Найти тему
Евгений Трунов

Запуск речи и коррекционно-абилитационные технологии.

Я, как человек, который постоянно постоянно занят работой с детьми с ОВЗ, регулярно сталкиваюсь с броскими заголовками типа "Запуск речи у неговорящий детей". Я решил поразмышлять: что же кроется за авторскими методиками и семинарами?

Во-первых, самый главный вопрос, приходящий на ум, выглядит так: а что вообще подразумевается под речью? Как мне кажется, в обывательском представлении предполагается, что речь - это полноценный развернутый диалог. Эдакий small talk, когда можно с ребенком обсудить что готовить на обед или узнать, как обстоят дела в детском саду. Если нет диалога, то ученик получает статус "он у нас не говорит" или "говорит, но речи нет". Еще есть вариант "молчун", то есть разговаривает, но редко, коротко и неохотно.

Второй вопрос, терзающий мой разум, связан с ожиданиями. Что клиенты в итоге ожидают получить? Что они воспримут как прогресс в рамках педагогической методики? Если изначально стартовые представления о том, что такое речь сильно разнятся, то и ожидания будут плавать.
Кто-то приходит с отдельными словами, кто-то со слогами. Есть и те, кто поступает вообще без произвольных изолированных звуков.

Или вот еще момент. Слово "запуск" подразумевает некоторые быстрые, интенсивные и краткосрочные вмешательства. Мол, вот мы сейчас запустим, пойдёт динамика. А дальше что? Ведь нельзя же запускать 2 года подряд? Тогда уже не запуск получается, а предполётная подготовка.
Да и после успешного старта нет гарантий, что полученный успех будет развит.

Зачастую ранние плоды вмешательства в действительности являются устраненной (или частично устраненной) педагогической запущенностью. Дети с нарушениями развития - не самые простые ученики. Когда ребенок впервые попадает в рамки системной и методичной коррекционной помощи, то динамика гарантированно будет вне зависимости от вида подхода\ методики\ формата обучения.

Из предыдущего абзаца логично вытекает проблематика маркетинга. "Запуск речи у неговорящих детей" - звучит обнадеживающе и вместе с тем очень конкретно. В конце концов центрам и специалистам надо как-то продавать своё мастерство, особенно если оно гарантированно несет пользу. Однако, если захотите увидеть настоящий "запуск", то имеет смысл посмотреть на введение альтернативной коммуникации. Я имею в виду PECS (система коммуникации с помощью картинок).

Если ребенок более-менее сохранен в моторной и сенсорной сферах, то он сможет легко воспринять такую систему коммуникации. И тогда родитель прямо воочию увидит, как развивается коммуникация ученика. Да, это не общение с помощью голоса, но динамика может быть потрясающей. При идеальном стечении обстоятельств буквально за день дитё меняется, так как получает возможность коммуницировать не с помощью истерик, а с помощью ясных и понятных просьб.

Регулярно не учитываются возможности и способности самого ученика. А ведь для того, чтобы методика "хорошо легла", она должна попасть на благодатную почву. Я могу навскидку описать следующие навыки, которые понадобятся, чтобы получить быстрый "запуск". Вот примерный перечень:

1 Сохранность сенсорной и моторной сферы.
2 Высокий уровень сотрудничества и послушания.
3 Достаточно сформированные навыки в области имитирования и готовность имитировать новые модели. Особенно это касается эхо-реакций (то есть чисто повторение услышанного).
4 Общая терпимость к неуспеху и психическим нагрузкам.
5 Способность достаточно долго концентрироваться на педагоге.

Краеугольным камнем практически любой "авторской" методики будет использование доступных для ученика вокальных топографий реакций типа "дай", "бух", "пить", "мууу", "ко-ко-ко" и т.п. Далее, в зависимости от типажа ученика, вызов этих топографий будут завязывать либо на конкретные мотивационные стимулы, либо на процесс (а-ля игра).
Соответственно, те, кто "потяжелее" будут говорить МУУУ потому, что хотят просматривать один и тот же мультик про корову, а кто "полегче" - будет говорить МУУУ потому, что без этого не произойдет развития сюжета в кукольном спектакле.
Надеюсь, что вы уже догадались, что PECS работает на технологии, подходящей для учеников первой группы.

Другими словами - можно много раз изобретать велосипед, но принцип его работы все равно будет одним и тем же. Отличия заключаются только в дизайне, качестве материалов и наворотах. Есть, конечно, и тонкости, но о них мы поговорим в следующий раз.