Еще жрецы Древнего Египта до нашей эры лечили людей, у которых наблюдалось патологическое состояние тоски. А в Древней Индии считалось, что уныние вызвано одержимостью, поэтому специально обученные жрецы занимались изгнанием злых духов. Ранее называемая меланхолией, а ныне – депрессия (от латинского глагола deprimere – «давить»), обладает долгой историей. Само слово «депрессия» было введено как термин в 1856 году Л.Делазио, а к 1860-м годам оно появилось в медицинских словарях для обозначения физиологического и метафорического снижения эмоциональной функции.
Меланхолия
Термин «меланхолия» впервые был введен Гиппократом.Он обозначил так один из четырех темпераментов человека и болезнь одновременно. Гиппократ писал: «Страх и печаль, если они долго длятся и не вызваны житейскими причинами, происходят от черной желчи». Он также описал симптомы, характерные для меланхолии – отвращение к пище, уныние, бессонница, раздражительность и беспокойство. Гиппократ впервые сделал попытку классифицировать различные состояния меланхолии: по его мнению, есть меланхолия, которая вызвана внешними событиями, и меланхолия, которая возникает без видимой причины (аналогично с экзогенной и эндогенной депрессией в наше время). Гиппократ связывал накопление черной желчи с осенне-зимним периодом и говорил, что именно в этот период усиливается «печаль, тревога, подавленность, уныние, бессонница, отвращение к пище и склонность к самоубийству». Он лечил меланхолию специальной диетой, давал больным настой мандрагоры и морозника – средства со слабительным и рвотным эффектом, что способствовало «освобождению» организма от черной желчи.
Скорбь
Позднее Цицерон писал о скорби, что «тело поддается лечению, для души лекарств не имеется». Цицерон считал, что часто собственными силами невозможно выйти из глубокой депрессии, а лучшим лекарством является время, вместе с тем нельзя полагаться только на время. Он считал наилучшим средством для лечения депрессии беседы со страдающим.
Бред
В 100-200-х годах до нашей эры Клавдий Гален, личный врач Марка Аврелия, подробно описал меланхолический бред. Он расширил идею Гиппократа о четырех темпераментах до девяти. В одном из них преобладает меланхолия, но не как патология, а как нечто естественное. Он считал, что черная желчь поступает в мозг и высушивает его «как темнота проникает в душу». Так же Гален считал одной из причин меланхолии подавленную сексуальность, поскольку в таком случае в мозг проникают вредные пары от сдерживаемой половой жидкости.
Божья кара
В Средние века меланхолия определяется как состояние, которое не проникнуто милостью и благодатью божьей, а психические заболевания в целом воспринимаются как наказание Божье. Церковь средневековья считала, что если человек, отпавший от божьей благодати, может вызвать соблазн у других, и потому его следует удалить из сообщества верующих. Сначала это было отлучение от церкви, а позднее – штраф, тюремное заключение, а если это не помогало, то его просто сжигали на костре.
Тоска по великому и вечному
Мыслители эпохи Возрождения освободили меланхолию от греховного смысла. Известный итальянский философ и филолог Марсилио Фичино (1433-1499) писал, что меланхолия – это тоска по великому и вечному. Он говорил, что люди творчества чувствуют тоску более остро и благодаря этому могут глубоко и точно чувствовать природу вещей. Фичино и сам страдал от тяжелых приступов меланхолии, во время которых впадал в такое отчаяние, что его друзьям приходилось приводить ему его же собственные доводы. Он также боролся с болезнью с помощью специальной диеты, физических упражнений и музыки.
В 17 веке английский ученый Роберт Бертон предположил, что с меланхолией можно бороться с помощью здорового питания, достаточного количества сна, музыки и "осмысленной работы", а также разговоров о проблеме с другом. В 18 веке гуморальная теория меланхолии все чаще подвергалась механическим и электрическим объяснениям. Ее объясняли идеями замедленного кровообращения и истощения энергии. Однако немецкий врач Иоганн Кристиан Хайнрот утверждал, что меланхолия была душевным расстройством из-за морального конфликта внутри пациента. Ближе к 19 веку тосковать и скучать становится привычно и даже модно. То, что некогда было смертным грехом, достойным осуждения, превратилось сначала в болезнь, а затем в утонченную эмоцию, которая стала источником вдохновения для авторов большинства произведений современной литературы.
Маниакальная депрессия
В 20 веке немецкий психиатр Эмиль Крепелин первым выделил маниакальную депрессию. Он объединил почти все типы расстройств настроения в маниакально-депрессивный психоз. Крепелин предположил, что в основе депрессии патологии головного мозга, но также проводил различие между ее эндогенными (внутренне обусловленными) и экзогенными (внешне обусловленными) типами. Примерно в 1980 году Крепелин дал определение термину маниакальная депрессия, которая также известна как биполярное расстройство. Это состояние психического здоровья вызывает у людей перепады настроения – эмоциональные взлеты и падения.