Найти в Дзене
Культурный Хаос

Французы и арабы - кто кому мешает жить: «Скрытое» Михаэля Ханеке

Оглавление

В конце 2005 года Францию потрясла серия массовых беспорядков. Двое подростков африканского происхождения погибли в трансформаторной будке, где они прятались от полиции. После этого молодежь «цветных» районов Парижа вышла на улицу. Восставшие поджигали машины, громили витрины магазинов, устраивали стычки с полицией.

«Скрытое» (Caché, 2004)

Осторожно, вас снимают!

Со временем волна насилия распространилась по всей стране. Совпадение или нет, но незадолго до начала беспорядков на экраны вышел фильм австрийского режиссера Михаэля Ханеке «Скрытое». В картине поднимается вопрос коллективной вины французов за действия, которые они совершали во времена колониальной политики в Алжире.

Конфликт возле полицейского участка. Кадр из фильма «Скрытое». Режиссер Михаэль Ханеке
Конфликт возле полицейского участка. Кадр из фильма «Скрытое». Режиссер Михаэль Ханеке

О сюжете фильма. В Париже живет обычная французская семья. Жорж — ведущий на телевидении, Анна работает в издательстве. У супругов есть сын Пьерро. Внезапно кто-то начинает присылать им в дом видеокассеты с записями камер видеонаблюдения, на которых показан их дом. Вместе с кассетами приходят странные открытки с изображениями человека с перерезанным горлом. Супруги обеспокоены. Полиция бездействует из-за отсутствия состава преступления. В какой-то момент исчезает их сын. Жорж догадывается, кто может присылать посылки, но боится признаться в этом не только жене, но и себе самому.

Парижский погром

В 1960-х годах во Францию хлынули толпы иммигрантов из Северной Африки. В то время страна испытывала экономический подъем. Выходцы из Алжира и Индокитая приезжали во Францию в качестве дешевой рабочей силы. В какой-то момент они составляли около 10% от всего населения страны. Но затем ситуация ухудшилась и многие из приехавших лишились работы и крыши над головой. В это же время началась война в самом Алжире.

Во время Парижского погрома французская полиция жестко расправилась с протестующими
Во время Парижского погрома французская полиция жестко расправилась с протестующими

17 октября 1961 года произошел Парижский погром, информация о котором долгое время скрывалась властями. Около 30 тысяч алжирцев вышли на митинг. Полиция избивала протестующих, прижимая их к Сене, и сбрасывала митингующих в реку. По разным оценкам, в инциденте погибли около 200 алжирцев.

-3

Среди них были родители Маджида — одного из героев фильма Ханеке. Вот как описывает те события Жорж в разговоре с женой:

Полицейская резня. Они утопили в Сене около 200 арабов. Включая родителей Маджида, скорее всего. Они так и не вернулись. Папа поехал в Париж искать их. Они сказали, что он должен быть рад избавиться от пары цветных в своем доме.

Родители Маджида жили и работали в доме родителей Жоржа, когда тому было шесть лет. После парижского погрома Маджид остался сиротой. Жорж не хотел жить с ним под одной крышей. Он заставил родителей отдать Маджида в детский дом. После этого жизнь Маджида пошла под откос. Он не смог получить образование и хорошую работу, жил в нищете.

Жизнь Жоржа сложилась иначе. Он стал известным телеведущим, живет в собственном доме, у него есть семья. Но после того, как в его доме начали появляться кассеты и открытки, он начинает вспоминать события детства. В нем начинает просыпаться неприятное чувство вины.

Как неравенство приводит к насилию

В частном конфликте между успешным коренным французом и неустроенным выходцем из Алжира режиссер поднимает вопрос коллективной исторической ответственности Франции за результаты колониальной политики на севере Африки. После парижских событий 61-го года для иммигрантов были построены отдельные районы. В них процветал криминал, уровень жизни был очень низким, система образования работала из рук вон плохо. Во многих кварталах государство закрывало культурные и спортивные центры. Это привело к росту преступности и социальной напряженности.

Квартира Маджида. Кадр из фильма «Скрытое»
Квартира Маджида. Кадр из фильма «Скрытое»

Социологические опросы показали, что коренному французу легче устроиться на хорошую работу, чем жителю «цветных» пригородов, при остальных равных условиях. Многие полагают, что в стране, по крайней мере среди работодателей, распространен скрытый расизм.

Соцсети - наше всё

Фильм также поднимает вопрос неприкосновенности частной жизни. Еще Джордж Оруэлл в романе «1984» предсказывал возможность возникновения тоталитарных систем с глобальным контролем. Но оказалось, что угрозы нужно было ждать с другой стороны. Камеры наблюдения следят за каждым нашим шагом и могут в любой момент измерить температуру тела и другие показатели. Камерам все равно, какая политическая система сейчас на дворе — тоталитаризм или демократия. В социальных сетях люди готовы делиться самыми личными моментами из своей жизни. Мы не замечаем, чем это может обернуться, если попадет в нечистые руки.

Жорж и Анна узнают о пропаже сына. Кадр из фильма «Скрытое»
Жорж и Анна узнают о пропаже сына. Кадр из фильма «Скрытое»

В фильме Ханеке не показывает владельца нечистых рук:

Если вы захотите узнать, кто прислал записи, вы не поняли фильм. Задавать этот вопрос — значит не задавать реальный вопрос, который поднимает картина, а именно: как мы относимся к своей совести и своей вине и примиряемся со своими поступками?
Мой фильм — не триллер. И кто я такой, чтобы давать кому-то ответ о том, как им поступать со своей нечистой совестью?
Михаэль Ханеке

Жорж понимает умом, что виноват перед Маджидом, но не может принять это сердцем. Маджид не смог обустроить свою жизнь и находит причину этого в Жорже. Анна не может наладить контакт с мужем и ищет утешения на стороне. Пьерро протестует против таких отношений и уходит из дома.

Миллионы алжирцев не могут найти работу и живут в нищете. Францию сотрясают массовые волнения.

Разве может в этом виноватым быть кто-то один?

Что еще посмотреть на эту тему:

«Шоссе в никуда» (1996), Дэвид Линч

«Фотоувеличение» (1966), Микеланджело Антониони

Антониони: фотоувеличение ускользающей реальности
Культурный Хаос8 сентября 2022

«Белая лента» (2009), Михаэль Ханеке

«Подарок» (2015), Джоэл Эдгертон

-6

К содержанию

«Культурный хаос». Содержание и цели
Культурный Хаос18 сентября 2022

#кино #ханеке