё равно — разменная монета в политических играх?
Ни красота, ни богатство, ни влиятельность, ни обожание мужа не делают счастливой Михримах. Она время от времени пытается бунтовать и предпринимает попытки устроить личную жизнь, но всё тщетно.
В итоге, как выяснилось, жертва была напрасна. Да, Мустафу удалось отодвинуть, но это Михримах провернула бы и без Рустема. А муженёк всё равно будет делать по-своёму после смерти могучей матушки. Да ещё и неверным окажется. Многие скажут, что не дождался взаимности. Но ведь ему никто её не обещал. Прекрасно знал, как к нему относится девушка. И ему счастья этот брак тоже не принесет.
Сыновья султана
Интересное положение у каждого из них. С одной стороны почести, роскошь, внимание отца. Отношение с придыханием со стороны династийных тетушек (особенно возились с Мустафой). С другой стороны постоянное ожидание собственной смерти и соперничество с другими братьями.
Мне из всех погибших сыновей более всего было жаль Мехмеда. Он был честен и мил. Возможно, он мог бы стать неплохим султаном, чего не скажешь о других.
Баязет был неуравновешенным, "верный и безвинно казненный" Мустафа стал водиться с непонятными людьми, желавшими свержения и смерти его отцу. Джахангир слишком много умничал. Из Селима получилось то, что получилось.
Иные персонажи
Ни сестры, ни дети, ни наложницы — никто не счастлив в этом сериале. Кроме, пожалуй, повара Шекера-аги.
Во время одной из бесед с Айбиге Хюррем советует ей уехать из дворца подальше и поскорее и никогда не возвращаться. Как раз по причине этой безысходности, которую так сразу и не разглядишь за ослепительным блеском роскоши.
Интересно, почему в сериале нет счастливых персонажей? Потому, что за драмой интереснее наблюдать или потому, что создатели хотели показать глубину мысли: за всё приходится платить. И чем ближе к власти, тем ближе к погибели?
Что Вы думаете об этом? Смотрели сериал? Кто стал Вашим любимчиком?
#кино #великолепный век сериал #досуг #счастье #размышления