Он был внуком кожевника, выписанного в Россию Императором Павлом I из Брауншвейга, вот и немецкие корни. Будущий архитектор родился 22 февраля (6 марта) 1802 года в Гатчинском районе Петербургской губернии. В 13 лет, в конце 1815 года мальчика отдали в Императорскую академию художеств. Под руководством Монферрана будущий зодчий продолжал практическое обучение на петербургских стройках, работал в Комиссии о построении Исаакиевского собора, куда был определён 1 июня 1825 года.
В начале карьеры архитектор занимался в-основном частными заказами на перестройку особняков и вилл. Перестраивал усадьбу для графа А. Х. Бенкендорфа в его имении Фалль, в окрестностях Ревеля (Кейла-Йоа). Для усадебного дома архитектор вместе с владельцем выбрали романтический стиль «готического замка». После постройки замка Фалль Бенкендорф представил архитектора императору. Штакеншнейдер приобрёл благоволение Николая I и стал получать от него, одно за другим, важные поручения, и с тех пор началась его слава как именитого архитектора стиля эклектики.
Первой крупной постройкой Штакеншнейдера в Санкт-Петербурге был Мариинский дворец, дворец дочери императора Николая I Марии Николаевны (1844). Он стал произведением «переходного стиля» от позднего русского классицизма к стилю необарокко периода историзма. Фасад дворца скомпонован согласно принципам классицизма: общая симметрия, трёхчастное деление, однако в целом фасад производит тяжёлое, барочное впечатление из-за сильной рельефности с эффектами светотени и насыщенностью деталями. По дороге между Петергофом и Сергиевкой А. И. Штакеншнейдер построил «Дворец на Собственной даче» для великого князя Александра Николаевича (1843), в котором были ярко выраженные барочные черты. Следующая крупная постройка Штакеншнейдера в Санкт-Петербурге — Дворец Белосельских-Белозерских, на углу Невского проспекта и набережной р. Фонтанки (1847—1848). Дворец воспроизводит композицию и основные черты Строгановского дворца, также расположенного по Невскому проспекту (на углу набережной р. Мойки), созданного столетием раньше Б. В. Растрелли (1754), однако отличается более строгими формами фасадов и декором. Позднее, в здании Николаевского дворца на Благовещенской площади (1853—1861), Штакеншнейдер как бы пошёл в обратном направлении, от позднего классицизма через «второе барокко» неоренессансу, что видно например по окнам дворца.
Штакеншнейдер построил ещё множество различных парковых павильонов и усадебных домов в Петергофе, например, бельведер на Бабьем гоне, Павловске и других городах. Архитектор сделал выдающуюся карьеру: начав службу в должности архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, он под конец своей жизни стал главным архитектором Департамента уделов, с 1848 года — архитектором Высочайшего двора и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы. В последние годы жизни здоровье Штакеншнейдера значительно ослабло. Весной 1865 года по совету врачей он отправился на кумысное лечение в Оренбургскую губернию. Проведённое там лето, казалось, принесло Штакеншнейдеру пользу, но на обратном пути в Санкт-Петербург он почувствовал себя плохо, скончался в Москве 8 августа того же года. Архитектор был похоронен в Санкт-Петербурге в Троице-Сергиевой пустыни близ церкви Григория Богослова, построенной им самим. Кладбище не сохранилось.
Мы в соцсетях:
ВКонтакте: https://vk.com/nabat_utrachennogo
Телеграм: https://t.me/nabat_utrachennogo