Найти тему

Троллейбус для Вермахта и Люфтваффе

(Продолжение. Начало здесь).

Помимо старинного замка и во многом сохранившихся улиц с застройкой в югендстиле, Инстербург-Черняховск примечателен еще и тем, что здесь были проведены одни из первых в Германии троллейбусных линий.

Открытие первой троллейбусной линии в Инстербурге в конце 1936 года. Конечная остановка Шприндт.
Открытие первой троллейбусной линии в Инстербурге в конце 1936 года. Конечная остановка Шприндт.

Причем они выходили далеко за пределы города, например, одна вела в пригород Шприндт, застроенный в 1920-30-е годы частными домами.

«Электромот» (прототип троллейбуса).
«Электромот» (прототип троллейбуса).

В городе было множество казарм (связистов, артиллеристов, танкистов, пехотинцев), а поблизости располагался аэродром с бомбардировщиками.

Итальянский троллейбус в 1906 году.
Итальянский троллейбус в 1906 году.

Так что троллейбусы перевозили в том числе служащих Вермахта и Люфтваффе почти до самого окончания Второй мировой войны!

Один из ранних троллейбусов в 1916 году.
Один из ранних троллейбусов в 1916 году.

Почему-то в интернете ходит информация, что первые троллейбусы появились в Инстербурге в 1926-27 году.

На самом деле, это произошло десятилетием позже, хотя теоретически действительно могло случиться и раньше.

«Мерседес» на Норденбургенштрассе. 1936 год.
«Мерседес» на Норденбургенштрассе. 1936 год.

Городская электростанция появилась в Инстербурге еще в 1904 году.

Салон инстербургского троллейбуса «Мерседес». 1936 год.
Салон инстербургского троллейбуса «Мерседес». 1936 год.

А немецкий изобретатель Вернер фон Сименс представил в пригороде Берлина Халензе свой «электромот» (прототип троллейбуса) аж в 1882 году!

В России первые испытания троллейбуса прошли в Санкт-Петербурге в 1902 году.

Поворот троллейбуса у замка Инстербург по дороге со стороны Шприндта в центр города. Угол Мюлендамм и Театерштрассе. Около 1936 года.
Поворот троллейбуса у замка Инстербург по дороге со стороны Шприндта в центр города. Угол Мюлендамм и Театерштрассе. Около 1936 года.

Однако фотосвидетельства говорят все же в пользу более поздней даты – 1936 года.

То же место в наши дни.
То же место в наши дни.

Центром пересечения всех линий стала главная площадь города Старый рынок (Альтер Маркт), где были устроены два пути и разворотная петля.

Дорога со стороны Шприндта в наши дни.
Дорога со стороны Шприндта в наши дни.

Троллейбусное депо находилось в районе станции местной узкоколейки – Кляйнбанштассе (ныне улица Железнодорожная).

3 троллейбуса «Мерседес» на Старом рынке Инстербурга. 1937 год.
3 троллейбуса «Мерседес» на Старом рынке Инстербурга. 1937 год.

Вначале использовались 3 машины «Даймлер-Бенц» («Мерседес») на 26 сидячих и 15 стоячих мест.

«Мерседес» на Старом рынке в 1937 году. Видна реклама местного крепкого пива.
«Мерседес» на Старом рынке в 1937 году. Видна реклама местного крепкого пива.

Затем к ним добавились еще 3 «Бюссинга» на 29 сидячих и 13 стоячих мест. Использовалось электрооборудование от АЭГ.

«Мерседес» на Старом рынке в 1937 году. Видна сцепка для прицепа.
«Мерседес» на Старом рынке в 1937 году. Видна сцепка для прицепа.

С начала Второй мировой войны (в 1939-44 годах) применялись 3 троллейбусных поезда с прицепами.

Троллейбус на Гинденбургштрассе (ныне улица Ленина). Около 1936 года.
Троллейбус на Гинденбургштрассе (ныне улица Ленина). Около 1936 года.

Первый участок длиной почти 8 км от Визенвега до Шприндта через центр города хорошо показал себя. Так что от Старого рынка до вокзала по Гинденбургштрассе (ныне улица Ленина) в 1938 году провели двухпутный участок в 1,2 км с разворотом у вокзала.

Схема троллейбусных линий Инстербурга.
Схема троллейбусных линий Инстербурга.

От вокзала же на военный аэродром Флигерхорст вела почти 6-километровая линия.

И даже под конец Второй мировой войны, в 1944 году инстербургские троллейбусы, как и питерские трамваи, все еще продолжали действовать. Более того, была введена в эксплуатацию новая линия.

Инстербургский троллейбус за городом.
Инстербургский троллейбус за городом.

Но она красноречиво вела до конечной остановки Новое кладбище. И только зимой 1944-45 года троллейбусному сообщению в Инстербурге пришел конец.

-19

Как минимум один из 3 «Бюссингов» был передан в Польшу: в 1944 году он попал в Ольштын, а в 1947 – в Гдыню. Также в Гдыню в 1945 году попали 2 «Мерседеса».

-20

Можно добавить, что и сейчас в соседней с Калининградской областью Литве троллейбусы используются весьма активно.

Например, в Каунасе они ходят до загородной конечной остановки на так называемом Каунасском море (местное водохранилище) у монастыря Пажайслис. Также есть фуникулер, созданный в 1930-х годах все той же АЭГ.

Билет на троллейбус со схемой линий.
Билет на троллейбус со схемой линий.

(Окончание следует).

Также на канале:

Где в России прокатиться на уникальном дизель-поезде?
Записки путешественника7 июля 2019

(Окончание следует).