Найти тему
ВеликаяИстория

История предпринимательства. Шустов Николай Леонтьевич.

Шустов Н.Л.
Шустов Н.Л.

Российский предприниматель, основатель товарищества «Шустовъ и сыновья», который стал одним из крупнейших производителей алкогольной продукции во времена царской России конца XIX века. Сын бывшего крепостного открыл в Москве, на Маросейке скромный водочный заводик, арендуя под него кузницу. Купец второй гильдии Николай подошел к начатому делу серьезно; поставив задачу выпускать только высококачественные напитки по рецептам своего отца, поднимался, не в пример многим недобросовестным скоробогатеям-водочникам, постепенно. Только через два года он смог перевести завод на Мясницкую улицу в помещение попросторнее, а через 15 лет, в 1880 году, Шустов занял под завод участок на Большой Садовой, открыл в крупных городах страны свои представительства, склады и магазины. Поднимался Шустов не только благодаря отменному качеству товара, но и благодаря хитроумной рекламе. Он первый использовали торговый знак (логотип) – фирменный колокол, который непременно присутствовал на этикетке. По заказам Шустова работали известные художники России, разрабатывали бутылки и этикетки. Шустов использовали оригинальную и легко узнаваемую упаковку. В 1896 году продукция фирмы за превосходное качество ликеров, могущих вполне успешно конкурировать с заграничными, была удостоена золотой медали на Нижегородской ярмарке. В этом же году компания была преобразована в паевое Товарищество “Н.Л. Шустов с сыновьями”.

Пример рекламы предприятия Шустова
Пример рекламы предприятия Шустова

Реклама у Шустова была креативная и агрессивная. «Не пьём, а лечимся». Он говорил: «Покупатель нам не друг, он нам слуга и хозяин». Шустов учил не «спрашивать в магазинах наливки Шустова», а «требовать везде Шустовские наливки»». Формулировка сохранилась до 50-х годов 20-го века. — Выкупал обложки журналов для своей рекламы. Размещал рекламу на транспорте.
Заказывал джинсу в прессе, придумывая загадки и анекдоты с фразой «Шустовский коньяк». Занимался продакт-плейсментом, подкупая актёров: популярная актриса, играя Ларису из «Бесприданницы» Островского, просила подать ей именно «шустовского коньяку», хотя в авторском тексте ничего похожего не было, да и самого коньяка во времена написания пьесы еще не существовало.
Двигал вирусняки, договорился со студентами, что те заходили в трактиры, требовали лучшей в мире Шустовской водки и, получив отказ, били полового по морде. Прибегал полицейский, составлял протокол (который наутро публиковался в газетах), а студента Шустов выкупал из участка.
В Европе и Америке в дорогие рестораны заходили хорошо одетые молодые люди, заказывали лучшие деликатесы и, когда стол был сервирован, просили подать бутылку шустовского коньяку. Когда такового не оказывалось, молодой человек расплачивался по счёту, извинялся перед дамой, что привёл её в такую дыру и покидал заведение. Через несколько месяцев благодаря такой рекламе, шустовский коньяк стал поставляться во все крупные рестораны Европы и Америки.

После смерти Николая Шустова, его дело продолжили сыновья и в 1900 году они анонимно отправили свой напиток на Всемирную выставку в Париж. Жюри по достоинству оценило вкус коньяка Шустовых, но оказалось, что он был изготовлен не во Франции, а соответственно не мог называться коньяком, так как в то время носить такое название мог только алкоголь, произведенный во Франции. Но жюри решило сделать для Шустовых исключение и писать на бутылках «коньяк» а не «бренди». Неудивительно, что вскоре «Коньяк Шустовых» стал официально поставляться ко двору Его Императорского Величества. К 1914 году Шустовы контролировали 30% алкогольного производства в Российской империи и 44% алкогольного экспорта. Суммарный оборот одних только коньячных заводов составлял более 2-х млн. рублей серебром в год.

Понравилась рубрика? Хотите продолжения? Пишите в комментариях.


Наука
7 млн интересуются