"Вы вынуждаете меня простую бедную женщину, тратить всю свою зарплату на вас, репетиторов! Как Вам не стыдно!" (орфография и пунктуация оригинала здесь и далее сохранены).
Дождь накрапывал, медленно спускаясь с мрачного, унылого неба, когда я, решив проверить сообщения, прочитала длинное письмо от незнакомой женщины. На фотографии профиля - лошадь. Красивая сильная лошадь, закидывающая развевающуюся на ветру гриву.
"Мне почку продать или работать круглосуточно? Развалили образование. Мы в школе нормально выучились", - продолжала кричать уставшая от житейских неурядиц женская душа. Я так и представила, как ,оторвавшись от приготовления ужина, может быть, макарон с сосисками, а может, борща на курином бульоне, эта заботливая мать и хорошая хозяйка, которая из ничего сочинит застолье, беспомощно рухнула на стул. Пока закипает вода, заглянула на сайты поиска репетиторов и .... обомлела!
"Вы там в своих кабинетиках лалыкаете я пашу, труд у меня тяжёлый не то что у вас, посидел, да потрещал, а деньжищи вон какие берёте" Чуть не плача, она звонит знакомой, у которой тоже сын-выпускник, и узнаёт, какова стоимость занятия с хорошим репетитором. Другая хвалится удачной находкой. Но "дешёвый репетитор" не прельщает эту славную женщину, она слишком мало зарабатывает, чтобы тратить на услуги низкого качества.
Сколько раз так было, купишь подешевле, а оно быстрее ломается. А сейчас рисковать совсем нельзя, надо обязательно, чтобы сын ЕГЭ сдал хорошо, на бюджет поступил. Оценки хорошие, учитель его хвалит, но "пробник" парень очень плохо написал.
И вот в отчаянии она пишет гневное послание первому попавшемуся репетитору, ругая всё и всех, высвобождая энергию отчаяния....
В чём же виновата я, репетитор? Я тоже мать, тоже женщина, которая точно так же в то же самое время убирает с плиты кастрюлю наваристого борща и идёт работать.
Разве я "развалила" образование? Мне казалось, нет, я уверена, что я спасаю детей, давая им качественное знание. Идёт время, сменяются ФГОСы, парадигмы, требования, а я преподаю по-старому, как сейчас говорят, по "советской методике", это классика, которая работает. Кстати, чтобы владеть разными действенными методами обучения, адаптировать их под современные реалии, я много училась.
Можно запретить всех репетиторов, раз они такие вредители. Но кто будет учить детей?
Я знаю, почему почти каждая семья вынуждена, именно вынуждена! обращаться к репетиторам. Давайте познакомимся с сыном этой прелестной женщины, что написала мне гневное письмо. Предположим, это Егор, ученик 11 класса. В младшей школе он прекрасно учился, с трудом, но вытягивал на "четыре" или даже "пять" русский язык. Потом началось обучение в пятом. Если раньше мама могла помочь, объяснить что-то, то в средней школе это сделать ей стало сложнее, возможно, младшие дети стали требовать внимания или мама стала больше работать, а тут ещё и классный руководитель сказал, что надо уже учеников пятого класса приучать к самостоятельности. Правда, не уточнил, как именно приучить к самостоятельности правильно.
И вот уже наш Егор скатился на "четвёрки с минусом". Не страшно. Не в оценках счастье. Но мы помним, что в пятом ребята получают базовые знания по русскому языку. Не понял один момент, потом второй... Появляются пробелы. А как построить дом на слабом фундаменте? Вот так и получается, что пробел за пробелом потерял Егор возможность иметь хорошие глубокие знания по русскому. Далее шестой - восьмой класс (у всех по-разному, у кого-то раньше начинается, у кого-то позже, тут барабанная дробь!) - переходный возраст! Гормоны словно блокируют мыслительную деятельность, обучение даётся тяжелее. Меняются жизненные приоритеты и авторитеты, а на носу девятый класс. Возможно, Егору удаётся за счёт текущих оценок, полученных за "краткосрочные знания" учиться неплохо, но когда пишет диктант или сочинение, то сразу видно, что всё не так хорошо, как кажется.
Мама хватается за голову, но решает в девятом переждать, авось пронесёт. И проносит. Егор сдаёт экзамен на тройку (или даже на четвёрку, потому что ему удаётся списать), а к одиннадцатому классу обнаруживается, что нужен репетитор. В школе, конечно, готовят к экзамену, но у Егора не получается разобраться в теории, выучив, он не может её применить.
Давайте вернёмся к пятикласснику Егору. Он тогда не понял тему "Чередующиеся гласные в корне слова". Чтобы сдать ЕГЭ на 90+ в одиннадцатом, он в пятом должен сказать учителю: "Я не понял эту тему! Объясните мне, пожалуйста, ещё раз". Или сам должен просмотреть видеоурок на эту тему, выполнить много упражнений и сказать учителю: "Посмотрите, я тут закреплял тему, всё ли у меня верно? А если где-то ошибка, давайте вместе разберём". Фантастика, не правда ли?
Сейчас я реализую свой экспериментальный проект, он называется "Секретный чатик с учителем русского" для пятиклассников (чат в Телеграм: https://t.me/+krGwHGDL-lxiNGZi). Только трое из десяти задают вопросы, если что-то не поняли, дают на проверку свои работы, участвуют в эфирах. Уже сейчас я могу сказать, что эти дети способны сами, без репетиторов, подготовиться к ЕГЭ, когда станут одиннадцатиклассниками. Остальные, если не удастся их расшевелить и научить учиться, без репетиров не справятся.
Так кто виноват и что делать? Не надо искать виновных. И себя винить тоже не нужно. А вот о том, что делать, подумать следует. Я не сторонник того, чтобы начинать занятия с репетитором уже в средней школе, но если другой возможности помочь нет, то значит, обращаться к специалисту. При этом нужно быть осторожнее, потому что на самом деле репетитору не выгодно хорошо учить ученика 5-8 класса.
Я бы поставила педагогу чёткую задачу с указанием сроков и результатов. Пусть сроки обозначит репетитор, но они должны быть. А ещё важно, чтобы репетитор не просто давал знания по русскому языку, а параллельно учил учиться, учил использовать особенности восприятия информации, развивал устную и письменную речь и т.д.
Мои размышления прерывает старшая дочь: "Мам, а разве нужно говорить не обеспЕчение, а по-другому?" Я не занимаюсь со своими детьми как репетитор, регулярно сажая их на занятия, но всегда отвечаю на вопросы и даю пищу для размышления, исправляю ошибки в речи и подсказываю, как лучше выразить мысль.
-ОбеспЕчение.
-Просто в видео услышала, слух резануло.
"Хорошо, что резануло", - подумала я,
-А почему ты такая грустная? - интересуется дочь. Я рассказала ей о содержании письма.
-У тебя сообщения от Сашиной мамы, от Димы и от других остались?
-Остались...
-Вот почитай их и успокойся, - со свойственной подросткам интонацией высочайшей мудрости произнесла эта дама пятнадцати лет.
И правда. Стольким помогла, столько ребят учатся в вузах, а сколько уже давно врачи, инженеры, переводчики, даже актриса и военный есть! У самого старшего моего ученика уже дети-школьники, всё грозится привести, как в девятый перейдут.
Но мне не даёт покоя это гневное сообщение. Я решаюсь ответить ей, этой неизвестной, но точно знаю, что самоотверженной, Матери, набираю ответ, удаляю его... И отвечаю совсем не так, как, наверное, надо было: "Простите, если я каким-то образом сделала, сама того не зная, Вам больно. Всего Вам хорошего и светлого!"
В ответ - тишина. И только через пару часов: "Вы простите. Спасибо".
#репетиторрусского #репетиторонлайн #репетиторпорусскому #русский2023 #репетитор #буднирепетитора #репетиторпорусскому2023 #онлайнрепетитор #русскийязык #русскийогэегэ #русскийогэ #русскийегэ #русскийегэ2023