Найти в Дзене

Женщины на картинах Леонардо да Винчи

Оглавление

Леонардо да Винчи, "Джиневра де Бенчи", 1474-1478, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, США. Фрагмент.
Леонардо да Винчи, "Джиневра де Бенчи", 1474-1478, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, США. Фрагмент.

Жизнь и творчество Леонардо да Винчи были детально проанализированы искусствоведами и историками. Тем не менее, биография гения эпохи Возрождения все еще таит в себе загадки, одной из которых является тот факт, что на четырех из пяти сохранившихся портретов изображены женские фигуры. Кто женщины эти на картинах Леонардо да Винчи?

На протяжении всей своей жизни художник был страстно увлечен и вдохновлен женщинами, по крайней мере, об этом говорят его полотна. Эта особая привлекательность, возможно, больше связана с тем, как он решил их изобразить. Мы должны помнить, что до Да Винчи художники эпохи Возрождения писали портреты, в которых доминировали мужчины, а женщины изображались поверхностно, олицетворяя лишь внешнюю красоту. Вместо этого женское изображение Да Винчи было первым, которое изучало личность, характер и индивидуальность женщин. Он продемонстрировал в своих картинах, что женщина не только символ красоты, но и человеческое существо.

Его инновационная техника, которая представляет это сложное изображение женщины, которая фокусируется на выражении лица, интенсивности взгляда и языке тела, объясняется в его "Трактате о живописи", где Леонардо дает конкретные рекомендации о том, как изобразить женскую фигуру:

“Женщины должны быть изображены в скромных и сдержанных позах: колени довольно близко, руки прижаты друг к другу или сложены вокруг тела; их головы смотрят вниз и слегка наклонены набок. Чтобы полностью передать красоту их лица, вы не должны выделять какие-либо мышцы жесткими линиями, но позвольте мягкому свету скользить по ним и незаметно заканчиваться восхитительными тенями: из этого возникнет изящество и красота лица. Откажитесь от искусственных локонов и причесок, иначе вы уподобитесь тем, у кого всегда есть зеркало и расческа в качестве советника, в то время как ветер, когда он треплет и спутывает их элегантно уложенные волосы, является их величайшим врагом. Изобразите волосы, которые воображаемый ветер заставляет играть вокруг юных лиц, и украсьте головы, которые вы рисуете, вьющимися локонами разных видов ”.

1. Дама с горностаем

Леонардо да Винчи, "Дама с горностаем", 1489-1490, Музей Чарторыйского, Краков, Польша.
Леонардо да Винчи, "Дама с горностаем", 1489-1490, Музей Чарторыйского, Краков, Польша.

На первом женском портрете Леонардо да Винчи, написанном в Милане около 1479 г., изображена 15-летняя Чечилия Галлерани. Она наиболее известна как "Дама с горностаем". По мнению искусствоведов, животное было символом покорности и доброты. Здесь изображение горностая приобретает символическое значение, представляя качества культурной женщины, которая с ее огромной страстью к музыке и литературе оказала большое влияние на культуру того времени.

Жест контроля, которым молодая женщина управляет длинным змеевидным телом животного, предполагает ее доминирование над мужчинами. Между тем, взгляд ее глаз со слегка косым взглядом завораживает и привлекает наблюдателя.

2. Джиневра де Бенчи

Леонардо да Винчи, "Джиневра де Бенчи", 1474-1478, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, США.
Леонардо да Винчи, "Джиневра де Бенчи", 1474-1478, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, США.

Леонардо нарисовал образ этой молодой женщины, которая вышла за рамки всех патриархальных условностей своего родного города. Она была дочерью богатой флорентийской семьи, но Да Винчи одел ее в простую одежду, чтобы зрители сосредоточили все свое внимание на лице молодой женщины. Джиневра де Бенчи смотрит на нас, ее серьезный взгляд направлен прямо в глаза смотрящего. В записке, написанной на обратной стороне деревянной панели, Леонардо заявил, что она была не только красивой, но и добродетельной. Мы могли бы сказать, что выражение ее лица является прекрасным примером фразы “глаза - зеркало души”.

3. Мона Лиза

Леонардо да Винчи, "Мона Лиза", 1503-1505, Лувр, Париж, Франция.
Леонардо да Винчи, "Мона Лиза", 1503-1505, Лувр, Париж, Франция.

Самый известный женский портрет в мире, "Мона Лиза", также называемая "Джоконда", была одной из любимых картин Леонардо, и он носил ее с собой до самой смерти. Сегодня картина выглядит довольно мрачно, в тусклых оттенках коричневого и желтого. Возможно, когда-то картина была ярче и красочнее, чем сейчас. Это потому, что Леонардо использовал технику, известную как сфумато (размывание острых краев и контуров путем смешивания цветов), чтобы оставить уголки глаз и рта в тени. Именно с помощью этой техники он создал "выражение эмоциональной двусмысленности Моны Лизы" и загадочную улыбку, которые очаровывали и очаровывают всех, кто посещает Лувр.

Мифическую женщину звали Лиза Герардини, или Лиза дель Джокондо, или даже Монна Лиза. Она родилась в 1479 году в знатной флорентийской семье и вышла замуж за богатого торговца шелком Франческо дель Джокондо. От него у нее было пятеро детей, умерла она в 1542 году.

4. Леда и Лебедь

Леонардо да Винчи, "Этюд для Леды и Лебедя", ок.1503-1510, Коллекция Девоншир, Чатсуорт-Хаус, Бейквелл, Великобритания.
Леонардо да Винчи, "Этюд для Леды и Лебедя", ок.1503-1510, Коллекция Девоншир, Чатсуорт-Хаус, Бейквелл, Великобритания.

Леонардо не только писал портреты сильных женщин, он также придавал форму и воплощал в жизнь концепцию “эротической женщины”. "Леда и лебедь" - одна из самых провокационных обнаженных картин, когда-либо созданных им. В этой сцене Леонардо представляет обнаженную натуру, которая наводит человеческий разум на мысль о “доступности” и сексуальности.

Ни одна из оригинальных картин Леонардо "Леда и лебедь" не сохранилась, но существует множество произведений искусства и копий, основанных на его композиции, таких как приведенная ниже работа Чезаре да Сесто.

Чезаре да Сесто (копия с Леонардо да Винчи), "Леда и Лебедь", 1515-1520, Уилтон-Хаус, Солсбери, Великобритания.
Чезаре да Сесто (копия с Леонардо да Винчи), "Леда и Лебедь", 1515-1520, Уилтон-Хаус, Солсбери, Великобритания.

Женщины Леонардо да Винчи не только красивы

Видение художником женщин граничило с богохульством для многих его современников. Тем не менее, это позволило ему создавать шедевры и изменить представление о женщинах в то время. Он показал женщин загадочными, недоступными, милыми, чувственными, неуловимыми, двусмысленными или ироничными. Однако, самое главное, он показал их с характером, умом, раскрыв в значительной степени их прекрасную душу.