Найти в Дзене
Кофе с Кандинским

Разбор картины: "Ночной дозор"

Сегодня говорим про шедевр Рембрандта: почему дозор стал ночным, в каком месте Амстердама действует стрелковая рота и о том, в чем сходство этого произведения с картиной Ильи Репина.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Ночной дозор. 1642. Рейксмузеум, Амстердам
Рембрандт Харменс ван Рейн. Ночной дозор. 1642. Рейксмузеум, Амстердам

Полное название этой картины звучит как "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга", но, согласитесь, "Ночной дозор" звучит куда эффектнее. Однако на самом деле, «дозор» совсем даже и не ночной. Потемнение лака со временем дало этот живописный эффект, а Рембрандт изобразил дневную сцену.

В те времена, когда "большой голландец" писал свой шедевр, Нидерланды еще вели войну за независимость (в целом борьба за самостоятельность страны заняла около 80 лет). Однако, как это ни парадоксально, батальный жанр у голландцев был особо не в чести – они предпочитали жанровую живопись и портреты. Групповой портрет стал особенно популярным, многие гильдии заказывали художникам написать своих видных представителей. Они чувствовали гордость за свою независимость от королевской власти Испании, они были самоуверенны и старались предстать таковыми для потомков.

Многие исследователи пытались, но так и не смогли определить конкретную точку в Амстердаме, где происходит действие картины. Изображенные здания существуют в реальности, но по отдельности, Рембрандт сочинил городской пейзаж специально для «Ночного дозора». То, что перед нами город Амстердам, определяется еще и по флагу в руках одного из героев. На флаге видны три креста, изображенные на гербе этого города.

Амстердам в те годы был активно развивающимся городом. В 1585 году здесь проживало 35 000 человек, в 1631 году, когда Рембрандт переехал сюда, в городе насчитывалось 115 000 жителей, а в 1642 году, когда создавалась картина, их было уже 150 000. Колоссальный рост для XVII века, и объяснялся он бурным экономическим развитием страны.

Ночной дозор. Фрагмент картины
Ночной дозор. Фрагмент картины

Мужчина, простирающий руку вперед, - это капитан Франц Баннинг Кок, на нем изящный кружевной воротник и красная перевязь, а в руке посох – символ его военного статуса – и перчатка – символ статуса социального. Любопытно, что господин Кок был сыном бедных эмигрантов, но сумел выбиться в люди и достичь больших высот в обществе – его карьера стала примером того, как в быстро растущем Амстердаме можно было сделать себе имя и славу.

Рембрандт изобразил момент, когда капитан дает адъютанту, приказ к началу марша. Можно было бы подумать, что они идут защищать город, но это не так. Амстердам в те годы уже не подвергался осаде. Кроме того, люди на картине слишком шикарно одеты, чтобы готовиться к реальной битве. Перед нами скорее почетный караул, красивая церемония.

Ночной дозор. Фрагмент
Ночной дозор. Фрагмент

Девушка с курицей – очень странный персонаж. По фигуре – ребенок, по лицу – взрослая женщина, причем ее внешность очень сильно напоминает Саскию, жену художника. Исследователи придерживаются разных версий по поводу того, что олицетворяет эта девчушка: одни считают, что она что-то вроде богини победы, другие – что петух, которого она несет, отсылает к старой эмблеме гражданской гвардии (на ней была куриная лапка). В общем, довольно загадочная фигура.

Мировая слава к «Ночному дозору» пришла не сразу. Современники это полотно не оценили, от парадного портрета тогда ждали совсем иного: четкого изображения гордых и смелых людей, строгой композиции и гладкой живописи, а Рембрандт изобразил странную сцену, в которой не пойми что происходит, все двигаются вразнобой, выражения лиц своеобразны, да и еще ярко освещены второстепенные герои, которых там вовсе быть не должно. Полотно, предполагавшееся для большого зала Стрелкового общества, вскоре было перенесено в помещение поскромнее и даже обрезано, лишь спустя много лет ценители искусства смогли пересмотреть это произведение Рембрандта.

Кстати, «Ночной дозор» такая же многострадальная картина, как и «Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина. Полотно Рембрандта трижды подвергалось атаке вандалов, дважды картину пытались порезать и один раз облить кислотой.

#рембрандт #искусство #картина #ночнойдозор #живопись #амстердам #портрет #илья репин #голландия