Кто благороден, тот от злой обиды
Своим не изменяет убежденьям.
Нам надо помнить о заветах предков
И следовать их мудрости старинной.
Цюй Юань
По итогам опиумных войн и тайпинского восстания власть цинской имперской бюрократии значительно ослабла. К тому же империи пришлось внедрять государственные институты европейского образца, под руководством европейцев, естественно. Кто ж еще научит этих странных людей с косичками европейским премудростям. А европейцы всегда стремились туда, где денежные потоки.
Основной центр международной торговли с Китаем сложился в провинции Гуандун. Все здесь было рядом-британская колония Гонконг, португальская Макао, "открытый порт" Кантон (Гуанчжоу).
В соответствии с «Кантонской системой», существовавшей с 1757 по 1842 год, заморская торговля была монополизирована через систему «Кохонг». Иностранцы были заперты в районе «Тринадцать факторий», а торговлю с ними вели китайские торговые дома-хонги под присмотром цинского чиновника-хоппо. Они отвечали за сбор и перечисление в казну всех налогов и таможенных платежей, а также оплачивали войска, охраняющие торговый район и суда купцов.
Основными товарами, проходившими через «Тринадцать факторий», были ткани (прежде всего нанка и шёлк) и чай (чёрный и зеленый). Также в факториях активно покупали китайский фарфор, пряности (прежде всего кассию), шёлк-сырец и «тутенаг» (сплав меди, цинка и никеля).
В середине века основной товарооборот переместился в Гонконг и Шанхай, под защиту британского флота и подальше от тайпинов. Но в Кантоне в 1866 году сохранялось еще представительство 18 иностранных фирм.
Десятилетия войн привели к расцвету местный бизнес по пиратству и контрабанде. Целые пиратские кланы делили власть и добычу в регионе от Гонконга до Бирмы. Торговцы платили пиратам дань, а отряды головорезов грабили приморские поселения и даже ставили там свою власть. При этом среди главарей пиратов были и европейцы и американцы, уж очень выгодным был сей бизнес. В пираты переквалифицировались и местные рыбацкие общины. Флоты каждой пиратской банды состояли из десятков и сотен вооруженных джонок, а количество бандитов измерялось тысячами и десятками тысяч. Надо отметить, что тогда ни цинские ни европейские военные моряки пиратов в плен не брали.
В условиях слабой центральной власти вся тяжесть борьбы против пиратов легла на местного губернатора. Конечно, британские корабли из Гонконга периодически прореживали пиратское поголовье, но силы были неравны.
В 1866 году Жуй Линь, наместник Гуандуна, купил в Великобритании и Франции шесть (по другим данным семь) деревянных паровых судов, приспособленных для несения патрульной службы в прибрежных водах: «Фэйлун», «Чжэнь-хай», «Дэнцин», «Суйцзин», «Аньлань» и «Чжэньтао».
Они стали основой растущей Кантонской флотилии, ориентированной на борьбу с пиратами и контрабандистами. В 1884 году в строю было уже 36 кораблей и судов. Правда к середине 80-х годов лишь один корабль из 11 имел водоизмещение в 800 тонн, а остальные-до 170 тонн. Параллельно с помощью европейцев в регионе была создана военная промышленность для обеспечения оружием местной армии и флота. В 1874 году в Гуанчжоу был создан свой Арсенал.
Первые три корабля были приобретены вице-королем Лянгуана через британское консульство в Кантоне. Это были три однотипные британские композитные канонерские лодки. «Фэйлун» ("Летающий дракон"), «Аньлань» и «Чжэньтао»- имена, которые они получили в Кантонском флоте. Наместнику они обошлись в 23300 лян за первый и по 46 067 лян каждый за остальные два ( по другим данным каждый из трех кораблей обошелся в 23-23,5 тысячи лян за штуку).
«Фэйлун» (Фэй Лунг, Фейлон) Fei Lung(Fēilóng;Feiloong 飛龍). Доставлена в Кантон с января по февраль 1867 года. Погиб во время тайфуна 22 сентября 1874 года
«Аньлань» Лан, Анлан, An-Lan安瀾, Ан Нэн или Аулан. Бывший Kwang Tung (廣東). Построен в Англии William Denny and Brothers, Думбартон в 1856-1859 годах. Спущена на воду 13.4.1868 года. Собран в Гонконге и доставлен в Кантон с августа по сентябрь 1868 года. Списан в 1929 или в 1885
«Чжэньтао» Чэнь Тао, Жентао, Zhentao, Chen tao 鎮濤. Бывший Shang Tung (山東)Построен в Англии William Denny and Brothers, Думбартон в 1856-1859 годах. Собран в Гонконге и доставлен в Кантон с августа по сентябрь 1868 года. Списан в 1929 или 1918.
Водоизмещение 439/450 длинных тонн (457 тонн). Размеры 42,67 х 7,01 х 2,74 м. Длина 154 фута (47 м).
Паровая машина, 3 цилиндрических котла, 1 винт, 245- 265 л. с. Скорость 7 узлов (9,3 для «Аньлань» и «Чжэньтао»). 45 тонн угля. Экипаж 43 человека (60-67 или 80 на «Аньлань» и «Чжэньтао»)
Вооружение- 1 × 70-фунтовая пушка Армстронга, 2 × 20-фунтовая пушки, 2 × 18-фунтовая пушки, 2 × 12-фунтовая пушки. По другим данным на 1874 год у «Фэйлун» 5 орудий, а у остальных двух- 1 × 70-фунтовая 7 дм пушка Армстронга и 2 × 20-фунтовые пушки RBL или 1- 210 мм, 2- 102 мм орудия.
Композитные корпуса, деревянная обшивка по железному каркасу. Вооружение-7 пушек
Первыми китайскими командирами канлодок стали Хэ Гуанъяо (何文堯) для «Фэйлун», Хуан Тинъяо (黃庭耀) для «Аньлань» и Фань Гантин (范幹挺) для «Чжэньтао».
«Фэйлун» погиб 22 сентября 1874 года во время гонконгского тайфуна 1874 года у мыса Шуй Мун. Погибли все 43 члена экипажа. «Чжэньтао» в 1901 году перевооружен на 4- 37 мм, 4 скорострельных орудия Гочкиса, две полевых пушки.
Следующие три корабля также были бывшими английскими канонерками. Две британские канонерские лодки класса Dapper/Gle /Albacore после Второй опиумной войны были приобретены для Кантонского флота, например Suiqing ( Sui-ching или Sui-tsing).
«Суйцзин», Суй Чин, Sui- Ching(綏靖), Suiqing. Построена в Англии Получена в 1867. Списана в 1916 (1918).По другим данным пропал в море в 1886 году.
«Чжэнь-хай» Chen Hai Zhenhai(鎮海). 1860-е. Списан 1874. Машина использована при постройке канонерской лодки "Haichangqing"("Хайчанцин" (文長清) в июне 1877 года.
Водоизмещение 350 тонн. Размерения 34*8*2,2 м. Корпус деревянный.
Паровая машина, 200 и.л.с. Скорость 8 узлов.
Вооружение- 1 160 мм, 4 114 мм орудия Армстронга.
«Дэнцин» Tien-Tsiw Tientsin Тянь-Циу.Cheng Qing (澄清)Тяньцзинь (天津). Лэйрд, Биркинхед, Англия, 1863. Погиб в 1884 году.
Водоизмещение 448 тонн. Размерения 45,72*7,62*3,86 м. Корпус железный. Три мачты, парусное вооружение.
Паровая машина вертикальная, 320 и.л.с. Скорость 9,5 узлов.1 винт. 2 котла. Экипаж 70 человек.
Вооружение- 1 160 мм 64 фнт, 4 114 мм 32 фнт пушки Уитворт.
Точный состав Гуандунского флота до начала 1880-х годов неизвестен. Согласно британским источникам с 1865 по 1885 год было пятнадцать небольших военных судов, а также минимум семь кораблей, купленных за границей.
Существуют отрывочные упоминания об отдельных таможенных кораблях Кантонской флотилии этого периода:
Kua Hsing. Спущен на воду 1869. Вступил в строй 1869.Колесный. Топливо-каменный уголь. Первый китайский таможенный крейсер с железным корпусом. Судьба корабля неизвестна.
Fei Hoo . Спущен на воду 1869. Вступил в строй 1869.
Peng Chao Hai ( Peng-Hао-Hai(蓬州海). Канонерская лодка.Таможенный крейсер с композитным корпусом. Построен в Англии, Лэйрд, Лондон. Спущен на воду 1869. Вступил в строй 1869. В 1891 перевооружен новыми орудиями Армстронга, в 1913 списан.
Водоизмещение нормальное 600/790т. Длина 54,86 м. Ширина 7,32 м. Осадка 3,05 м.
Паровая машина, 500 и.л.с. Количество валов 1. Топливо-каменный уголь. Скорость 12 узлов. Экипаж 100/120 человек.
Вооружение 2 x 1 - 121 мм/22 Armstrong 40 фунтов BLR, 2 x 1 - 95-102 мм/22 Armstrong 20 фунтов BLR.
Ling Feng. Построен в Китае.1869.Таможенный крейсер с композитным корпусом. Судьба корабля неизвестна
Водоизмещение нормальное 319 тонн. Длина 39,7 м. Ширина 7,38 м. Количество валов 2. Топливо- каменный уголь
Вооружение 2 x 1 - 95 мм/22 Армстронг 20 фунтов BLR.
Chi-King и Chen-Shui.1867. Таможенные суда.Разобраны в 1885 году.
Водоизмещение 80 тонн, размерения 22 х 5,9 х 1,8 м. Паровая машина, 20 (17) и.л.с. Скорость 5 узлов.Вооружение-2 орудия.Корпус деревянный.
Ken-Che, Tsing-Po, Ching-Tsing, Tsi-Hu. 1868. Канонерские лодки.Построены в Англии (Эльсвик, Армстронг).Таможенные суда Кантонской флотилии. Списаны в 1901-1902 годах.
Водоизмещение 180 тонн, размерения 32 х 6 х 1,82 м. Паровая машина, 100 и.л.с, скорость 8 узлов.Вооружение- 3 легких орудия, впоследствии состав вооружения менялся.Корпус железный.
Kuang-An, Tsing-An. Строились в Англии (Армстронг). 1868.Канонерские лодки.Таможенные суда Кантонской флотилии.Списаны в 1901 году.
Водоизмещение 120 тонн, размерения 27 х 5,8 х 1,4 м. Паровая машина, 80 и.л.с, скорость 8 узлов.Вооружение- 2 легких орудия. Корпус железный.
Chung-Tong, Sae-Tsing. Строились в Англии (Армстронг). 1868. Канонерские лодки.Таможенные суда Кантонской флотилии. Списаны в 1901 году.
Водоизмещение 140/160 тонн, размерения 31 х 6 х 1,46 м. Паровая машина, 100 и.л.с, скорость 8 узлов.Вооружение- 3- 5 легких орудия (состав вооружения менялся). Корпус железный.
Lieng-Chi. Канонерская лодка.Строилась в Англии (Армстронг) для Кантонской таможенной службы.1869. Списана в 1889 году.
Водоизмещение 200 тонн, размерения 30 х 7,5 х 2 м. Паровая машина, 180 и.л.с, скорость 10 узлов.Вооружение- 3 легких орудия. Корпус железный.
Для Китая в 1839 году начался "Век унижения", продлившийся до 1949 года. Крупные мировые державы делали в Китае все что хотели. Даже императорская таможенная служба была под плотным управлением британскоподданных. Китайцам, правда, разрешили убивать других китайцев, промышлявших пиратством. Но под английским контролем.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам