В то время как Соединённое королевство погрузилось в скорбь связи со смертью Королевы Елизаветы ll, деятели индустрии моды отдают дань уважения монарху с самым долгим правлением в истории.
Королева правила 70 лет и июне нынешнего года отмечала Платиновый юбилей - четырёхдневные празднования по всей Британии и в странах содружества имеющих с государством тесные связи.
И хотя ее здоровье последние годы ухудшалось, Королева продолжала работать, исполняя общественные и личные обязанности.
Ранее на этой неделе, она попросила 15того Премьер-министра Лиз Трасс сформировать правительств после ухода Бориса Джонсона, а двумя днями позже скончалась в своём шотландском замке в окружении семьи.
В пятницу утром Букингемский Дворец сообщил что траур продлиться семь дней с момента похорон которые пройдут в следующий понедельник 19 сентября.
Смерть Королевы эхом отозвалась а мире моды, и представители индустрии всячески воздают почтение ее памяти в интервью и социальных сетях.
Королева Елизавета стала источником вдохновения для многих дизайнеров от Вивьен Вествуд и Ричарда Куина, до Алессандро Микеле.
Микеле был одним из первых дизайнеров отдавшихся дань уважения, опубликовав фотографию в личном аккаунте, а у Gucci появилась фотография Елизаветы на лошади и в шёлковом платке. Несмотря на то что Елизавету чаще можно было увидеть в Hermes. Есть определённая параллель между фирменным повседневным образом Королевы и возрождённым дизайнером новой эстетикой Gucci.
Очень похожие шарфы ни раз появлялись в шоу бренда. А в интервью для New Yorker в 2016 году Микеле озвучил мысль что: «Королева одна из самых необычно людей в мире».
Другой итальянец - Риккардо Тиши также является поклонником королевы, называя ее элегантность квинтэссенцией английскости, над которой он работал в Burberry.
«Она — одна из самых элегантных, уместных и грациозных фигур в мире, и она является частью того, что делает Великобританию таким очаровательным местом для меня, потому что она — антитеза мятежности, которая также присутствует здесь», — сказал Тиши в интервью Telegraph в прошлом году.
И действительно, многие дизайнеры признают особый стиль монаршей особы.
Так в 2000 во время королевского визита в Рим, Миучча Прада отозвалась о Елизавете: «Она одна из наиболее элегантных женщин в мире». В 2014 Карл Лагерфельд, комментируя стиль Королевы сказал: «Она никогда не выглядит смешно. Она безупречна».
Вневременная элегантность, далеко не самый волнующий фактор для дизайнеров. И постоянство образа королевы подтолкнуло некоторых в более смелые эксперименты.
Посмотрите на коллекцию Кристофера Кейна Acid Spring 2011, где силуэты Нормана Хартнелла (кутюрье королевы) сталкиваются с неоном - метко названа сестрой дизайнера «Принцессой Маргарет под кислотой».
Или взглядиние на весеннее шоу Эрдема Моралиаглу 2018 года, вдохновленное встречей молодой Елизаветы, с Эллингтоном в 1958 года которую он переосмыслил как танцевальную вечеринку Лилибет в клубе «Коттон».
Извечная бунтарка и разрушительница привычных образов Вивьен Вествуд все делал по своему. В 1977 году она и ее партнер Малкольм Макларен создали футболку с надписью «Боже, храни королеву» и испорченным портретом.
Вествуд маневрировала между уважением и бунтом. В 1987 она сделала коллекцию Harris Tweed явный трибьют королевской власти, а годами позднее пришла на вручение ордена (надо отметить по всем правилам этикета, чего от неё никто не ожидал) без нижнего белья (этого тоже никто не ожидал)
Возможно, противоречие, присущее позиции Вествуд, не так уж и удивительно. Королева была удивительным человеком и иконой британского истеблишмента. Эту сторону исследовали и другие дизайнеры. В 2008 году футболка Вествуд и Макларена «Боже, храни королеву» обрела новую жизнь в виде искаженного принта, появившегося в коллекции Александра МакКуина «Девушка, которая жила на дереве», отражавшей британскую колонизацию Индии.
В 2018 году Ричард Куинн продемонстрировал свой фирменный максимализм с цветочными ансамблями шарфов и пуховиков, вдохновленный замком Балморал. В том же 2018 Королева первый (и единственный) раз вышла на подиум, чтобы вручить модельеру первую премию королевы Елизаветы II за британский дизайн.
«смерть является моментом большой печали для меня и для всей нации. Ее наследие никогда не будет забыто. Для меня было честью встретиться с ней, и я навсегда запомню это».
Joan Burstein основатель и почетный председатель Университета Брауна и декан кафедры Британского модного ритейла, родилась несколькими месяцами раньше Королевы в 1926 году и имела с ней много общего включая любовь к сумкам Launer.
«Я думала у нас было соглашение вместе дойти до 100. Мы все ощущали как будто знали её. Это было большой привилегией познакомиться когда я получала свою CBE (The Most Excellent Order of the British Empire).
Донателла Версаче, Стелла Маккартни, Пол Смит, Виктория Бекхэм и многие другие деятели индустрии выразили соболезнования в соц. сетях.
«Мы потеряли одну из величайших женщин в мире. Ее Величество королева Елизавета II показала нам, как нужно жить», — написали Versace.
«Она жила с изяществом, силой духа, трудолюбием, верностью и добротой. Она была источником вдохновения для всех нас. Я выражаю глубокие и личные соболезнования королю Карлу III и всей королевской семье».
Маккартни опубликовала черно-белое изображение королевы с одной из ее лошадей, написав:
«С большой печалью мы сегодня оплакиваем кончину Ее Величества Королевы. От имени команды Стеллы Маккартни я хотел бы выразить искренние соболезнования королевской семье».
Джорджио Армани написал
«мне очень трудно внезапно представить мир без Елизаветы II, королевы Елизаветы в коллективном воображении. Думаю, для всех тех, кто за эти долгие годы правления полюбил ее, хотя они и не британцы. Идея монархии всегда заставляет мечтать: она связана и с историей, и со сказками».
Он добавил, что она представляла собой
«воплощение королевы: уравновешенную, верную, невозмутимую, несмотря на неизбежные скандалы. Она была символична даже в самом маленьком жесте. Как дизайнер, я всегда восхищался ее очень личной манерой одеваться и общаться, а также ее сдержанностью. Я бы никогда ничего не изменил в ней».
Но не все молодые лондонские дизайнеры одинаково смотрят на произошедшее. Они, конечно, не были так активны в социальных сетях, как их предшественники.
Без сомнения, официальный период траура будет иметь влияние на Неделю моды в Лондоне да и на индустрию в целом. Но так же нельзя отрицать, что многие дизайнеры появившиеся в последние годы, имеют постколониальную идентичность. Естественно, они с меньшей вероятностью считают британского монарха иконой стиля. Некоторые из их произведений открыто борются с наследием империализма, символом которого так же валяется монархия Британии владевшая когда-то половиной мира. Слишком многие помнят период когда страна была не просто метрополией. Неся цивилизацию, культуру и свои «ценности»,она забирала при этом не только ресурсы и будущее, но и культуру и прошлое. Не верите, загляните в Британский музей или в коллекцию семейных или личных украшений королевы.
Символизм как бы мы его не отрицали, имеет огромное влияние и в политике тоже.
Правление новой премьерши омрачено печальным событием. Восшествие на трон Чарльза, меняет расстановку сил. Ведь в свои 73, он вряд ли будет воспринят как значительный мировой лидер, слишком уж долго он находился в тени матери. Да и конфликты внутри семьи никуда не делись, а полагаю лишь усилятся со смертью матриарха, удерживавшего всё своей личностью.
Мир изменился и продолжает меняться. Британия не исключение.
В политическом прогнозе я не силён, но что касается вопросов внешнего вида, маловероятно, что британская королевская семья когда-либо снова будет иметь такое же влияние на моду.