Во-первых, о «стеклянных червях» — тянущихся на тысячи километров под пустынями Марса тоннелях. Это — самое интересное, но — увы. Ничего рассказать не могу, ибо сам впервые слышу о них. Несомненно, это великая и захватывающая загадка Красной планеты, головоломная, начиная с вопроса, как об этих тоннелях стало известно? Марсоход в них заехать не мог. Связь бы пропала сразу.
Во-вторых же, о Фаэтоне. Наряду, может быть, с Атлантидой это — удивительный, достойный внимания феномен. Ибо возможность существования планеты на месте Главного Пояса Астероидов допускалась — и не более того — наукой. Но уже около века не допускается. Известно, что на заре Солнечной системы планета просто не сформировалась в этом — рассеянном гравитацией Юпитера — кольце.
Тем не менее, Фаэтон упрямо живёт в мире альтернативном, гарантированно всплывая во всякой теории, вообще затрагивающей космос. Луны иногда падают, иногда нет, но Фаэтон, как и Атлантида, — константа. Нельзя без них.
Нельзя, потому что, «катастрофа» — центральный мотив в любом порождении альтернативной мысли. Всё всегда объясняется катастрофой, — мгновенными, а не закономерно накапливающимися тысячи (миллионы, миллиарды) лет изменениями. Подход позволяет поднять драматический накал повествования, а закономерности просто не знать.
...И да. Катастрофа обязательно должна быть недавней, — происходящей на исторической памяти, имевшей очевидцев. Такая, о которой известно будет только по древнему кратеру — не годится. Ибо повлиять события архейского эона на что-либо интересное и понятное альтернативному уму не могут. Да он и не знает, что такое «архейский эон».
Но тут проблема. Гипотеза «Фаэтона», в бытность свою научной, не предполагала, что планета разрушилась только что. Нет — не позже 4.4 миллиардов лет назад. Ибо известно, что позже крупных катастроф в Солнечной системе не происходило. Разрушение планеты дало бы тучи обломков. Гигантские же кратеры на безатмосферных телах, таких как Луна, позже 4.2 миллиардов лет назад не образовывались.