(Продолжение. Начало здесь).
Помимо старинного замка и во многом сохранившихся улиц с застройкой в югендстиле, Инстербург-Черняховск примечателен еще и тем, что здесь были проведены одни из первых в Германии троллейбусных линий.
Причем они выходили далеко за пределы города, например, одна вела в пригород Шприндт, застроенный в 1920-30-е годы частными домами.
В городе было множество казарм (связистов, артиллеристов, танкистов, пехотинцев), а поблизости располагался аэродром с бомбардировщиками.
Так что троллейбусы перевозили в том числе служащих Вермахта и Люфтваффе почти до самого окончания Второй мировой войны!
Почему-то в интернете ходит информация, что первые троллейбусы появились в Инстербурге в 1926-27 году.
На самом деле, это произошло десятилетием позже, хотя теоретически действительно могло случиться и раньше.
Городская электростанция появилась в Инстербурге еще в 1904 году.
А немецкий изобретатель Вернер фон Сименс представил в пригороде Берлина Халензе свой «электромот» (прототип троллейбуса) аж в 1882 году!
В России первые испытания троллейбуса прошли в Санкт-Петербурге в 1902 году.
Однако фотосвидетельства говорят все же в пользу более поздней даты – 1936 года.
Центром пересечения всех линий стала главная площадь города Старый рынок (Альтер Маркт), где были устроены два пути и разворотная петля.
Троллейбусное депо находилось в районе станции местной узкоколейки – Кляйнбанштассе (ныне улица Железнодорожная).
Вначале использовались 3 машины «Даймлер-Бенц» («Мерседес») на 26 сидячих и 15 стоячих мест.
Затем к ним добавились еще 3 «Бюссинга» на 29 сидячих и 13 стоячих мест. Использовалось электрооборудование от АЭГ.
С начала Второй мировой войны (в 1939-44 годах) применялись 3 троллейбусных поезда с прицепами.
Первый участок длиной почти 8 км от Визенвега до Шприндта через центр города хорошо показал себя. Так что от Старого рынка до вокзала по Гинденбургштрассе (ныне улица Ленина) в 1938 году провели двухпутный участок в 1,2 км с разворотом у вокзала.
От вокзала же на военный аэродром Флигерхорст вела почти 6-километровая линия.
И даже под конец Второй мировой войны, в 1944 году инстербургские троллейбусы, как и питерские трамваи, все еще продолжали действовать. Более того, была введена в эксплуатацию новая линия.
Но она красноречиво вела до конечной остановки Новое кладбище. И только зимой 1944-45 года троллейбусному сообщению в Инстербурге пришел конец.
Как минимум один из 3 «Бюссингов» был передан в Польшу: в 1944 году он попал в Ольштын, а в 1947 – в Гдыню. Также в Гдыню в 1945 году попали 2 «Мерседеса».
Можно добавить, что и сейчас в соседней с Калининградской областью Литве троллейбусы используются весьма активно.
Например, в Каунасе они ходят до загородной конечной остановки на так называемом Каунасском море (местное водохранилище) у монастыря Пажайслис. Также есть фуникулер, созданный в 1930-х годах все той же АЭГ.
(Окончание следует).
Также на канале: