В конце 2005 года Францию потрясла серия массовых беспорядков. Двое подростков африканского происхождения погибли в трансформаторной будке, где они прятались от полиции. После этого молодежь «цветных» районов Парижа вышла на улицу. Восставшие поджигали машины, громили витрины магазинов, устраивали стычки с полицией.
Осторожно, вас снимают!
Со временем волна насилия распространилась по всей стране. Совпадение или нет, но незадолго до начала беспорядков на экраны вышел фильм австрийского режиссера Михаэля Ханеке «Скрытое». В картине поднимается вопрос коллективной вины французов за действия, которые они совершали во времена колониальной политики в Алжире.
О сюжете фильма. В Париже живет обычная французская семья. Жорж — ведущий на телевидении, Анна работает в издательстве. У супругов есть сын Пьерро. Внезапно кто-то начинает присылать им в дом видеокассеты с записями камер видеонаблюдения, на которых показан их дом. Вместе с кассетами приходят странные открытки с изображениями человека с перерезанным горлом. Супруги обеспокоены. Полиция бездействует из-за отсутствия состава преступления. В какой-то момент исчезает их сын. Жорж догадывается, кто может присылать посылки, но боится признаться в этом не только жене, но и себе самому.
Парижский погром
В 1960-х годах во Францию хлынули толпы иммигрантов из Северной Африки. В то время страна испытывала экономический подъем. Выходцы из Алжира и Индокитая приезжали во Францию в качестве дешевой рабочей силы. В какой-то момент они составляли около 10% от всего населения страны. Но затем ситуация ухудшилась и многие из приехавших лишились работы и крыши над головой. В это же время началась война в самом Алжире.
17 октября 1961 года произошел Парижский погром, информация о котором долгое время скрывалась властями. Около 30 тысяч алжирцев вышли на митинг. Полиция избивала протестующих, прижимая их к Сене, и сбрасывала митингующих в реку. По разным оценкам, в инциденте погибли около 200 алжирцев.
Среди них были родители Маджида — одного из героев фильма Ханеке. Вот как описывает те события Жорж в разговоре с женой:
Полицейская резня. Они утопили в Сене около 200 арабов. Включая родителей Маджида, скорее всего. Они так и не вернулись. Папа поехал в Париж искать их. Они сказали, что он должен быть рад избавиться от пары цветных в своем доме.
Родители Маджида жили и работали в доме родителей Жоржа, когда тому было шесть лет. После парижского погрома Маджид остался сиротой. Жорж не хотел жить с ним под одной крышей. Он заставил родителей отдать Маджида в детский дом. После этого жизнь Маджида пошла под откос. Он не смог получить образование и хорошую работу, жил в нищете.
Жизнь Жоржа сложилась иначе. Он стал известным телеведущим, живет в собственном доме, у него есть семья. Но после того, как в его доме начали появляться кассеты и открытки, он начинает вспоминать события детства. В нем начинает просыпаться неприятное чувство вины.
Как неравенство приводит к насилию
В частном конфликте между успешным коренным французом и неустроенным выходцем из Алжира режиссер поднимает вопрос коллективной исторической ответственности Франции за результаты колониальной политики на севере Африки. После парижских событий 61-го года для иммигрантов были построены отдельные районы. В них процветал криминал, уровень жизни был очень низким, система образования работала из рук вон плохо. Во многих кварталах государство закрывало культурные и спортивные центры. Это привело к росту преступности и социальной напряженности.
Социологические опросы показали, что коренному французу легче устроиться на хорошую работу, чем жителю «цветных» пригородов, при остальных равных условиях. Многие полагают, что в стране, по крайней мере среди работодателей, распространен скрытый расизм.
Соцсети - наше всё
Фильм также поднимает вопрос неприкосновенности частной жизни. Еще Джордж Оруэлл в романе «1984» предсказывал возможность возникновения тоталитарных систем с глобальным контролем. Но оказалось, что угрозы нужно было ждать с другой стороны. Камеры наблюдения следят за каждым нашим шагом и могут в любой момент измерить температуру тела и другие показатели. Камерам все равно, какая политическая система сейчас на дворе — тоталитаризм или демократия. В социальных сетях люди готовы делиться самыми личными моментами из своей жизни. Мы не замечаем, чем это может обернуться, если попадет в нечистые руки.
В фильме Ханеке не показывает владельца нечистых рук:
Если вы захотите узнать, кто прислал записи, вы не поняли фильм. Задавать этот вопрос — значит не задавать реальный вопрос, который поднимает картина, а именно: как мы относимся к своей совести и своей вине и примиряемся со своими поступками?
Мой фильм — не триллер. И кто я такой, чтобы давать кому-то ответ о том, как им поступать со своей нечистой совестью?
Михаэль Ханеке
Жорж понимает умом, что виноват перед Маджидом, но не может принять это сердцем. Маджид не смог обустроить свою жизнь и находит причину этого в Жорже. Анна не может наладить контакт с мужем и ищет утешения на стороне. Пьерро протестует против таких отношений и уходит из дома.
Миллионы алжирцев не могут найти работу и живут в нищете. Францию сотрясают массовые волнения.
Разве может в этом виноватым быть кто-то один?
Что еще посмотреть на эту тему:
«Шоссе в никуда» (1996), Дэвид Линч
«Фотоувеличение» (1966), Микеланджело Антониони
«Белая лента» (2009), Михаэль Ханеке
«Подарок» (2015), Джоэл Эдгертон
К содержанию
#кино #ханеке