Найти в Дзене

В Самару! "Синдром Петрушки" и усадьба "забытого сословия"

Как там Дина Рубина в романе «Синдром Петрушки» писала о Самаре? «Самара казалась мягкой и извилисто-женственной: тянулась, как кошка, вдоль реки, привалясь к ее боку…». И еще: "Наконец показались своды павильона Троицкого рынка ... Тетка жила на Ленинградской, одной из центральных улиц старой Самары; ее домик был как раз в том квартале, что отделял собой местную пешеходную зону от Запанской... Широкая и низкая арка вела в небольшой, засыпанный снегом уютный двор, дальней границей которого был палисадник теткиного дома. Голые прутья сиреневых кустов, два вишневых деревца в снегу – весной и летом тут бывало красиво."

Действие разворачивается и в Самаре
Действие разворачивается и в Самаре

Что касается вытянутости Самары вдоль Волги – видимо, Дина Ильинична в Волгограде не бывала! Еще почему-то легендарного самарского обитателя Пиню Гофмана в романе отправила проживать во Львове. А что касается тетушкиного дома – знатоки города догадываются, что речь в «Синдроме Петрушки» идет об объекте культурного наследия на Ленинградской, 110 – особняке мещан Коноваловых.

Самарская усадьба братьев Коноваловых. Автор фото - Наталья Маслова
Самарская усадьба братьев Коноваловых. Автор фото - Наталья Маслова

Вообще стереотипным считается образ Самары не мещанской, а купеческой, ставший одним из брендов нашего города. На рубеже 19-го и 20-го веков самарское купечество представляло собой сообщество не слишком многочисленное, но обладавшее огромным влиянием не только на экономическое развитие, а вообще на все стороны губернской жизни. Добившиеся успеха крупные предприниматели жертвовали огромные суммы на общественные дела, меценатство и благотворительность были нормой и считались почти обязанностью. И город хранит в своей памяти в основном имена тех соотечественников или пришельцев, которые сумели сколотить капитал и построить свои особняки на его центральных улицах.

Самарская мещанская семья. Фото 1880-х
Самарская мещанская семья. Фото 1880-х

А данные первой Всеобщей переписи населения за 1897-ой год сообщают, что на рубеже веков в почти стотысячной Самаре купеческое сословие составляло 1076 человек обоего пола – чуть больше процента. Основная же часть населения принадлежала к сословию мещан.

Мещанство, как мы знаем, до 1917-го обозначало сословие городских жителей. Появились они в 15-м – 16- м веках во времена становления русского государства, когда выросла потребность в посадских ремесленниках и мелких торговцах. Официальный статус мещане получили в 1785-м году при Екатерине второй и характеризовались как «городовые обыватели» и «среднего рода люди» , причем для причисления к сословию был установлен не самый низкий имущественный ценз – 500 рублей.

-4

Об их прежней жизни известно немного – мещане не оставили после себя дворцов, заводов и произведений искусства. Они просто трудились, служили, стремились к благосостоянию, содержали свои большие семьи, верили в Бога, почитали царя и любили Отечество. Сословие, кстати, отличалось динамичностью развития – пополнялось в основном за счет крестьян, а еще в мещанство записывались отставные военные, обедневшие купцы. После отмены в 1863-м году низшей 3-ей гильдии купечества, приписанные к ней купцы автоматически стали мещанами. Разбогатевшие же мещане без проблем входили в купечество.

Арка проезда во двор, описанный в романе Дины Рубиной
Арка проезда во двор, описанный в романе Дины Рубиной

В Самаре, как и в других городах, мещанам принадлежала основная часть недвижимости, большинство малых предприятий тоже были мещанскими , вносили немалый вклад в тогдашний ВВП и приносили значительную часть налогов и податей. Спектр самарских «мещанских» профессий был обширным – столяр, портной, кучер, домохозяин, слесарь, сапожник, торговец, кузнец, кухарка, горничная, дворник, фельдшер, машинист, виноторговец и содержатель пивной лавки!

Уличные ворота  (фото Натальи Масловой)
Уличные ворота (фото Натальи Масловой)

И при всем этом самое большое городское сословие, как говорят историки, «абсолютно исключено из географического образа и культурного ландшафта города». Мещанское прошлое горожан как-то стерлось из их исторической памяти – но, к счастью, сохранились еще места, атмосфера которых отсылает к заповедным дореволюционным временам.

Балкон (фото "Все дома России", автор - Наталья Маслова)
Балкон (фото "Все дома России", автор - Наталья Маслова)

Одно их них – та самая усадьба мещан братьев Коноваловых на нынешней Ленинградской 108-110. Состоит из трех двухэтажных зданий, два из которых расположены рядом на Ленинградской, а третье – за ними, во дворе, описанном в «Синдроме Петрушки» . Все дома выдержаны в едином эклектическом стиле. С левой стороны нарядного «главного» здания в уровне первого этажа расположена широкая лучковая арка проезда во двор, декорированная замковым камнем, а над ней – выступающий балкон с кованой решеткой и арочным дверным проемом, такие же арочные окна второго этажа обрамлены пилястрами. С противоположной стороны от арки – полукруглые ступени ведут к входной двери, завершенной лучковой аркой. Края фасада обрамлены рустом, как и часть фасада с аркой, а венчает здание многоярусный карниз. Фасадный декор выполнен из кирпича и выделен светлым колером на более темном фоне.

Дом в глубине усадьбы. Первоначальный козырек увы, утрачен
Дом в глубине усадьбы. Первоначальный козырек увы, утрачен

Более скромный дом рядом – каменно-деревянный – так же с проездной аркой. Стены второго этажа обшиты тесом, оконные проемы и карниз украшены ажурной пропильной резьбой. Кирпичный фасад дома, расположенного в глубине двора, декорирован в том же стиле пилястрами, надоконными сандриками и карнизом с поребриком.

Двор усадьбы. "Веранды" на втором этаже появились уже в советское время
Двор усадьбы. "Веранды" на втором этаже появились уже в советское время

Вот такая усадьба «забытого сословия». В этом образце «мещанской картины мира» все просто, рационально, удобно и красиво. Можем догадаться, что дома служили доходными , а их владельцы мещане Николай и Яков Коноваловы по роду занятий являлись «домохозяевами»

Фото "Все дома России" (автор фото - Наталья Маслова)
Фото "Все дома России" (автор фото - Наталья Маслова)

Кстати, негативное восприятие понятия «мещанство» сейчас уже практически ушло, и вернулись его прежние идеи – семья, дом, дело, вера.

p.s. Догадка о связи усадьбы Коноваловых с романом Дины Рубиной принадлежит известнейшему самарскому фотографу Наталье Масловой.

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете